Приходы

Храм в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана с.Курья, д.Погост Холмогорского района

Настоятель: Иерей Александр Аншуков

Архангельская область, Холмогорский р-н, с. Курья, д. Погост

Телефон: +7(911)878-52-92

История

В 8 верстах от Холмогор, вниз по течению реки Корополки, располагалось село Курья, состоявшее из нескольких селений. Эти селения до 1801 г. образовывали Курейско-Сретенский приход, а в 1801 г. были разделены на два Курейские прихода - Сретенский и Сергиевский, названные так по именам приходских церквей. В состав Курейско-Сретенского прихода вошли 4 селения.

О селе Курья упоминалось уже в судной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, данной в 1397 г. на имя двинских бояр, сотского и всех черных людей Двинской земли (грамота хранилась в церковном архиве). Приход образовался не позднее XVII в., о чем свидетельствовала грамота Михаила Феодоровича от 6 февраля 7126 г. (1618 г.) Курейской волости Сретенскому церковному прикащику Митьке Гусеву. Этой грамотой Курейским Сретенской и Космодемьяновской церквям, сгоревшим в 7123 г. (1615 г.) со всей утварью и дарственными царскими грамотами, возвращались земли, несправедливо отнятые после пожара старцами Архангельского монастыря и крестьянами Спасского прихода. Таким образом, в начале XVII в. в приходе было две отдельные церкви: Сретенская и Космодемьяновская.

Сретенская церковь вновь была построена в 1629 г. Затем была возобновлена Космодемьяновская церковь с приделами вмч. Георгия и мучч. Флора и Лавра. На это указывали, во-первых, грамота Преосвященного Варнавы от 22 июля 1723 г., данная в ответ на просьбу к нему прихожан о дозволении перекрыть кровлю этого храма и переложить крыльца, «от многолетства» сгнившие, и, во-вторых, грамота архиепископа Варсонофия от 5 мая 1743 г., с разрешением эту церковь подрубить новыми бревнами, т. к. старые окладные бревна сгнили, и церковь покривилась на восточную сторону. Эта церковь сгорела в июле 1803 г. и больше не восстанавливалась.

Сретенская церковь, построенная в 1629 г., просуществовала до 1729 г., когда была заменена новой, освященной 2 февраля 1732 г. Эта церковь, в свою очередь, была заменена новой, построенной в 1875 г. на более удобном месте. В церкви было три престола: главный - во имя бессребреников Косьмы и Дамиана, придельные в трапезе: южный - в честь Сретения Господня и северный - вмч. Георгия Победоносца. В храме хранились иконы новгородского письма, из них особенно примечательны были: 1) Смоленская икона Божией Матери у царских врат Сретенского храма, на которой позднейшим иконописцем, который придерживался раскола, у благословляющей десницы Спасителя прежнее именословное перстосложение переделано двуперстным, 2) особо чтимая храмовая икона св. Косьмы и Дамиана, увешанная разными привесами и украшенная серебряной ризой 84-й пробы весом 23 ф. 84 зол., с вызолоченными венцами; риза была устроена в 1879 г. усердием прихожанина Кирилла Васильевича Куликова.

Прихожан к 1 января 1894 г. числилось - 422 мужского пола и 458 женского.

Церковный староста: крестьянин Илья Железов с 1887 г.

В конце XIX в. Космодамиановская церковь была заново построена и освящена. После революции превращена в клуб, частично разрушена и перестроена.

Современность

В 2000-х здание передано приходу села Холмогоры и после реконструкции в 2007 г. в церкови возобновлены богослужения.

Расписание богослужений

Богослужения в храме совершаются по субботам.

Как добраться

Проезд до храма автобусом с автовокзала г. Архангельск № 502, 504.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).