Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)»
Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)»
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(Московский Патриархат)
|
119034, Москва, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1 Тел.: +7 (495) 637-47-37 Факс: +7 (495) 697-16-97 E-mail: info@fedmp.ru |
| 26 апреля 2010 г.
№ 91 |
Зачастую подготовка заявок на финансирование в рамках программы «Культура России (2006 – 2011 годы)» отдается настоятелями «на откуп» тем подрядчикам, которые, будучи уверены в выигрыше конкурсных торгов, готовят пакет документов, учитывая свои интересы, намеренно завышая объемы и стоимость работ, предусматривая выполнение «выгодных» для себя работ, объекты же при этом продолжают разрушаться. Выявляя такие случаи и информируя о них Минкультуры РФ, как заказчика, в ответ получаем ссылки на то, что заявки подписаны настоятелями храмов (монастырей), акты выполненных работ также скреплены печатью и подписью пользователя, соответственно это их ответственность.
В целях недопущения подобных случаев, для более рационального планирования и использования средств федерального бюджета, а также учитывая не всегда положительный опыт прошлых лет, прошу Вас взять под свой личный контроль вопрос проверки ведения работ на объектах в 2010 году и проведения заявочной кампании на 2011 год.
При согласовании перечня предлагаемых на 2011 год объектов по епархии (монастырю), следует планировать общий объем финансирования, ориентируясь на фактически выделенные денежные средства в 2009 году.
Проверку и контроль производимых работ представляется целесообразным поручить уже имеющимся в епархии (монастыре) строителям (строительным подразделениям). В случае необходимости, усилить состав специалистами: реставраторами, строителями, сметчиками, с привлечением таких специалистов на общественных началах из числа прихожан.
Для решения спорных вопросов между епархиальными (монастырскими) специалистами и подрядчиками, а также для выборочных проверок, можно привлекать специалистов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
С любовью о Господе
ЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ ТИХОН, председатель Финансово-хозяйственного управления
***
Приложение:
Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)», по взаимодействию с подрядными организациями и Заказчиком – Министерством культуры Российской Федерации с Приложением 1.
Приложение к письму от 26 апреля
РЕКОМЕНДАЦИИ
настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия,
участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011
годы)», по взаимодействию с подрядными организациями и Заказчиком –
Министерством культуры Российской Федерации
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с положениями Устава Русской Православной Церкви (далее – РПЦ), Устава Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, «Мероприятиями по взаимодействию РПЦ (Московский Патриархат) и Министерства культуры РФ по вопросам реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» от 01.12.2009 г.
Рекомендации предназначены для использования настоятелями храмов и монастырей, представителями епархий, объекты которых участвуют в Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2011 годы)».
Общие положения
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)» (далее ФЦП) утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 740. Заказчиком ФЦП, как уполномоченный орган государственной власти, является Министерство культуры РФ, через которое осуществляется планирование и финансирование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ФЦП. В рамках ФЦП осуществляется финансирование научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в пользовании РПЦ. По инициативе Финансово-хозяйственного управления 01.12.2009 г. между РПЦ и Министерством культуры РФ подписаны мероприятия, регламентирующие участие РПЦ в реализации ФЦП.
В соответствии с указанным документом, РПЦ имеет право непосредственно участвовать в реализации ФЦП, а именно: принимать заявки храмов (монастырей) и на их основе формировать предложения к плану выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ в рамках ФЦП на следующий календарный год; принимать участие в работе конкурсных комиссий по выбору подрядных организаций; осуществлять контроль расходования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы; сообщать о нарушениях, допущенных в процессе реализации ФЦП; принимать участие в урегулировании возникающих спорных вопросов.
Настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия необходимо принимать во внимание вышеперечисленные полномочия РПЦ и прилагать все возможные усилия к их эффективному использованию на благо РПЦ.
Основные задачи
Реализация ФЦП включает в себя (ежегодно):
• Формирование, согласование и утверждение плана выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на следующий календарный год;
• проведение открытого конкурса по выбору организации – производителя научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ;
• согласование и утверждение проектов;
• выполнение и приёмку ремонтно-реставрационных работ.
Каждая из перечисленных задач по реализации ФЦП предполагает участие в них РПЦ и, исходя из этого, ряд требований и рекомендаций, которые необходимо учитывать в своей работе настоятелям храмов (монастырей), представителям епархий, курирующих ФЦП.
Неукоснительное соблюдение настоятелями (администрациями) храмов (монастырей) настоящих рекомендаций позволит:
• максимально эффективно использовать имеющиеся у РПЦ полномочия;
• своевременно включить объекты, требующие ремонтно-реставрационных работ в перечень объектов для их финансирования в рамках ФЦП. При этом следует отдавать предпочтение переходящим объектам, работы по которым близятся к завершению;
• избежать нарушений технологии ремонтно-реставрационных работ, завышения стоимости строительных материалов и объёмов выполненных работ;
• избежать нецелевого использования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы объектов, используемых РПЦ;
• профессионально, аргументировано и своевременно защитить права храмов (монастырей), нарушенные в ходе реализации ФЦП.
Этапы реализации ФЦП
1 этап
Формирование плана выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на планируемый календарный год
При необходимости проведения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ по объекту культурного наследия и их включения в план работ в рамках ФЦП на планируемый календарный год храм (монастырь) должен предоставить в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата:
• Заявку с приложением необходимого пакета документов по форме, публикуемой ежегодно на официальном сайте Министерства культуры РФ (www.mkrf.ru) в разделе «ФЦП».
• Заявки на включение в программу финансирования епархиальных объектов подаются в приложение к прошению правящего архиерея на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
• Заявки на включение в программу финансирования ставропигиальных монастырей и патриарших подворий подаются в приложение к прошению настоятеля на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
• Прием прошений осуществляется Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата в соответствии с установленным порядком делопроизводства.
ВНИМАНИЕ! В случае подачи заявки на финансирование объектов непосредственно в Министерство культуры РФ, минуя Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, такие объекты не могут быть включены в перечень объектов, подаваемый на благословение Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Сроки подачи заявок устанавливаются ежегодно Министерством культуры РФ (по опыту прошлых лет с 01 апреля по 01 сентября года, предшествующего планируемому).
Документы (в качестве приложения к заявке), на подготовку которых следует обратить особое внимание:
при проведении научно-проектных работ
• Задание на разработку научно-проектной документации;
• смета-калькуляция стоимости научно-проектной документации.
при проведении ремонтно-реставрационных работ
• дефектные ведомости, описи работ, содержащие перечень и объемы работ, предусмотренные проектной документацией и согласованные органами охраны объектов культурного наследия на местах (при определении видов работ и составлении дефектных ведомостей следует учитывать объем ранее выполненных работ за счет бюджетов всех уровней и собственных средств).
При отсутствии согласованной и утвержденной научно-проектной документации включение объекта в заявку на финансирование ремонтно-реставрационных работ не допускается.
2 этап
Подготовка научно-проектной документации ремонтно-реставрационных работ
В соответствии со Сводом реставрационных правил (СРП-2007), разработанным согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, Задание на разработку научно-проектной документации составляется Заказчиком по форме, рекомендуемой приложением 1 к СРП-2007 (образец прилагается). Как показывает практика, ответственность за подготовку Задания возлагается на пользователя объекта – настоятеля храма (монастыря), который, совместно с местным государственным органом охраны памятников истории и культуры проводит эту работу. Задание утверждается Заказчиком после согласования его государственным органом охраны памятников истории и культуры на местах. Представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, также согласовывает Задание и несет ответственность за правильность его составления в рамках Охранного договора на пользование недвижимым памятником истории и культуры.
ВНИМАНИЕ! Правильность составления Задания являются основой как для разработки научно-проектной документации, так и, соответственно, для последующего проведения ремонтно-реставрационных работ.
Согласования и утверждение научно-проектной документации в отношении объектов культурного наследия проводятся исполнителем научно-проектных работ на основании Временного порядка Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области государственной охраны культурного наследия от 15 декабря
Наличие научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ, согласованной в установленном порядке государственными органами охраны объектов культурного наследия на местах и утвержденной Заказчиком, является обязательным условием начала ремонтно-реставрационных работ.
3 этап
Подготовка к началу ремонтно-реставрационных работ
До начала производства работ следует проверить у подрядной организации наличие и правильность оформления нижеперечисленных документов и получить их копии:
• государственный контракт с Министерством культуры РФ на выполнение работ, подписанный двумя сторонами и скрепленный печатями;
• смета, являющаяся приложением к государственному контракту;
• календарный план или график производства работ с указанием начала и окончания работ, являющийся приложением к государственному контракту;
• разрешение государственных органов власти на проведение ремонтно-реставрационных работ.
До начала производства работ следует получить от Заказчика – Министерства культуры РФ – копии нижеперечисленных документов:
• государственный контракт на осуществление функций технического надзора за проведением работ, подписанный Заказчиком и организацией (лицом), выполняющей технический надзор;
• государственный контракт на авторский надзор.
4 этап
Выполнение работ организациями – победителями конкурса
1. При проведении проектных работ, предусмотренных государственным контрактом, представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, должен проверить соответствие разработанной проектно-сметной документации Заданию на разработку научно-технической продукции. При этом особое внимание следует обращать на набор подлежащих выполнению работ и их физические объемы.
2. При проведении ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных государственным контрактом, представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, должен контролировать ход работ.
При выявлении нарушений, злоупотреблений со стороны организации – производителя работ, оперативно информировать епархиальное управление для принятия мер по устранению нарушений. Если проблема не устранена, следует обращаться в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата.
Ремонтно-реставрационные работы должны выполняться по утверждённому и согласованному проекту в соответствии с государственным контрактом. ВНИМАНИЕ! Выполнение ремонтно-реставрационных работ без проекта является грубым нарушением законодательства РФ и может привести к наложению административного взыскания на храм (монастырь), остановке работ и прекращению их финансирования.
3. Ремонтно-реставрационные работы должны выполняться при техническом и авторском надзорах. На объекте должны вестись журналы производства работ и авторского надзора, где указываются недостатки, допущенные при ведении работ и отклонения от проектных решений.
5 этап
Приемка выполненных ремонтно-реставрационных работ
1. Приемка выполненных работ осуществляется комиссией в составе:
• представителей Заказчика;
• представителей организации – производителя работ;
• представителей органов охраны памятников;
• лиц, ответственных за технический и авторский надзоры;
• представителей храмов (монастырей), епархиальных управлений для объектов епархий;
• представителей храмов (монастырей), Московской Патриархии для ставропигиальных объектов.
2. По окончании производства работ (или их части) необходимо получить от производителя работ и согласовать Акт о приёмке выполненных работ.
3. Согласование представителем храма (монастыря) Акта выполненных работ, предъявляемых производителями работ, следует осуществлять только после сверки фактически выполненных на объекте видов и объемов работ, представленных в акте.
4. При проведении сверки следует обращать особое внимание на качество работ, их соответствие научно-проектной документации и условиям государственного контракта.
5. Работы, выполненные не по проекту и без предварительного согласования с представителем храма (монастыря), к приёмке не допускаются до их согласования и внесения изменений в проектные решения.
6. Если у пользователя объекта имеются замечания по качеству, объемам или стоимости выполненных работ, он обязан представить подрядной организации мотивированный отказ от согласования Акта. При этом на самом Акте следует сделать отметку о согласовании «С замечаниями, замечания на отдельном листе» и приложить к Акту лист с замечаниями, скрепленными подписью и печатью.
7. Акты приемки работ утверждаются Заказчиком в лице Министерства культуры РФ.
По всем вопросам, связанным с реализацией ФЦП, следует обращаться в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата.
Контактная информация:
Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (ФХУ МП), 119034, Москва, М. Власьевский пер., д.2/18, стр.1
• Председатель Финансово-хозяйственного управления епископ Подольский Тихон
• Ведущий инженер Гребенец Валентина Васильевна
• Инженер-строитель Никифоров Алексей Ефимович
Тел. +7(495)-637-47-37
Факс +7(495)-697-1-697
е-mail: info@fedmp.ru ; grebenets@fedmp.ru; nikiforov@fedmp.ruПриложение 1
Рекомендуемая форма
|
СОГЛАСОВАНО: Начальник (заместитель начальника)
отдела Федеральной службы
по надзору за соблюдением
законодательства в области охраны
культурного наследия Подпись ФИО "_____" ___________________ г.
Печать
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ _______________ (Заказчик) "_____" _____________________ г. Печать, подпись
|
ЗАДАНИЕ
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
______________________________________________________________________________
| (Графы, отмеченные звездочкой, заполняются по данным государственных органов охраны объектов культурного наследия) |
1.* Наименование объекта культурного наследия
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2.* Адрес объекта культурного наследия
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3.* Категория государственной охраны объекта культурного наследия, дата его постановки на государственную охрану
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
4.* Пользователь (собственник) и его реквизиты (наименование организации, Ф.И.О. физического лица, адрес, расчетный счет, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
5.* Вид, номер и дата составления охранных документов и характер современного использования
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
6.* Границы территории объекта культурного наследия и его зон охраны (краткое описание со ссылкой на документ об утверждении)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7.* Краткие сведения об объекте культурного наследия и его техническом состоянии, включая малые архитектурные формы, монументальную живопись и предметы внутреннего убранства, инженерные сооружения и оборудование
______________________________________________________________________________
8.* Описание предмета охраны объекта культурного наследия
______________________________________________________________________________
9.* Основание для реставрации объекта культурного наследия (название утвержденного документа, регистрационный номер и дата утверждения), основное содержание реставрации с указанием сроков начала и окончания работ и предполагаемое использование памятника. Намечаемая очередность реставрации или локальных работ
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
10.* Заказчик и его реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Наименование реставрационной научно-проектной организации (или Ф.И.О. физического лица) и ее реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12. Наименование специализированных по видам работ научно-проектных организаций (или Ф.И.О. физических лиц) и их реквизиты (наименование, адрес, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, расчетный счет, номера телефонов, Ф.И.О. ответственных представителей)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
13.* Реставрационная производственная организация и ее реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
14.* Специализированные по видам работ производственные организации и их реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
15.* Сведения о ранее выполненной научно-проектной документации и возможность ее использования
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
16. Состав и содержание научно-проектной документации для реставрации (в целом, очереди, локальных работ)
Раздел 1. Предварительные работы:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раздел 2. Комплексные научные исследования:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
1. Этап до начала производства работ
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Этап в процессе производства работ
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раздел 3. Проект реставрации (с указанием о необходимости разработки вариантов, в том числе на конкурсной основе):
______________________________________________________________________________
Раздел. 4. Рабочая проектно-сметная документация:
______________________________________________________________________________
1. Этап до начала производства работ
______________________________________________________________________________
2. Этап в процессе производства работ
______________________________________________________________________________
Раздел 5. Научно-реставрационный отчет:
______________________________________________________________________________
17. Вид и состав демонстрационных материалов
______________________________________________________________________________
18. Порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций
______________________________________________________________________________
19. Требования по научно-методическому руководству и авторскому надзору, в том числе технологическому надзору, с указанием продолжительности. Необходимость привлечения для консультаций высококвалифицированных специалистов и ученых
______________________________________________________________________________
20. Необходимость проведения экспериментальных работ по технологии и методам производства работ с указанием видов работ
______________________________________________________________________________
21.* Исходная и разрешительная документация, представляемая Заказчиком
______________________________________________________________________________
22.* Необходимость сбора и подготовки исходной и разрешительной документации в порядке оказания технической помощи Заказчику с указанием перечня документов
______________________________________________________________________________
23. Дополнительные требования и условия
______________________________________________________________________________
Задание подготовлено: __________________________________________________________
(организация или физическое лицо)
с привлечением специализированных по видам научно-проектных работ
______________________________________________________________________________
(организация или физическое лицо)
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



