В древней деревне Усть-Моше возрождается духовная жизнь
10.06.2025
В древней деревне Усть-Моше возрождается духовная жизнь
Молебен совершили в часовне, которая располагается на месте утраченного храмового комплекса в деревне Усть-Моше Плесецкого округа. Службу возглавил благочинный округа иеромонах Антоний (Ласточкин). На молитву собрались местные жители и гости.
Отметим, что Усть-Моша — одно из древнейших поселений на Русском Севере. Оно расположено на реке Онеге, которая соединяла центр Русского государства с поморскими соляными варницами уже с XII века. Именно на этой «соляной дороге» в Уставе новгородского князя Святослава в 1137 году упомянут погост Усть-Моша. ВXIII веке князь Александр Невский проложил тракт из Новгорода до Беломорья, который проходил через погост Усть-Моша.
На сайте для любителей путешествий по Русскому Северу «Кенозерье» говорится, что местность являлась стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти было невозможно. В 1615 году там для защиты от разбойников периода Смутного времени соорудили острожок, подобрали сотника, вооружили и поставили ему под начало стрельцов. В крепости располагались две деревянных церкви Иоанна Богослова и Кирилла Александрийского, избы священнослужителей, два двора земских, таможенный двор, пять осадных крестьянских изб, 36 амбаров, 24 клети и 29 дворов тяглых с мужским населением 24 человека.
Усть-Мошинских крепостей известно две — построенная в 1615 году, и поздней постройки середины 30-х годов. Но история села приводит к существованию более раннего их прототипа. Древний острог может уходить корнями к началу ХII века. Где-то он должен хранить княжеское добро, собранное со всего Заволочья, а также содержать преступников и неугодных власти лиц до их отправки в Новгород. По количеству населения, речь идет только о6 остроге, само селение находилось неподалеку под прикрытием крепостных стен, посадские люди и крестьяне по тревоге занимали предписанные места в крепости, для отдыха размещались в осадных дворах. В крепости постоянно проживало, исходя из писцовой книги, не менее 100 человек. Подобные населенные пункты в тот период считались достаточно крупными на Севере.
В конце XVII века крепость обветшала и прекратила свое существование, но само село разрослось и заняло ее территорию. Необходимость в воссоздании деревянных крепостей на ту пору отпала, валы и рвы были ликвидированы. Но центр селения к концу XVIII века переместился на место крепости. Именно здесь, начиная с 1773 года, возводится храмовый комплекс из трех деревянных, одной двухэтажной каменной церквей и каменной колокольни, за общей оградой, ставший самым величественным на реке Онеге, за исключением только Каргополя. Тем самым, прихожане отдали дань уважения славной истории села. Впоследствии жизнь селения стала перемещаться в сторону Питерского тракта, а после революции и разрушения храмов угасла совсем. Сейчас о былых каменных сооружениях напоминают лишь поросшие травой двухметровые кучи кирпичного мусора. Сохранились фрагменты церковной ограды и могила священника. Часовня на месте утраченного храмового комплекса поставлена в наше время.
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



