Приходы

Храм в честь Всех Святых г. Архангельска

Настоятель: Протоиерей Петр Мушкет

163045, г.Архангельск, ул.Суворова, д.37

Телефон: +7 (8182) 24-34-68

сайт: http://hram-svyatih.ucoz.ru

История

В Архангельске на Вологодском (Кузнечевском) кладбище находились три храма: первый - в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя (1778 год), второй – в честь Симеона Богоприимца (1786 год) и последний - в честь Всех Святых. До нашего времени сохранился лишь храм Всех Святых. В 1839 году были заготовлены материалы для его строительства. 17 октября 1840 года епископ Архангельский и Холмогорский Георгий (Ящуржинский) совершил закладку храма.

Строительство храма Всех Святых началось на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина, к тому времени уже умершего. По его завещанию наследство перешло к девице Александре Кочуровой и, согласно завещанию, ее брат купец Алексей Иванович Цыварев построил церковь. Пожертвования в строительство храма вносила и Архангельская купчиха Плотникова. 17 октября 1843 года храм был освящен епископом Георгием.

Храм Всех Святых выстроен в формах позднего классицизма, что было характерно для многих храмов того времени. Колокольня храма построена по проекту Соловецкого монастыря: она увенчана шпилем в основании которого находится огромный фонарь.

В 30-е годы 20 века Храм Всех Святых был закрыт и превращен в складское помещение, а потом в нем расположился тюремный пересылочный пункт. В книге Солжиницына «Архипелаг ГУЛАГ» описывается, что под тяжестью людей оборвались восьми ярусные нары, раздавив между собой множество человек и они были поспешно похоронены здесь же на кладбище. [2 с. 36]

Официальной датой возвращения храма епархии является 19 октября 1946 года, но восстановительные работы начались еще в 1944 году.

Из доклада учеников воскресной школы при храме Всех Святых на Детских Северных чтениях:

« …Прошлым летом (2010г) в храм пришла старенькая женщина. Она обратила наше внимание на себя тем, что стояла в притворе и плакала. Мы подошли к ней. Женщина была очень взволнована. Познакомились. Мирония Германовна Собинина, приехала в Архангельск из Ногинска на несколько дней. Мы постарались как можно точнее записать ее рассказ. Мирония Гермоновна оказалась крестной дочерью отца Серафима, первого настоятеля и восстановителя возрожденной церкви. И вот что она поведала:

«Шел 44-й год. Закончилась литургия в Ильинском храме, и отец Серафим обратился к народу с просьбой принять участие в восстановлении храма Всех Святых. В назначенное время на Кузнечевском кладбище собрались женщины, дети, инвалиды. Здоровые мужчины были на фронте. Зазвучали молитвы. Отец Серафим и 13 человек просили у Бога помощи. Мы думали, что работы начнутся на следующий день, но батюшка взял лопату и среди нечистот глубиной почти до метра стал делать проход в сторону алтаря.

Люди приходили каждый день, работали, кто, сколько мог – и 15 минут, и 5 часов. Всем отец Серафим кланялся в ноги. Его голубые, добрые глаза остались в памяти на всю жизнь.

Храм был очень загажен, использовался как отхожее место, жители окрестных домов выбрасывали туда мусор. Отец Серафим и раньше просил позволения у властей на расчистку храма, ведь этот план у него возник еще до начала войны, но разрешение дали только тогда, когда запах от нечистот пошел в город. Каждый метр пола чистили до досок, батюшка каждому определял квадрат рядом с тропкой; так и двигались от центра к стенам. Была весна, все таяло, и утром не было видно того, что сделано вчера. Отец Серафим установил график работ. Одни копали, другие выгребали руками, кто-то наполнял ведра, дети носили баночками. После работы запах от нас шел невыносимый. Отец Серафим шутил: «Не напастись мне на вас «Шипра»» («Шипр» - это одеколон времен Великой Отечественной войны).

Иногда дети приходили работать втайне от родителей. Такое было время – опасно было быть православным. Но летом 1944-го, власти стали более терпимыми. Они даже направили пожарную команду нам на помощь. Под напором воды с хлоркой отмывали стены. Правый угол был очень грязным. Нам пришлось поработать с большим усердием. Особенно больно было смотреть на оскверненный образ Иисуса Христа: кто-то нарисовал усы и рога. Работа продолжалась два месяца. После кропотливых трудов храм был полностью расчищен.

Люди начали приносить иконы, надписи «Любите друг друга» - у кого что сохранилось. Батюшка пытался давать расписки за иконы, но прихожане отказывались.

Мне тогда было 12 лет, помню некоторые имена работавших на расчистке храма: Лида Зеленина, Тамара Зотова, Юра Анучин (живы ли они, не знаю), Ювеналий Федотов, Римма Катугина – умерли. Уже в преклонном возрасте, служа в Троице-Сергеевой лавре, отец Серафим вспоминал о том, как тогда дружно работали: шли с охотой, никто никого не заставлял, благословение просили, молились, домой уходили одухотворенные».

Отец Серафим (Шинкарев) скончался 9.12.79 года в Троице-Сергеевой лавре, там и похоронен.

Глядя на мозаику мраморного пола, Мирония Германовна плакала, вспоминая то, что здесь когда-то было. Сейчас в храме красота и благолепие, колокольный звон созывает людей на богослужение. Но мы помним, и хотим, чтоб помнили и другие, какими трудами, подвигами предыдущих поколений восстановлен наш храм».

Литература:

  1. Куратов А.А. «Православие на Архангельской земле XVII- XX в.в» «Архангельск» 2005.

  2. Лочехина Е. П. «Путешествие в прошлое и настоящие» «Архангельск» 2006.

  3. Овсянкин Е.И. «Архангельск купеческий» «Архконсалт» 2000.

  4. Попова Л. Д. «История храмов Архангельска» «Правда Севера» 2005.

  5. Ружников А. В. История Архангельска в памятниках и памятных знаках» «Архангельск» 1996.

  6. Суханов Н. В. «На Двину ко Святей Богородици» «Правда Севера» 2005.

  7. «Архангельский Епархиальный вестник» Октябрь- Ноябрь 2008 год.

  8. Архивная справка _14.07.2010_ №06-21/ _305_: Основание: Ф.5620. Оп.3. Д.30. Л.22.; Основание Ф.5620. Оп.3. Д.126. Л.60.; Основание: Ф.5620. Оп.3. Д.30. Л.9,23,38.; Основание: Ф.5620. Оп.3. Д.30. Л.24.;Основание: Ф.5620. Оп.3. Д.30. Л.35,36,40.

Современность

После Великой Отечественной Войны в 1946 году храм официально был возвращен епархии. Первым после обновления храма настоятелем был назначен игумен Серафим (Шинкарев). К 1 ноября 1946 года поставили в алтаре престол и жертвенник, сделали оконные проемы и рамы, поставили временный иконостас, сложили печи. Храм подготовили к освящению. В храм вернули из Ильинского кафедрального собора почитаемые иконы: Божией Матери Тихвинская, Всех скорбящих Радость и икону Николая Чудотворца. Эти образа находятся в церкви и сейчас. В 1952 году по проекту протоиерея Владимира Жохова был установлен новый деревянный золоченый иконостас, произведен ремонт храма, в 2010 иконостас заменили на каменный, выложили мрамором пол. В 2008 году была восстановлена колокольня в первоначальном виде.

В 2009 году в храме появились ковчеги с частицами мощей Свт. Николая Чудотворца и Блаженной Матроны Московской. Наиболее почитаемые иконы в храме: иконы Божией Матери Тихвинская, Феодоровская, Всех скорбящих Радость и икона свт. Николая Чудотворца.

При храме Всех Святых действует Воскресная школа для детей и взрослых, школа оглашенных. Занятия для детей идут одновременно с занятиями для родителей. (Страница в ВК https://vk.com/club23852151)

Расписание богослужений

Вечернее богослужение ежедневно с 17 часов

Божественная литургия вторник-воскресение с 9 часов.

Исповедь с 8.30

Молебны по воскресениям после литургии.

Молебны с чтением акафистов (по расписанию) по понедельникам в 17 часов.

Если праздник выпадает на понедельник, то литургия совершается.

Воскресная школа

Четверг-воскресение по расписанию групп.

Запись в школу по заявлению. Собеседование. Тел. 8-921-670-6301



Реквизиты

Как добраться

Автобус №5, 75, 65 до остановки ул.Комсомольская (автобусы идут по пр. Обводный канал.

Автобус № 1,61,42,43,22,6 (автобусы идут по пр. Троицкий)до остановки ул. Шубина, по этой улице идти 10 мин в сторону от реки до храма.

Автобус №7,10,9,76 до остановки Швейная фабрика, идти через парк вдоль кладбища до храма 5 мин.

На автомобиле:

- от ж/д вокзала: ул.Воскресенская, поворот на право на ул. Тимме, по кольцу на ул. Гагарина, поворот на лево на пр. Обводный канал до храма (по левой стороне дороги).

- от морского вокзала: по пр. Троицкий до ул. Шубина, поворот на право до пр. Обводный канал, поворот на лево до храма.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.