Митрополит Корнилий: Да отверзет Господь наши очи духовные, чтобы мы всегда прославляли Воскресшего Спасителя!
25.05.2025
Митрополит Корнилий: Да отверзет Господь наши очи духовные, чтобы мы всегда прославляли Воскресшего Спасителя!
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 25 мая, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе.
Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Екатерины Харитоновой.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
По окончании Литургии глава митрополии обратился к участникам богослужения с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Христос Воскресе!
Сегодняшний воскресный день, возлюбленные во Христе братья и сестры, именуется неделей о слепом, и на грядущей седмице совершается отдание праздника Пасхи Христовой. Ныне Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил слепорожденного человека. Никогда до этого такого не было, и уже не будет. В Священном Писании Ветхого Завета, в псалмах царя Давида и у пророка Исаии мы видим пророчества о чудесах, которые будет совершать только Мессия, Спаситель всего мира. О таком чуде мы и читаем сегодня в Евангелии. Господь наш Иисус Христос никогда не проходил мимо человеческого горя, и сегодня Он увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили Господа: «Равви́! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иудеи верили, что человек может согрешить даже в утробе своей матери, считалось также, что дети могут нести наказание за грехи родителей. Действительно, между грехом и болезнью есть некая связь. По грехам посылаются болезни. Представим, как любящая мать ведет дитя через дорогу, крепко держа его за руку, потому что она понимает опасности, а ребенок не понимает. Им руководит непослушание, он, вырывается из руки матери, бежит вперед и может попасть под машину. Каковы могут быть последствия? В лучшем случае — травмпункт, а может быть, больница и несколько месяцев в гипсе. Может случиться и еще более страшное. За каждым грехом, за каждым нарушением заповедей усматриваются болезни, которые посылаются людям для вразумления. Но Господь наш Иисус Христос сказал Своим апостолам о слепорожденном человеке такие слова: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Как понять эти слова? Что значит «дела Божии»? Два монаха, которые жили в одной из египетских обителей, отправились к преподобному Антонию, но для того, чтобы им достичь монастыря преподобного, им нужно было перейти через пустыню, которая вся была опалена солнцем. У путников закончилась вода, и один из монахов умер, а другой лежал в изнеможении на земле и ждал смерти. Пребывавший в то время на горе преподобный Антоний поспешно призвал к себе двух иноков и сказал им, чтобы они, взяв с собою сосуд воды, шли скорее по дороге, ведущей в Египет. Угодник Божий сказал: «Один брат, шедший сюда, уже преставился Господу; умрет и другой, если не поспеете на помощь». Монахи, поспешно отправившись по его указанию в путь, нашли все так, как сказал старец. Изнемогавшего от жажды они напоили и привели с собою, а умершего похоронили. Таковы бывают дела Божии. Одному иноку нужно было умереть и предстать пред Богом, а второму нужно было достичь обители преподобного Антония Великого. Таковы судьбы Божии.
Вернемся к сегодняшнему евангельскому повествованию. Господь наш Иисус Христос сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный». Без всяких вопросов сей человек пошел и умылся в купели, откуда возвратился зрячим. Если мы с вами скажем какому-либо человеку, а наипаче имеющему серьезный недуг, пойти на святой источник и умыться водою, мы, скорее всего, услышим возражения, но в Евангелии мы видим пример, как болящий человек без всяких лишних слов исполнил то, что сказал ему Господь, и получил исцеление от слепоты.
Что же было далее? Соседи исцеленного человека и люди, видевшие прежде, что он был слеп, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?». Иные говорили: «Это он», а иные: «Похож на него». Он же говорил: «Это я». У него стали спрашивать: «Как открылись у тебя глаза?»
Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». Его спросили, где же Исцеливший? Он ответил, что не знает, и его повели к фарисеям. Была суббота, когда Господь сделал брение и отверз ему очи, поэтому фарисеи усматривали нарушение закона. Некоторые из них говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?». Между ними завязалась распря, и они спросили исцеленного слепца: «Что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» Он сказал: «Это пророк». Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Отлучение от синагоги означало отлучение от всего общества, ибо такой человек не мог нормально жить, не мог ничего ни купить, ни продать. Иудеи вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». Он сказал им в ответ: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Тогда они снова и снова стали спрашивать, как Господь отверз ему очи, но не могли добиться от него никакого осуждения Христа. Наконец, исцеленный человек обратился к фарисеям: «Уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Они укорили его и сказали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он». Человек прозревший сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». На это фарисеи ответили ему: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон. Господь наш Иисус Христос, услышав, что выгнали его вон, найдя его, задал ему сакраментальный вопрос: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Он отвечал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Спаситель сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он ответил: «Верую, Господи!» И поклонился Ему. Произошло величайшее чудо! Сей человек получил не только физическое зрение — у него открылись духовные очи, и он увидел пред Собой Христа Спасителя, Сына Божия, и поклонился Ему. Будем и мы с вами, возлюбленные, прославляя Светлое Христово Воскресение, заботиться о том, чтобы были открыты наши не только физические, но и духовные очи, чтобы этими очами, всем сердцем и душою всегда прославлять Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца, чтобы никакие треволнения нашей жизни, никакие скорби, печали и болезни, никто и ничто не могло сокрушить нашу любовь к Воскресшему Христу Спасителю. Всем сердцем мы должны служить Господу и прославлять Его Преславное Воскресение.
В сей день, возлюбленные во Христе братья и сестры, мы с вами прославляем память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, который был свидетелем обретения образа Пресвятой Богородицы во граде Казани. Угодник Божий много потрудился для Русской Церкви и для нашего Богохранимого Отечества Российского. Ему суждено было жить в сложное время, когда польские интервенты хозяйничали в Кремле. Святитель Божий отказался благословить беззаконную власть, и его бросили в подвал Чудова монастыря, где он в течение девяти месяцев претерпевал мученические страдания, но обратился с воззванием к народу русскому, чтобы люди опомнились, дабы собрать рать и освободить нашу древнюю столицу. Голосу Святейшего Патриарха вняли, и столица была освобождена от интервентов. Святитель Божий умер от голода, приняв мученический венец за правду Божию. Помолимся сегодня святителю Ермогену, поучимся у него любви к Богу и к Отчеству нашему, чтобы его молитвами Всемилостивый Господь хранил Церковь нашу Русскую, Богохранимое Отечество и весь народ наш. Воскресший Господь по Своей милости и неизреченному человеколюбию да сохранит всех нас во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!
Христос Воскресе!
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



