Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)»

06.05.2010

Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)»

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(Московский Патриархат)

119034, Москва, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Тел.: +7 (495) 637-47-37 Факс: +7 (495) 697-16-97

E-mail: info@fedmp.ru

26 апреля 2010 г.

№ 91





Всем правящим и викарным архиереям, настоятелям приходов, ставропигиальных монастырей и Патриарших подворий

По согласованию с Управлением делами Московской Патриархии, почтительно препровождаю «Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)», по взаимодействию с подрядными организациями и Заказчиком – Министерством культуры Российской Федерации». Данные рекомендации предназначены для всех настоятелей храмов (монастырей) использующих объекты федеральной собственности, являющиеся памятниками культурного наследия.

Зачастую подготовка заявок на финансирование в рамках программы «Культура России (2006 – 2011 годы)» отдается настоятелями «на откуп» тем подрядчикам, которые, будучи уверены в выигрыше конкурсных торгов, готовят пакет документов, учитывая свои интересы, намеренно завышая объемы и стоимость работ, предусматривая выполнение «выгодных» для себя работ, объекты же при этом продолжают разрушаться. Выявляя такие случаи и информируя о них Минкультуры РФ, как заказчика, в ответ получаем ссылки на то, что заявки подписаны настоятелями храмов (монастырей), акты выполненных работ также скреплены печатью и подписью пользователя, соответственно это их ответственность.

В целях недопущения подобных случаев, для более рационального планирования и использования средств федерального бюджета, а также учитывая не всегда положительный опыт прошлых лет, прошу Вас взять под свой личный контроль вопрос проверки ведения работ на объектах в 2010 году и проведения заявочной кампании на 2011 год.

При согласовании перечня предлагаемых на 2011 год объектов по епархии (монастырю), следует планировать общий объем финансирования, ориентируясь на фактически выделенные денежные средства в 2009 году.

Проверку и контроль производимых работ представляется целесообразным поручить уже имеющимся в епархии (монастыре) строителям (строительным подразделениям). В случае необходимости, усилить состав специалистами: реставраторами, строителями, сметчиками, с привлечением таких специалистов на общественных началах из числа прихожан.

Для решения спорных вопросов между епархиальными (монастырскими) специалистами и подрядчиками, а также для выборочных проверок, можно привлекать специалистов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

С любовью о Господе

ЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ ТИХОН, председатель Финансово-хозяйственного управления

***

Приложение:

Рекомендации настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия, участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2011 годы)», по взаимодействию с подрядными организациями и Заказчиком – Министерством культуры Российской Федерации с Приложением 1.


Приложение к письму от 26 апреля 2010 г. № 91

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия,

участвующих в Федеральной целевой программе «Культура России (2006 2011

годы)», по взаимодействию с подрядными организациями и Заказчиком –

Министерством культуры Российской Федерации

 

 

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с положениями Устава Русской Православной Церкви (далее – РПЦ), Устава Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, «Мероприятиями по взаимодействию РПЦ (Московский Патриархат) и Министерства культуры РФ по вопросам реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» от 01.12.2009 г.


Рекомендации предназначены для использования настоятелями храмов и монастырей, представителями епархий, объекты которых участвуют в Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2011 годы)».

 

Общие положения

 

Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)» (далее ФЦП) утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 740. Заказчиком ФЦП, как уполномоченный орган государственной власти, является Министерство культуры РФ, через которое осуществляется планирование и финансирование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ФЦП. В рамках ФЦП осуществляется финансирование научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в пользовании РПЦ. По инициативе Финансово-хозяйственного управления 01.12.2009 г. между РПЦ и Министерством культуры РФ подписаны мероприятия, регламентирующие участие РПЦ в реализации ФЦП.


В соответствии с указанным документом, РПЦ имеет право непосредственно участвовать в реализации ФЦП, а именно: принимать заявки храмов (монастырей) и на их основе формировать предложения к плану выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ в рамках ФЦП на следующий календарный год; принимать участие в работе конкурсных комиссий по выбору подрядных организаций; осуществлять контроль расходования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы; сообщать о нарушениях, допущенных в процессе реализации ФЦП; принимать участие в урегулировании возникающих спорных вопросов.


Настоятелям храмов и монастырей – пользователям объектов культурного наследия необходимо принимать во внимание вышеперечисленные полномочия РПЦ и прилагать все возможные усилия к их эффективному использованию на благо РПЦ.

 

Основные задачи

 

Реализация ФЦП включает в себя (ежегодно):


Формирование, согласование и утверждение плана выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на следующий календарный год;

проведение открытого конкурса по выбору организации – производителя научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ;

согласование и утверждение проектов;

выполнение и приёмку ремонтно-реставрационных работ.


Каждая из перечисленных задач по реализации ФЦП предполагает участие в них РПЦ и, исходя из этого, ряд требований и рекомендаций, которые необходимо учитывать в своей работе настоятелям храмов (монастырей), представителям епархий, курирующих ФЦП.


Неукоснительное соблюдение настоятелями (администрациями) храмов (монастырей) настоящих рекомендаций позволит:


максимально эффективно использовать имеющиеся у РПЦ полномочия;

своевременно включить объекты, требующие ремонтно-реставрационных работ в перечень объектов для их финансирования в рамках ФЦП. При этом следует отдавать предпочтение переходящим объектам, работы по которым близятся к завершению;

избежать нарушений технологии ремонтно-реставрационных работ, завышения стоимости строительных материалов и объёмов выполненных работ;

избежать нецелевого использования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы объектов, используемых РПЦ;

профессионально, аргументировано и своевременно защитить права храмов (монастырей), нарушенные в ходе реализации ФЦП.

 

Этапы реализации ФЦП

 

1 этап

Формирование плана выполнения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на планируемый календарный год

 

При необходимости проведения научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ по объекту культурного наследия и их включения в план работ в рамках ФЦП на планируемый календарный год храм (монастырь) должен предоставить в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата:


Заявку с приложением необходимого пакета документов по форме, публикуемой ежегодно на официальном сайте Министерства культуры РФ (www.mkrf.ru) в разделе «ФЦП».

Заявки на включение в программу финансирования епархиальных объектов подаются в приложение к прошению правящего архиерея на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Заявки на включение в программу финансирования ставропигиальных монастырей и патриарших подворий подаются в приложение к прошению настоятеля на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Прием прошений осуществляется Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата в соответствии с установленным порядком делопроизводства.

 

ВНИМАНИЕ! В случае подачи заявки на финансирование объектов непосредственно в Министерство культуры РФ, минуя Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, такие объекты не могут быть включены в перечень объектов, подаваемый на благословение Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

 

Сроки подачи заявок устанавливаются ежегодно Министерством культуры РФ (по опыту прошлых лет с 01 апреля по 01 сентября года, предшествующего планируемому).

 

Документы (в качестве приложения к заявке), на подготовку которых следует обратить особое внимание:

 

при проведении научно-проектных работ

Задание на разработку научно-проектной документации;

смета-калькуляция стоимости научно-проектной документации.

 

при  проведении ремонтно-реставрационных работ

дефектные ведомости, описи работ, содержащие перечень и объемы работ, предусмотренные проектной документацией и согласованные органами охраны объектов культурного наследия на местах (при определении видов работ и составлении дефектных ведомостей следует учитывать объем ранее выполненных работ за счет бюджетов всех уровней и собственных средств).

При отсутствии согласованной и утвержденной научно-проектной документации включение объекта в заявку на финансирование ремонтно-реставрационных работ не допускается.

 

2 этап

Подготовка научно-проектной документации ремонтно-реставрационных работ

 

В соответствии со Сводом реставрационных правил (СРП-2007), разработанным согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, Задание на разработку научно-проектной документации составляется Заказчиком по форме, рекомендуемой приложением 1 к СРП-2007 (образец прилагается). Как показывает практика, ответственность за подготовку Задания возлагается на пользователя объекта – настоятеля храма (монастыря), который, совместно с местным государственным органом охраны памятников истории и культуры проводит эту работу. Задание утверждается Заказчиком после согласования его государственным органом охраны памятников истории и культуры на местах. Представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, также  согласовывает Задание и несет ответственность за правильность его составления в рамках Охранного договора на пользование недвижимым памятником истории и культуры.


ВНИМАНИЕ! Правильность составления Задания являются основой как для разработки научно-проектной документации, так и, соответственно, для последующего проведения ремонтно-реставрационных работ.

 

Согласования и утверждение научно-проектной документации в отношении объектов культурного наследия проводятся исполнителем научно-проектных работ на основании Временного порядка Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области государственной охраны культурного наследия от 15 декабря 2008 г. №9.

Наличие научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ, согласованной в установленном порядке государственными органами охраны объектов культурного наследия на местах и утвержденной Заказчиком, является обязательным условием начала ремонтно-реставрационных работ.

 

3 этап

Подготовка к началу ремонтно-реставрационных работ

 

До начала производства работ следует проверить у подрядной организации наличие и правильность оформления нижеперечисленных документов и получить их копии:

государственный контракт с Министерством культуры РФ на выполнение работ, подписанный двумя сторонами и скрепленный печатями;

смета, являющаяся приложением к государственному контракту;

календарный план или график производства работ с указанием начала и окончания работ, являющийся приложением к государственному контракту;

разрешение государственных органов власти на проведение ремонтно-реставрационных работ.

 

До начала производства работ следует получить от Заказчика – Министерства культуры РФ – копии нижеперечисленных документов:

государственный контракт на осуществление функций технического надзора за проведением работ, подписанный Заказчиком и организацией (лицом), выполняющей технический надзор;

государственный контракт на авторский надзор.

 

4 этап

Выполнение работ организациями – победителями конкурса

 

1. При проведении проектных работ, предусмотренных государственным контрактом, представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, должен проверить соответствие разработанной проектно-сметной документации Заданию на разработку научно-технической продукции. При этом особое внимание следует обращать на набор подлежащих выполнению работ и их физические объемы.

 

2. При проведении ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных государственным контрактом, представитель храма (монастыря) – пользователь объекта культурного наследия, должен контролировать  ход работ.

При выявлении нарушений, злоупотреблений со стороны организации – производителя работ, оперативно информировать епархиальное управление для принятия мер по устранению нарушений. Если проблема не устранена, следует обращаться в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата.

Ремонтно-реставрационные работы должны выполняться по утверждённому и согласованному проекту в соответствии с государственным контрактом. ВНИМАНИЕ! Выполнение ремонтно-реставрационных работ без проекта является грубым нарушением законодательства РФ и может привести к наложению административного взыскания на храм (монастырь), остановке работ и прекращению их финансирования.


3. Ремонтно-реставрационные работы должны выполняться при техническом и авторском надзорах. На объекте должны вестись журналы производства работ и авторского надзора, где указываются недостатки, допущенные при ведении работ и отклонения от проектных решений.

 

5 этап

Приемка выполненных ремонтно-реставрационных работ

 

1. Приемка выполненных работ осуществляется комиссией в составе:

представителей Заказчика;

представителей организации – производителя работ;

представителей органов охраны памятников;

лиц, ответственных за технический и авторский надзоры;

представителей храмов (монастырей), епархиальных управлений для    объектов епархий;

представителей храмов (монастырей), Московской Патриархии для ставропигиальных объектов.

 

2. По окончании производства работ (или их части) необходимо получить от производителя работ и согласовать Акт о приёмке выполненных работ.

3. Согласование представителем храма (монастыря) Акта выполненных работ, предъявляемых производителями работ, следует осуществлять только после сверки фактически выполненных на объекте видов и объемов работ, представленных в акте.

4. При проведении сверки следует обращать особое внимание на качество работ, их соответствие научно-проектной документации и условиям государственного контракта.

5. Работы, выполненные не по проекту и без предварительного согласования с представителем храма (монастыря), к приёмке не допускаются до их согласования и внесения изменений в проектные решения.

6. Если у пользователя объекта имеются замечания по качеству, объемам или стоимости выполненных работ, он обязан представить подрядной организации мотивированный отказ от согласования Акта. При этом на самом Акте следует сделать отметку о согласовании «С замечаниями, замечания на отдельном листе» и приложить к Акту лист с замечаниями, скрепленными подписью и печатью.

7. Акты приемки работ утверждаются Заказчиком в лице Министерства культуры РФ.

 

По всем вопросам, связанным с реализацией ФЦП, следует обращаться в Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата.

 

Контактная информация:

 

Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата (ФХУ МП), 119034, Москва, М. Власьевский пер., д.2/18, стр.1

Председатель Финансово-хозяйственного управления епископ Подольский Тихон

Ведущий инженер Гребенец Валентина Васильевна

Инженер-строитель Никифоров Алексей Ефимович

Тел. +7(495)-637-47-37

Факс +7(495)-697-1-697

е-mail: info@fedmp.ru ; grebenets@fedmp.ru; nikiforov@fedmp.ru


Приложение 1

                                                                                            Рекомендуемая форма


СОГЛАСОВАНО:

Начальник (заместитель начальника)

отдела Федеральной службы

по надзору за соблюдением

законодательства в области охраны

культурного наследия

 

Подпись                               ФИО

"_____" ___________________ г.
Печать
УТВЕРЖДАЮ:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

_______________

(Заказчик)

 

"_____" _____________________  г.

Печать, подпись
         












    

ЗАДАНИЕ

на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия

______________________________________________________________________________

(Графы, отмеченные звездочкой, заполняются по данным государственных органов охраны объектов культурного наследия)

 

1.* Наименование объекта культурного наследия

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.* Адрес объекта культурного наследия

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3.* Категория государственной охраны объекта культурного наследия, дата его постановки на государственную охрану

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4.* Пользователь (собственник) и его реквизиты (наименование организации, Ф.И.О. физического лица, адрес, расчетный счет, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5.* Вид, номер и дата составления охранных документов и характер современного использования

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

6.* Границы территории  объекта культурного наследия и его зон охраны (краткое описание со ссылкой на документ об утверждении)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

7.* Краткие сведения об объекте культурного наследия и его техническом состоянии, включая малые архитектурные формы, монументальную живопись и предметы внутреннего убранства, инженерные сооружения и оборудование

______________________________________________________________________________

8.* Описание предмета охраны объекта культурного наследия

______________________________________________________________________________

9.* Основание для реставрации объекта культурного наследия (название утвержденного документа, регистрационный номер и дата утверждения), основное содержание реставрации с указанием сроков начала и окончания работ и предполагаемое использование памятника. Намечаемая очередность реставрации или локальных работ

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

10.* Заказчик и его реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

11. Наименование реставрационной научно-проектной организации (или  Ф.И.О. физического лица) и ее реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

12. Наименование специализированных по видам работ научно-проектных организаций (или Ф.И.О. физических лиц) и их реквизиты (наименование, адрес, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, расчетный счет, номера телефонов, Ф.И.О. ответственных представителей)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

13.* Реставрационная производственная организация и ее реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

14.* Специализированные по видам работ производственные организации и их реквизиты (наименование, адрес, расчетный счет, регистрационный номер и дата выдачи лицензии, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

15.* Сведения о ранее выполненной научно-проектной документации и возможность ее использования

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

16. Состав и содержание научно-проектной документации для реставрации (в целом, очереди, локальных работ)

Раздел 1. Предварительные работы:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раздел 2. Комплексные научные исследования:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

1. Этап до начала производства работ

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства работ

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раздел 3. Проект реставрации (с указанием о необходимости разработки вариантов, в том числе на конкурсной основе):

______________________________________________________________________________

Раздел. 4. Рабочая проектно-сметная документация:

______________________________________________________________________________

1. Этап до начала производства работ

______________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства работ

______________________________________________________________________________

 

Раздел 5. Научно-реставрационный отчет:

______________________________________________________________________________

17. Вид и состав демонстрационных материалов

______________________________________________________________________________

18. Порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций

______________________________________________________________________________

19. Требования по научно-методическому руководству и авторскому надзору, в том числе технологическому надзору, с указанием продолжительности. Необходимость привлечения для консультаций высококвалифицированных специалистов и ученых

______________________________________________________________________________

20. Необходимость проведения экспериментальных работ по технологии и методам производства работ с указанием видов работ

______________________________________________________________________________

21.* Исходная и разрешительная документация, представляемая Заказчиком

______________________________________________________________________________

22.* Необходимость сбора и подготовки исходной и разрешительной документации в порядке оказания технической помощи Заказчику с указанием перечня документов

______________________________________________________________________________

23. Дополнительные требования и условия

______________________________________________________________________________

Задание подготовлено: __________________________________________________________

(организация или физическое лицо)

с привлечением специализированных по видам научно-проектных работ

______________________________________________________________________________

(организация или физическое лицо)



Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.