Приходы

Храм в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана с.Курья, д.Погост Холмогорского района

Настоятель: Иерей Александр Аншуков

Архангельская область, Холмогорский р-н, с. Курья, д. Погост

Телефон: +7(911)878-52-92

История

В 8 верстах от Холмогор, вниз по течению реки Корополки, располагалось село Курья, состоявшее из нескольких селений. Эти селения до 1801 г. образовывали Курейско-Сретенский приход, а в 1801 г. были разделены на два Курейские прихода - Сретенский и Сергиевский, названные так по именам приходских церквей. В состав Курейско-Сретенского прихода вошли 4 селения.

О селе Курья упоминалось уже в судной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, данной в 1397 г. на имя двинских бояр, сотского и всех черных людей Двинской земли (грамота хранилась в церковном архиве). Приход образовался не позднее XVII в., о чем свидетельствовала грамота Михаила Феодоровича от 6 февраля 7126 г. (1618 г.) Курейской волости Сретенскому церковному прикащику Митьке Гусеву. Этой грамотой Курейским Сретенской и Космодемьяновской церквям, сгоревшим в 7123 г. (1615 г.) со всей утварью и дарственными царскими грамотами, возвращались земли, несправедливо отнятые после пожара старцами Архангельского монастыря и крестьянами Спасского прихода. Таким образом, в начале XVII в. в приходе было две отдельные церкви: Сретенская и Космодемьяновская.

Сретенская церковь вновь была построена в 1629 г. Затем была возобновлена Космодемьяновская церковь с приделами вмч. Георгия и мучч. Флора и Лавра. На это указывали, во-первых, грамота Преосвященного Варнавы от 22 июля 1723 г., данная в ответ на просьбу к нему прихожан о дозволении перекрыть кровлю этого храма и переложить крыльца, «от многолетства» сгнившие, и, во-вторых, грамота архиепископа Варсонофия от 5 мая 1743 г., с разрешением эту церковь подрубить новыми бревнами, т. к. старые окладные бревна сгнили, и церковь покривилась на восточную сторону. Эта церковь сгорела в июле 1803 г. и больше не восстанавливалась.

Сретенская церковь, построенная в 1629 г., просуществовала до 1729 г., когда была заменена новой, освященной 2 февраля 1732 г. Эта церковь, в свою очередь, была заменена новой, построенной в 1875 г. на более удобном месте. В церкви было три престола: главный - во имя бессребреников Косьмы и Дамиана, придельные в трапезе: южный - в честь Сретения Господня и северный - вмч. Георгия Победоносца. В храме хранились иконы новгородского письма, из них особенно примечательны были: 1) Смоленская икона Божией Матери у царских врат Сретенского храма, на которой позднейшим иконописцем, который придерживался раскола, у благословляющей десницы Спасителя прежнее именословное перстосложение переделано двуперстным, 2) особо чтимая храмовая икона св. Косьмы и Дамиана, увешанная разными привесами и украшенная серебряной ризой 84-й пробы весом 23 ф. 84 зол., с вызолоченными венцами; риза была устроена в 1879 г. усердием прихожанина Кирилла Васильевича Куликова.

Прихожан к 1 января 1894 г. числилось - 422 мужского пола и 458 женского.

Церковный староста: крестьянин Илья Железов с 1887 г.

В конце XIX в. Космодамиановская церковь была заново построена и освящена. После революции превращена в клуб, частично разрушена и перестроена.

Современность

В 2000-х здание передано приходу села Холмогоры и после реконструкции в 2007 г. в церкови возобновлены богослужения.

Расписание богослужений

Богослужения в храме совершаются по субботам.

Как добраться

Проезд до храма автобусом с автовокзала г. Архангельск № 502, 504.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.