Монастыри

Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь

164132, Архангельская область, Каргопольский район, дер.Погост, М.О.Ошевенское

Телефон: +7(921)085-03-83

Сайт: http://www.oshevenskoe.ru/

История

Преподобный Александр Ошевенский основал монастырь на реке Чурьеге, притоке р. Кены, в 60-е годы XV века. На месте том Александру было знамение от Бога, поэтому место выбрано удачно – в излучине реки, на слегка возвышенном месте, не заливаемом в полноводье. Комплекс монастыря хорошо был виден с верхнего и нижнего плесов реки. Здесь же, в излучине, до сих пор существует роща, связанная когда-то с языческим культом. Монастырь должен был способствовать утверждению христианства. О возникновении монастыря свидетельствует житие прп. Александра: «В Каргопольской области есть волостка Слобода завома, над рекою Чюрьюгою и об ону сторону тоя реки есть место угодно к монастырскому строению».

Каким же условиям отвечало место «угодно монастырскому строению»? Прежде всего – это близость реки, обеспечивающая постоянный рыбный промысел и удобную связь с новгородским торговым путем, проходящим по р. Кене и Онеге к Северной Двине и Белому морю. Имела значение и живописность места: «бор бяше, лесом же и езеры исполнено вели и красно бяше отовсюду…».

Житие Александра Ошевенского было написано пострижеником Александро-Ошевенского монастыря иеромонахом Феодосием в 1567 году, спустя 88 лет после смерти святого. Феодосий не был «самовидцем» Александра, поэтому сведения о его жизни и подвигах он собирал «от древних инок» и многочисленных родственников самого святого.

Родился будущий подвижник 17 марта 1427 года в д. Никифоровой Белозерского края в семье «земледельцев» Никифора по прозвищу Ошевень и его жены Фотинии. Алексей - такое имя дали ему - был младшим сыном в этой многодетной семье. Рождению Алексея предшествовало чудо. Родители часто молились Богородице о рождении сына, который стал бы для них утешением на старости лет, и молитва их была услышана. Когда Фотиния находилась в Кирилло-Белозерской обители, ей явилась в видении Богородица вместе с Кириллом Белозерским и предвозвестила рождение святого. Уже в отрочестве Алексей подражал инокам: проводил ночи в молитве, соблюдал строгий пост, читал божественные книги.

Когда Алексею исполнилось 18 лет и родители захотели, чтобы он женился, юноша испросил у родителей разрешение сходить в Кирилло-Белозерский монастырь на богомолье. Из монастыря Алексей послал своим родителям письмо, в котором просил у них позволения еще на некоторое время остаться в обители. Здесь покоились мощи его небесного покровителя, и здесь он решил принять постриг. Но только через 6 лет, в 1452 году, Алексей стал иноком под именем Александр и было ему тогда 25 лет. Родители Александра первое время не могли смириться с уходом сына, Никифор хотел даже силой вернуть его домой. Однако Александру и не суждено было окончательно расстаться со своими родными.

Вскоре после ухода сына в монастырь Никифор Ошевень со всей семьей вынужден был переселиться «от насилия земных властей» сперва в Каргополь, а затем в весь Волосово в 30 верстах от Каргополя. И прозвалась «та весь и доныне слобода Ошевнева».

Сюда, в Ошевенскую слободу, и пришел однажды инок Александр навестить родителей. Получив их благословение, он собирался вернуться в обитель, но престарелые родители не в силах были снова расстаться с сыном. Никифор упросил Александра не покидать их и устроить монастырь рядом со слободой, на другом берегу реки Чурьеги. Александр внял этим мольбам, поскольку и сам хотел поискать в этих краях места для подвигов безмолвия. Вместе со своим старшим братом он отправился на другую сторону реки Чурьега и обходил многие места. И пришли они на некое место, окруженное болотами и дебрями. Очень понравилось оно преподобному Александру и поставил он крест. Александр дал обет построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца и поселиться здесь навеки.

Вернувшись на некоторое время в Белозерский монастырь, Александр стал молить игумена благословить его на создание новой обители. Настоятель не стал противиться решению Александра и благословил его иконами Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. Поддержку своему святому делу Александр нашел и в Новгороде. Новгородский архиепископ Иона выдал подвижнику грамоту и антиминс на освящение храма, а боярыня Анастасия и сын ее Георгий четырьмя жалованными грамотами закрепили за монастырем право на земельные владения, где собирался Александр возводить свою обитель. Так в 1460-е годы возник Александро-Ошевенский монастырь.
Александр исполнил данный им обет: он построил деревянную шатровую церковь во имя святителя Николая, основал монастырь и, несмотря па невзгоды и болезнь, прожил в нем 27 лет до конца своей жизни.

Основав монастырь недалеко от поселения родственников, Александр и в дальнейшем не расставался с ними. Впрочем, ничего, кроме скорби и невзгод, эти узы не принесли ему. Через некоторое время после переселения Александра умерли его родители. Когда преподобный совершил обряд пострижения над своими племянниками Никоном и Петром, брат Александра Амвросий, отец Никона, пришел в ярость. Вскоре и сами племянники, не выдержав тягот иноческой жизни, удалились из монастыря. Феодосий толкует эти события как бесовские искушения, которые Александр стойко преодолел. Однако все эти неурядицы подорвали здоровье Александра, и он тяжело заболел. И хотя Кирилл Белозерский, явившись Александру в видении, обещал ему исцеление, святой уже чувствовал приближение своей скорой смерти. Преставился Александр 20 апреля 1479 года в возрасте 52 лет. Похоронили его по правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.

После кончины Александра в течение 8 лет в монастыре происходили различные нестроения, предсказанные самим святым. Пришлые иноки стали уносить из монастыря монастырские книги, утварь, и даже одежду и обувь. Монастырь опустел, в нем осталось только пять пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали осваивать монастырские угодья. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена еще одна церковь — и честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел разорить воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Грозного Анастасии; в те же годы инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз и XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. Однако все эти невзгоды не помешали монастырю на протяжении всей истории его существования заниматься духовным просвещением местного населения, воспитать у себя основателей более чем шести монастырей. Вплоть до разорения в Советские годы монастырь являлся главной святыней Каргопольского края, был местом паломничества для тысяч православных людей.

Облик монастыря до опустошительного пожара 1706 г. помогли восстановить иконы. По иконам мастером из Курска создан макет монастыря конца XVII – начала XVIII веков. Основное место в нем занимают храмы. Главный из них, Никольский, относился к шатровым крестообразным церквям. На иконах хорошо видны прирубы, крытые бочками. Переход от них к восьмерику выполнен в виде 2-х ярусов кокошников. Одноглавый клетский храм, показанный на иконах с южной стороны Никольской церкви, являлся пределом Александра Ошевенского, в котором находились мощи святого. Высоту церкви считают равной 40 метрам, а Успенской - 35.

Первый храм - Никольский - был возведен еще самим Александром, второй - Успенский - возник при его преемнике игумене Максиме. В конце 30-х годов XVI в. Никольский храм был заменен новым, сооруженным «древоделателем» Василием. Заново был срублен и второй храм - Успенский. В середине XVI в. обе церкви сгорели, однако вскоре были восстановлены: «...двум летом минувшим по пожаре создана бысть церковь теплая ... Успения, велия и преславна...», а вслед за ней и Никольская. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь почти целиком сгорел от молнии. После этого пожара в Александрово-Ошевенском монастыре стали возводиться, главным образом, каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней.

За все время существования монастырь так и не стал большим и особых богатств не нажил, но для всего Северного края он был, как для средней Руси - Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пошли монастыри, скиты и пустыньки обширного севера, святые преподобные Пахомий Кенский, Антоний Сийский, Никодим Кожеезерский, Кирилл Сырьинский. Основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вазенгской, Макарьинской, Спасской пустыней тоже были выходцами от Ошевенского монастыря. В духовной связи с прп. Александром находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского. Так распространялась на Русском Севере традиция монашеского подвига, идущая от Сергия Радонежского.

Первую жалованную грамоту в пользу святой обители дал в 1540 г. царь Иоанн Васильевич (Грозный) на право «владения землею с згодьями», крестьянами до 650 душ, на рыбные ловли, безвозмездные солеварни и бесплатную продажу соли. Не забывали монастырь и последующие правители Руси. Из «Олонецких Епархиальных ведомостей» за 1907-1908 гг. мы узнаем, что монастырь имел 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел да капитал 23 тыс. рублей.

Почитается Александр Ошевенский в Каргополье и как избавитель этого края от змей. По преданию, преподобный Александр заклял змей и предрек, что, до тех пор, пока стоит его монастырь, «пока звон слышно», змей в Каргополье не будет. И действительно, как вспоминают старожилы, змей в Каргопольском крае в старые времена не было, хотя в соседних уездах они водились.

Еще в XVII веке в честь избавления преподобным Александром Каргополья от змей был установлен особый праздник — Богомоленье, который отмечался каждый год в первое воскресенье Петрова поста. В этот день Александро-Ошевенский монастырь встречал у себя крестный ход из Христорождественского собора в Каргополе. За Ошевенским мостом, около Никольской часовни, этот крестный ход соединялся с богомольцами, шедшими из местных приходских церквей. В часовне отправлялся водосвятный молебен, после чего крестный ход совершал обход вокруг монастыря и направлялся в монастырский храм для торжественного богослужения. В XIX — начале XX века крестный ход из Каргополя совершался нерегулярно, но все равно каждый год множество паломников в день Богомоленья стекалось к раке святого. Многолюдным и радостным был этот праздник, собиралось свыше 8000 богомольцев, «вся местность по берегам реки буквально была залита народом, представляла как бы разноцветный ковер. Народа было так много, что незаметно было, движутся ли в какую-либо сторону люди или нет».

Статья, опубликованная в газете «Оленецкая неделя»,№25.5.1912 г. под названием «Крестный ход в Александро-Ошевенский монастырь из Каргополя и обратно» рассказывает о том, как викарий Оленецкой епархии Преосвященный Варнава, епископ Каргопольский предпринял путешествие с крестным ходом в Александро-Ошевенский монастырь (от Каргополя до монастыря 42 вер.). Владыка двигался самостоятельно на экипаже, совершая при этом служения в приписных церквях, говорил слова назидания, а затем, догонял крестный ход и, выйдя из экипажа, шествовал за ним, любуясь процессией. Вечером он отбыл в Ошевенский монастырь, посетив по пути храмы. С утра совершив Литургию в монастыре, двинулся навстречу городскому крестному ходу с монастырским ходом. По прибытии объединенного крестного хода в обитель прп. Александра духовенство беспрерывно служило молебны у раки святого. Затем была всенощная, которую служили сразу в 3-х церквях монастыря. «В верхней церкви служил Преосвященный Владыка с Протоиереем, 14 священниками и двумя иеромонахами, при архидиаконе и множестве диаконов. На правом клиросе пели псаломщики Каргопольского Спасопреображенского монастыря, а на левом - хор Ошевенских девиц под управлением местного крестьянина. На «литию» вышли одновременно из 3-х церквей. ... Народу присутствовало бесчисленное множество, но порядок был образцовый... В ограде, пред окном храма - вблизи раки, было продолжено всенощное бдение и прочтен акафист святому. На следующий день торжество продолжилось, а еще через день крестный ход отбыл обратно в Каргополь».

Уже тогда, в начале XX века, перед скорым своим закрытием, монастырь переживал не лучшие времена. Братия состояла всего из 10 монахов, храмы и корпуса нуждались в основательном ремонте. Однако в день праздника Александра Ошевенского эти беды не казались непреодолимыми. С благоговением и светлой надеждой пели богомольцы тропарь Александру Ошевенскому. Люди верили, что святой не оставит своей обители, победит змея безбожия и запустения и над благословенной Каргопольской землей вечно светить солнце.

Сохранившиеся документы монастыря свидетельствуют о том, что Александро-Ошевенская обитель имела большое влияние как на богомольцев, так и на окрестный Каргопольский край, создав в нем особенный строй жизни. Распространению влияния обители также значительно содействовали ее земельные владения, так как жители монастырских сел и работники при солеварнях и других хозяйствах монастыря усваивали и взгляды иноков на образ жизни.

Каменный монастырь, который частично сохранился до наших дней, повторяет прежний деревянный лишь в самых общих чертах. Напротив монастыря находится Святая роща. Раньше от монастыря в рощу вела живописная аллея, с высадками восточных роз. В роще стояла часовня прп. Александра, замененная в начале XX в. обетными крестами, которые сохранились и поныне.

К началу XX века в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская (утрачена в конце XX века). В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе прп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.

С 1907 года монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 года, когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 года по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме «восьмерик на четверике». 27 июля 1907 года она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена, и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 г. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 года до своего закрытия в январе 1931 года часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е годы ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена.
Адрес: (Волго-Донской (бывш. Беляевский) просп., 4, угол Пискаревского просп.)

После октябрьского переворота 1917 г., в 1922 г. в монастыре остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году, по инициативе коммуниста Н. Попова, в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта рака святого. Но в ней ничего не обнаружили, так как мощи святого находились под спудом. С этого момента монастырь считался закрытым. Насельники монастыря подвергнуты репрессиям. Судьбу некоторых удалось проследить по сборнику «За веру Христову» и благодаря знакомству с материалами исследователей из села Печниково Каргопольского района (Фаркова Л.И.).

Так иеромонах Павел (в миру Дмитрий Иванович Распутин) пробыл в монастыре вплоть до закрытия в 1922 году. В 1929 г. был псаломщиком в Поздышевском сельском совете. В 1930 году – священником в Сретено-Михайловском храме в Красной Ляге. Имел неслько арестов – в 1931, 1932, 1937. Осужден на 10 лет исправительно-трудового лагеря. Скончался в Локчимском лагере НКВД в июне 1938 года. Архимандрит Досифей, настоятель монастыря, осужден тройкой при УНКВД 11 октября 1937 года на 10 лет исправительно-трудового лагеря. Дальнейшая судьба неизвестна.

С 1923 г. в монастыре разместилась школа. С весны 1930 г. в истории Ошевенска начался новый разрушительный период – время коллективизации. Монастырь превращен в развалины. Жительница с. Ошевенское работник местной библиотеки Березина Екатерина Егоровна, которая сама училась в школе, которая располагалась в монастыре, вспоминает, что пока в монастыре была школа, там был порядок. В 1967-68гг., когда школу перевели в центр села, начался период окончательного разграбления монастыря – разбирали кирпичную монастырскую ограду, разрушали монастырские постройки. Однако, по ее же словам, даже в те времена местные жители приходили тайком помолиться над мощами Преподобного. В 1968 г. затрагивалась тема реставрации монастыря, реставратором Г.Алферовой проведены научно-проектные исследования Успенского собора Александро-Ошевенского монастыря. В 1970 г. на его развалинах трудились московские студенты, пытались что-то сделать, подкрепить, прибрать...

Современная жизнь

15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню во имя святителя Николая, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью.

До 2008 года службы в монастыре совершались несколько раз в год местным священником иереем Виктором Пантиным. Под его руководством расчищены завалы на территории монастыря и внутри Успенского собора.

Монашеская жизнь в монастыре возобновилась в декабре 2008 тогда, когда служить и восстанавливать обитель был прислан иеромонах о. Киприан (Чухлеб).

В настоящее время в монастыре начаты работы по предотвращению дальнейшего разрушения монастырского комплекса и восстановлению некоторых построек. В братском корпусе утеплены и благоустроены келии. В надвратном Никольском храме создана система отопления, установлен иконостас.

Проведено исследование каменной кладки и штукатурки колокольни. Выполнен ремонт купола колокольни Успенского храма, установлен крест на возведенной временной кровле. Исследован исторический колокольный ряд, установлена звонница с семью колоколами.

Следующий, не менее трудоемкий и затратный этап – это установка временной крыши над всем Успенским храмом, который находится в крайне аварийном состоянии: двухэтажное каменное строение полностью утратило каменно-деревянную крышу и межэтажное сводчатое перекрытие.

Но главное – в обители возобновлены монастырские службы. На праздники в обитель стекаются местные прихожане, люди из окрестных деревень, паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мирного и других городов России и ближнего зарубежья.

Распорядок дня

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Понедельник
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6; Обедница (Литургия).


18.00
9ч. Вечерня; М. повечерие с каноном Богородицы; Лития.

По окончании – чаепитие.

После чаепития –Братское правило.

Вторник
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6; Обедница (Литургия).


18.00
9ч. Вечерня; М. повечерие с каноном Богородицы; Лития.

По окончании – чаепитие.

После чаепития –Братское правило.

Среда
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6;Обедница (Литургия).


18.00
9ч. Вечерня; М. повечерие с каноном Богородицы; Лития.

По окончании – чаепитие.

После чаепития –Братское правило.

Четверг
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6; Обедница (Литургия).


18.00
9ч. Вечерня; М. повечерие с каноном Богородицы; Лития.

По окончании – чаепитие.

После чаепития –Братское правило.

Пятница
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6; Обедница (Литургия).

18.00  

9ч. Вечерня; М. повечерие; акафист с каноном Богородицы; Лития.

По окончании – чаепитие.

После чаепития –Братское правило.

Суббота
5.30
Молебен Прп. Александру Ошевенскому;

Полунощница (с утренними молитвами);

Утреня. Часы 1,3,6; Обедница (Литургия).


18.00
Всенощное бдение.

По окончании – чаепитие.

Воскресение
7.30
Утренние молитвы; Полунощница


8.30
Часы 3-й, 6-й;


9.00
Литургия (монастырь или приход).


18.00
9ч. Вечерня. М. повечерие (с каноном Богородицы);

Молебен с акафистом Прп. Александру Ошевенскому.

По окончании – чаепитие.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.