Монастыри

Свято-Богоявленский Кожеезерский монастырь

В настоящее время стал налаживаться устав: утренняя служба начинается в половину четвертого утра кратким молебном преподобным Серапиону и Никодиму Кожеезерским, затем совершается установленный святыми отцами суточный круг служб – полунощница, утреня, часы, Литургия по воскресным и праздничным дням. После утренней службы – трапеза, затем краткий отдых и послушания до вечерней службы (кроме праздничных и воскресных дней), которая начинается в три часа дня. Таким образом, на послушания и труды отводится 5-6 часов, около семи часов на сон. Отход ко сну в восемь часов вечера. Так, утренняя и вечерняя службы делят суточный круг на две части, начало каждой из которых освящено Богослужением. Монастырь поддерживает благочестивую традицию некоторых русских православных обителей и монастырей на Афоне, в которых не используется электричество...

Настоятель: Иеромонах Михей (Разиньков)

164874, Архангельская обл., Онежский р-н, пос. Шомокша

Телефон: +7 (926) 536-82-33, Георгий; +7 (81839) 32-465, Олег и Любовь

Сайт: http://kozhozero.ru

История

1. Основание пустынного монастыря. Во все времена монашествующие люди стремились приобретать плоды духовной жизни в уединении, подальше от мирской суеты. Они шли в безлюдные глухие места северных пустынных земель, не боясь дальности пути. Так возникали многие северные обители. В их числе Кожеезерский Богоявленский монастырь, расположенный в самой глубине северных дебрей, в совершенно безлюдном месте, состоящем из одних почти болот и моховых тундр. По сей день Кожеезерская обитель остается уединенной пустынью, удаленной на десятки и сотни километров от селений, не имеющей автомобильных дорог. Монастырь находится в 120 верстах на юго-восток от города Онеги Архангельской области на Лопском полуострове, который омывается водами озера Кожи. На этом пустынном месте еще в начале царствования Иоанна IV Васильевича поселился священноинок Нифонт - муж строгой, подвижнической, уединенной и благочестивой жизни. «Былие и ягоды служили ему пищей», – вот все, что известно о его пустынническом житии. Сотрудниками Нифонта и последующими устроителями уединенной обители были священноинок Серапион, прп. Никодим Кожеезерский Чудотворец, Хозьюгский пустынник, и Никон, бывший здесь игуменом, а впоследствии Патриархом всея Руси.

2. Прославление Кожеезерских святых: житие прпп. Серапиона и Никодима. Преподобный Серапион происходил из числа казанских татар, плененных Иоанном Грозным и принявших святое крещение. Молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия, жил в доме боярина Захария Ивановича Плещеева, который был его восприемником при крещении. Сергий так искренно, так глубоко полюбил святую православную веру, что решил расстаться с миром и посвятить себя уединенной монашеской жизни. Четырнадцать лет с посохом странника он переходил с места на место, продвигаясь все далее и далее на Север. В 1560 году на пустынном острове озера Кожи встретил он отшельника Нифонта, пленился его жизнью и сделался его послушником. Сергий предал всего себя своему наставнику: с ним он молился, постился, исполняя безропотно все возлагаемые на него послушания. Проводя такого рода богоугодную жизнь, Сергий пожелал облещись в ангельский образ. Старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом. Отшельническая жизнь Серапиона продолжалась почти 18 лет. Мало-помалу жители из окрестных селений узнали о строгих отшельниках, и молва о подвижниках стала привлекать к ним ревнителей духовной жизни. Когда собралось к Нифонту и Серапиону довольное число иноков, Нифонт отправился в Москву просить земли для обители, но преклонные лета, путевые труды, лишения изнурили его — едва достигнув столице, он скончался там, не начав дела. В обители долгое время не знали о судьбе Нифонта. По недостатку съестных припасов в монастыре начался голод. Побуждаемый любовию к братии, Серапион отправился в мирские поселения по реке Онеге, испрашивая подаяния. Все получаемое Серапион не один раз относил на себе в обитель. В одно из таких путешествий Серапион получил в милостыню зерновой хлеб, семена и жернова для их обмола. По мхам и лому хвороста он принес все это на себе в обитель и спас братию от голодной смерти.

Узнав о кончине Нифонта, блаженный Серапион отправился в Москву. Здесь получил он царскую грамоту от 30 сентября 1584 г., которою предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны, а митрополитом Дионисием дана была грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратившись в обитель, преподобный Серапион расчистил с иноками для пашни лес, оградил место обители оградою и соорудил храм в честь Богоявления Господня. Потом он вторично ходил в царствующий град с иноком Авраамием за антиминсом для новой церкви. Патриарх Иов, рукоположил Авраамия в сан иеромонаха и поручил Серапиону строительство обители. Вскоре были построены и освящены теплые храмы в честь святителя Николая и Благовещения Богоматери. По благословению митрополита Новгородского Александра и по его прошению, митрополит Исидор учредил в 1608 г. игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя преставился к вечной жизни блаженный Серапион (27 июня / 10 июля 1611 г.), после 46-летних подвигов в пустыни Кожеезерской, в которой под его сению собралось до 40 человек иноков. Между ними особенно прославились святостию жизни Леонид – основатель Усть-Недумской пустыни и преподобный Никодим – отшельник Хозь-Югский.

Преподобный Никодим родился в Ярославской губернии, близ г. Ростова, в селе Иваньковеи наречен во святом крещении Никитою. Родители его были земледельцы, люди трудолюбивые и благочестивые, воспитали его в страхе Божием. В малолетстве он часто находился с отцом в поле. Однажды, быв один и пася родительское стадо, он внезапно услышал свыше взывавший к нему голос: «Никодим! Никодим!» Пораженный этим необыкновенным голосом, озираясь кругом и не видя никого зовущего, он в испуге возвратился домой и рассказал родителям о случившемся. Родители успокоили его и предвозвестили ему в будущем иной род жизни; а он, как послушный сын, оставался в дому их до самой их кончины, вскоре за тем последовавшей. Оставшись в юных летах сиротою и отдав родителям последний долг погребения, он отправился в Ярославль, где пробыл долгое время и научился ковать гвозди. Из Ярославля он пошел в Москву, где жил также долго, занимаясь деланием и продажей гвоздей, от чего и имел пропитание, а излишнее постоянно подавал нищим. Весьма часто посещал церкви, молился благоговейно, со смирением о своем спасении, не забывая никогда взывавшего к нему на поле голоса и предречения родительского. Еще одно указание на Божий промысл о себе получил блаженный Никита через другого человека Божия – юродивого Илию, который жил в земляной куще, на месте, называемом Кулишки. Проходя мимо этого места, Никита остановился пред ним, а Илия, обратясь к нему, спросил его: «Откуда пришел сюда, Хозьюгский пустынник?» Не уразумев вполне этих слов, блаженный Никита понял однако же, что это непростые слова, - а признание свыше, и с сей минуты начал промышлять как бы уединиться ему от суетного мира и спастись. В сем размышлении и приняв твердое решение, он вскоре самым делом исполнил его: продав все, что имел и раздав нищим, приходит в обитель Чуда Архистратига Михаила (Чудов монастырь в Кремле), падает к ногам Архимандрита Пафнутия и со всем смирением и покорностию просит его молитв и благословения.

Настоятель монастыря принял Никиту в качестве своего келейника и лично готовил его к иночеству. Своим смирением, трудолюбием и покорностью Никита удивлял окружающих и заслужил любовь и почтение к себе настоятеля. В 1607 г. Никита был пострижен в иноки с именем Никодим. Через некоторое время инок Никодим, искавший уединения и подвига, оставил своего руководителя, и, получив от него в благословение «Владимирскую» икону Божией Матери, удалился на Север России, где остановился в Кожеезерской обители, у Белого моря. Впоследствии он оставил обитель и поселился недалеко от нея в местности болотистой и лесной, где в уединении, строгом посте, молитве и усердных подвигах проводил время. По целым дням инок Никодим занимался устройством огорода, рыбною ловлею, но не для себя: овощи и рыбу он отсылал в Кожеезерскую обитель. Ночи проводил он в молитве. Подвигами, строгим воздержанием, постоянными молитвами Никодим укреплялся и возрастал в иноческих добродетелях и душевно приближался к Богу. Господь возлюбил своего праведника и прославил его благодатною силою чудотворения и прозорливостью. За 40 дней до своей кончины преподобный Никодим, по просьбе настоятеля Кожеезерскаго монастыря, пришел в обитель и мирно почил 3 (16) июля 1640 года. На могиле преподобного Никодима со времени его преставления ко Господу стали совершаться многочисленные чудеса и дивныя исцеления разнообразных болезней и недугов человеческих.

3. Патриарх Никон — настоятель Кожеезерской обители. Вскоре после преставления преподобного Никодима (около 1641 г.) на Кожозере появился безвестный анзерский иеромонах Никон. Придя на Кожозеро, он продолжил подвиг прп. Никодима, удалившись в пустынь и ведя там суровую жизнь. Летом 1642 года скончался второй игумен Кожеозерского монастыря Иона. На его место братия избрала недавнего пришельца Никона. В короткое игуменство Никона (1643–1646) монастырь достиг высокого благоденствия. Число братии умножилось до ста. В 1646 году Никон отбывает из обители в Москву по монастырским делам, где на него излились царские милости: он становится архимандритом Ново-Спасского монастыря, в 1649 – митрополитом Новгорода и Великих Лук, в 1652 – патриархом всея Руси. На Кожозеро Никон больше не заезжал.

4. Возрождение монастыря в XIX веке. В 1722 году игуменство прекратилось и было учреждено строительство. При первом строителе Корнилии (1722–1738) обитель постигло несчастие: пожар 1730 (по другим данным – 1734) года уничтожил все строения деревянного монастыря. Из средней величины обитель превратилась в убогую. Часть монахов разошлась, братия уменьшилась до девятнадцати человек.

В 1758 г. за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 г. он был закрыт, не только в силу оскудения, а в силу секуляризационной политики Екатерины II. Согласно монастырскому синодику, за время от основания монастыря и до его упразднения в нем пребывало 346 иноков. В запустении обитель находилась до 1853 года. Дело восстановления обители принял на себя человек из народа, простец-праведник соловецкий иеромонах Митрофан Правоторов. По благословению архиепископа Архангельского Варлаама, заинтересованного в восстановлении обители, в 1849 г. Митрофан с четырьмя другими иноками пришел на Кожозеро и нашел здесь одни развалины. Иноки поселились в курной избе. Понемногу монастырь возрождался, буквально из пепла. 30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни «в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия». В 1885 году игуменом был назначен соловецкий иеромонах Питирим, который стал подлинным восстановителем и приумножителем Кожеозерской пустыни. Он начал обширное монастырское строительство, которое заняло многие годы, вплоть до 1917-го. Большинство построек возводилось из камня, в том числе хозяйственные строения, конный и скотный дворы, сушило. Одна из заслуг игумена Питирима состояла в устройстве прекрасной проезжей дороги до обители от онежского почтового тракта. К 1917 году обитель наконец-то пребывала в устроении, как раз тогда, когда подошло ее конечное разорение.

5. Разрушение монастыря в революционное время. Кожеезерские новомученики. На начало 1917 года в Кожеозерском монастыре значилось 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 9 монахов и: 5 послушников. Изменения государственного строя в России повлекли за собой нестроения в монастыре. Монахи, выражая недовольство настоятелем, перестали ходить в Храм Божий и отказывались от монастырских работ. В связи со сложившейся ситуацией настоятель архимандрит Олег обратился в Архангельскую Духовную консисторию с просьбой послать кого-либо для расследования дела на месте. Расследование продолжалось около трех недель. Обобщая весь собранный материал, благочинный архимандрит Вениамин пришел к выводу, что для спасения обители необходимо изменить профиль монастыря, образовать на базе Кожеозерского монастыря женский монастырь и предложил Консистории поселить в нем инокинь из образцовых монастырей – Холмогорского и Шенкурского. Монахов же Кожеозерского монастыря расселить по монастырям епархии. 8 ноября 1917 года, в Консистории было получено согласие монахинь Ямецкого монастыря переселиться во вновь образуемый Кожеозерский женский монастырь. Однако осуществлению этих планов помешала революция и гражданская война. Трагические события, происходившие в Кожеезерском монастыре в 1918 году, описал монах Валентин из числа кожеезерской братии: «В ночь на 30 сентября (13 октября) на Кожеозерский монастырь напала вооруженная винтовками банда большевиков из крестьян селения Кривой Пояс Пудожского уезда, отстоящего от монастыря в 30-ти верстах. Убили настоятеля иеромонаха Арсения и иеродиакона Пантелеимона, (нас) - остальную братию – заперли в каретнике, а сами стали грабить в келиях, монастырские амбары и кладовые...». Настоятель Пертоминского монастыря иеромонах Вадим в январе 1919 года в своем письме к благочинному монастырей архимандриту Григорию пишет, что «Кожеозерский монастырь 30 октября 1918 года разграблен бандою большевиков. Настоятель оного иеромонах Арсений и часть братии зверски убиты, а остальные разбежались, в настоящее время Кожеозерский монастырь находится во власти большевиков». В результате произошедших трагических событий в Кожеозерском монастыре безвинно погибли: настоятель монастыря иеромонах Арсений, иеромонах Пантелеимон; иеродиакон Иоанникий; монах Илья; послушник Михаил Черепанов; работница Марфа Зайцева; богомолец Иван Яковлевич Анцыферов. Монастырь перестал существовать и мест стало называться по-новому – Кожпоселок. Сначала пытались устроить здесь коммуну, о которой старожилы в округе вспоминали с усмешкой. От монахов им досталось им прекрасно налаженное хозяйство, но советская коммуна скоро прекратила свое существование.  

Современная жизнь

Возрождение монастыря в XX веке: прибытие Оптинской братии; образование женской монашеской общины.

После 80-летнего гонения на Русскую православную церковь вновь затеплилась лампада молитвы ко Господу в удаленной лесной пустыни Русского Севера. Возрождение монастыря началось в 1998 г. с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители. Первый приезд о. Михея с целью ознакомления с монастырем пришелся на 16 / 29 апреля 1998 г., а в 1999 г. в этот же день, ровно через год, по Божьему смотрению, состоялось заседание Св. Синода, на котором было благословлено открытие обители. Божий промысел на возрождение обители открывается и через духовника Троице-Сергиевой Лавры – архим. Кирилла (Павлова): о. Кирилл благословил о. Михея образом прп. Амвросия Оптинского, обретение мощей которого состоялось в том же 1998 году 27 июня / 10 июля в день памяти прп. Серапиона Кожеезерского, основателя обители. Именно в этот день во время обретения мощей прп. Амвросия о. Михей с двумя оптинскими братиями выехали из г. Онеги в монастырь, не зная о происходящем в Оптиной пустыни событии. Вообще в истории возрождения монастыря присутствует немало значимых совпадений, которые, конечно же, не могут быть случайными. Так, о. Михей, неся послушание регента в Оптине, отслужил последнюю службу там 3 / 16 июля, в день памяти прп. Никодима Кожеезерского. 

За минувшие 13 лет в обитель приходили братия, немало паломников, трудников, радевших о восстановлении Кожеезерского монастыря, но по разным причинам никто из них не остался. После длительных усилий наладить жизнь обители, о. Михей тоже хотел оставить это место. Но не было благословения старцев. Бывая в разных женских монастырях, видя их благоустроение, о. Михей вознамерился создать на этом месте женскую монашескую обитель, чтобы святая обитель не опустела, не прервалась молитва. В 2009 г. было получено благословение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, новый владыка Даниил также благословил это начинание. Милостью Божией появились первые насельницы. После начала устроения монашеской женской общины в жизни обители появились изменения: сестры обустраивают богослужение и быт обители, несут клиросное и пономарское послушания, возобновилось молебное пение акафиста перед иконой Божией Матери «Тихвинская», совершавшееся до разорения монастыря. Насельницы стремятся поддерживать монастырский устав и уклад, установленный настоятелем обители иером. Михеем с 1988 года.

В настоящее время стал налаживаться устав: утренняя служба начинается в половину четвертого утра кратким молебном преподобным Серапиону и Никодиму Кожеезерским, затем совершается установленный святыми отцами суточный круг служб – полунощница, утреня, часы, Литургия по воскресным и праздничным дням. После утренней службы – трапеза, затем краткий отдых и послушания до вечерней службы (кроме праздничных и воскресных дней), которая начинается в три часа дня. Таким образом, на послушания и труды отводится 5-6 часов, около семи часов на сон. Отход ко сну в восемь часов вечера. Так, утренняя и вечерняя службы делят суточный круг на две части, начало каждой из которых освящено Богослужением.

Монастырь поддерживает благочестивую традицию некоторых русских православных обителей и монастырей на Афоне, в которых не используется электричество. Насельниками отсутствие электричества воспринимается как благо. Особенно ясно это ощущается в храме. Неслучайно многие благочестивые архипастыри были против использования электрического света в церкви. Так святейший Патриарх Алексий I (Симанский) говорил о том, что яркий свет лампочки, который мы привыкли видеть на витринах, в клубах, развлекает ум и рассеивает молитву. Освещение в храмах должно быть скромным, мягким, даже чуть затемненным, чтобы оно способствовало молитвенному настрою и помогало предстоянию перед Невидимым, но вся Исполняющим Господом.

10 июля 2011 года исполнилось 400 лет со дня преставления прп. Серапиона Кожеезерского. За это время монастырь пережил и относительно благополучные времена и периоды разорения и разграбления. Но и оставшиеся следы былой благоустроенности удивляют и вызывают в памяти слова стихиры из службы прп. Сергию Радонежскому: «И пустыню яко град содела…». Действительно – посреди лесов, простирающихся на сотни километров, на полуострове разместился целый городок, в котором еще век назад было все необходимое для относительно самостоятельной, независимой от внешнего мира жизни. Прежде всего – три каменных и два деревянных храма. Самый вместительный из них – трехпрестольный Успенский храм. К нему через переход примыкает храм в честь свт. Алексия, митрополита Московского, явившегося прп. Никодиму и возвестившего о времени его праведной кончины. Напротив этих храмов – двухэтажный кирпичный игуменский корпус. На территории обители также расположены молочарня для хранения и обработки молока с подвалом и ледником, овин для сушки снопов, два амбара с погребами, бывшая кирпичная баня. За 13 лет, прошедшие с начала возрождения монастыря, был восстановлен теплый надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» (на 30 человек), приведены в должный порядок прилегающие к храму флигели, бывший паломнический двухэтажный корпус с печным отоплением. В монастыре сейчас немало важных дел: нужно перекрыть крышу на храме, восстановить уничтоженную двухъярусную каменную колокольню, благодаря которой храм раньше назывался «иже под колоколы», возобновить старинный монастырский колодец с надкладезной часовней, разбить сад. Все это требует добровольных помощников, желающих трудиться во славу Божию. А пока усилия немногочисленных насельниц и паломников направлены на дела самые насущные: выпечка просфор и хлеба, заготовка дров, сенокос, огородные работы (выращивается картофель, морковь, свекла, тыквы, зелень, тепличные огурцы, помидоры и проч.), сбор грибов и ягод (клюквы, черники, брусники, калины), перевозка грузов по зимнему пути. Удаленность от мира побуждает вернуться к исконному для русского православного человека образу жизни – ежедневному труду в соответствии с Божией заповедью трудиться в поте лица и питаться от плодов рук своих. Это одно из важнейших условий монашеской жизни с первых веков, когда монахи уходили в пустынные места.

8. Сведения для желающих посетить монастырь. Для совершения паломничества в обитель необходимо получить благословение настоятеля, позвонив по одному из указанных ниже телефонов.

Путь в монастырь включает несколько этапов.

1. Сначала нужно добраться поездом до станции Нименга. Из Москвы можно доехать любым поездом до г. Вологда, а оттуда в 14 часов поездом «Вологда – Мурманск» до станции Нименга. Другой вариант: поезд «Москва – Архангельск» (до станции «Обозерская»), далее поездами местного сообщения до станции Нименга (расписание часто меняется).

2. От станции Нименга на попутном лесовозе нужно проехать80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Обычно лесовозы начинают ходить с 6 утра (кроме воскресений и праздничных дней).

3. Путь по тропе до монастыря составляет 30 км. Сестрам добираться по тропе до обители самостоятельно не благословляется! У начала тропы их встретит провожатый из монастыря, для чего необходимо заранее сообщить о времени своего прибытия в Нименгу.

Со второй половины мая и до середины августа путь по тропе можно за день пройти пешком, поскольку болото в этот период обычно более сухое (не считая периоды дождей), а значит, идти легче. Начало тропы вырублено, поэтому около 2-3 км надо пройти по глинистой дороге и на развилке пойти вправо. Через 30 метров начнется тропа, которая на всем протяжении помечена затесками, выкрашенными красной или желтой красками. По дороге через 8 и 9 км есть избушки, в которых можно остановиться для отдыха или ночлега.

Если вы позвоните заранее, вас могут встретить на лодке у второй избы, что сократит длину пешего пути на 9 км. Конечная точка пешего маршрута – песчаный пляж, с которого виден монастырский корпус. Добравшись до пляжа, разведите костер и разверните сигнальное полотно, чтобы сообщить о своем прибытии.

При совершении пешего паломничества с собой нужно взять провизию на 2-3 дня, спички, фонарик, ножик, желательно маленький топорик (чтобы нарубить дров). Для прохождения болота обязательно иметь резиновые сапоги (минимальная длина – до колен, в дождливые периоды – болотники).

В зимний период 30 км по тропе от лесовозной дороги до монастыря можно пройти на лыжах. Если дорога хорошо накатана снегоходами, то можно пройти пешком.

По зимнему пути по нуждам монастыря до поселка Шомокша ходят снегоходы. Время их отправки нужно узнавать по указанным телефонам. В монастыре есть вездеход, который может ходить в любое время года. По причине сложности, дороговизны и длительности пути, который занимает от 12 до 24 часов, вездеход ходит редко, чтобы попасть на него, возможно придется ждать в течение нескольких недель или даже месяцев. Поэтому этот способ доставки больше подходит тем братиям, сестрам, которые намерены остаться в монастыре, а также богомольцам, которые хотят потрудиться в обители продолжительное время, но кому пеший путь не по силам.

За проезд на лесовозе, снегоходе или вездеходе плата с паломников не берется.

В связи со сложностью пути, меняющимся расписанием поездов, изменением времени выезда монастырских снегоходов и вездехода настоятельно просим заранее (за несколько недель до выезда) позвонить по одному из приведенных ниже телефонов.

Москва +7 (985) 127-16-64 Георгий

Поселок Шомокша 8 (81839) 32-465 Олег и Любовь (дозвониться сложно, лучше звонить в утреннее и дневное время; телефон может измениться)

Архангельское епархиальное управление 8(8182) 680-773

Адрес для писем: 164874 Архангельская область, Онежский район, поселок Шомокша, иеромонаху Михею (Кожеезерский монастырь)

Помощь монастырю можно оказать, выслав денежный перевод по адресу:  164874 Архангельская область, Онежский район, поселок Шомокша,  Кожеезерский монастырь, иеромонаху Михею (Разинькову). 

Более подробно о жизни обители вы можете прочитать в статье "Кожеезерский монастырь"

На карте:

Фотографии:




Публикации

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты
2 Июн 2017

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты


Если «Свидетели Иеговы» думают, что смогут возрастать в подполье как раньше, они вообще не представляют себе мира, в котором живут сейчас.

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству
30 Май 2017

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству


Музыка для нас все: учеба, работа, развлечение — это наша жизнь. А цель в ней — бесконечный путь к совершенству. Так рассуждают ребята из группы «Неизвестный композитор». Некогда они выступали на приходских праздниках, а сейчас их слушают тысячи зрителей на солидных фестивалях. О своем пути и планах на будущее, силе искусства и музыке города молодые исполнители рассказали в интервью для «Вестника Архангельской митрополии».

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.