Митрополит Корнилий 26 октября совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Архангельска
26.10.2025
Митрополит Корнилий 26 октября совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Архангельска
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 26 октября, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцев VII Вселенского собора и праздник Иверской иконы Божией Матери, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.
Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Ирины Якуниной.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
За Божественной литургией митрополит Корнилий совершил диаконскую хиротонию насельника Антониево-Сийского монастыря монаха Платона (Уксусова).
Глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня, возлюбленные во Христе братья и сестры, в день Воскресный, Святая Церковь предложила нашему вниманию особое евангельское повествование. Господь наш Иисус Христос изрек притчу. Для ума и сердца восточных людей притчи были очень близки и понятны, поэтому Христос Спаситель в Своей проповеди часто использовал притчи. Иногда Господь не разъяснял содержание сказанных им притч, но сегодня мы слышим, как Божественный Учитель Сам раскрыл смысл притчи о сеятеле.
«Вышел сеятель сеять», — сказал Господь. О чем же сии слова? Христос Спаситель здесь говорит про Себя. Сын Божий вышел на проповедь и начал совершать Свое великое земное служение. Что же Он сеял? Слово Божие. Если бы Христос не вышел сеять Слово Божие, что бы было? Человечество давно бы истребило себя! Далее в притче Господь говорит такие слова: «Когда сеятель сеял, иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Что же это означает? Многие люди не желают слышать Слово Божие, «живут как все», не думая о своей душе и не исполняя заповеди Божии. Почему же сказано о дороге? Дорога широкая ведет в ад, а в Царство Небесное ведет узкий путь, которым идет христианин, неся свой жизненный крест. Широким путем идут многие, не желая слышать Слово Божие. И даже если они где-то услышали его, то это доброе семя поклюют птицы, под которыми в сей притче подразумеваются демоны. Живя в христианской культуре, человек не может ничего не знать о Христе и Его проповеди. Он видит храмы, видит верующих людей и священнослужителей, слышит колокольные звоны, но его сердце закрыто от слова Божия, и этот человек, следуя широким путем, окраденный диаволом, лишает себя Царства Божия.
«Иное семя упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги», — продолжает притчу Господь. Это сказано о тех, кто с радостью воспринял Христа, приступил к таинству Святого Крещения, но не исполняет в жизни заповеди Спасителя. Попав на каменистую почву сердца такого человека, Слово Божие не приносит плодов и как бы засыхает. В Евангелии мы видим соответствующий пример — когда Господь наш Иисус Христос вошел во Иерусалим, казалось, вся лучшая часть народа встречала Его и громогласно восклицала «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Казалось бы, какая радостная встреча, грядет Мессия Христос, Избавитель всего мира, и люди ликуют, радуются Ему…но что же будет через несколько дней? Эта же прежде ликующая толпа стала кричать: «Возьми, возьми, распни Его!» Такова каменистая почва сердец человеческих, в которых Слово Божие не может принести плоды.
«Иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его», — говорит далее Господь в притче. Терние — то, что мешает нам слышать Слово Божие и исполнять его. «Всякое ныне житейское отложим попечение», — такие слова мы слышим за Божественной литургией. Наши земные заботы и попечения не должны становиться преградой для духовной жизни. Нельзя трудиться только для земного благополучия и бренного тела, забывая о небесном и о бессмертной душе! Благодатные дары могут появиться в сердце, в котором терния земных забот не заглушают благодатное Слово Божие.
«Иное семя упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный», — говорит Господь наш Иисус Христос, завершая притчу. Сие сказано про людей, которые восприняли Слово Божие и получили благодатные всходы в своем сердце, ибо они молитвами и постом удобрили почву своего сердца, поливали его слезами покания. После таких христианских трудов они получили всходы. Апостолы и ученики Христовы получили сеяние от Господа и понесли преумножать Слово Христова учения ко всем племенам и ко всем народам. Так и всех христиан Господь наш Иисус Христос призвал к сеянию Слова Божия. О чем нам говорит Писание? Если страж ночной, охраняющий град, увидел пожар и промолчал, то грех будет на нем, и с него спросится за тех, кто погиб от пожара. Если страж увидел пожар и поднял тревогу, пробуждая спящих, но они не послушают его, будет вина на тех, кто не послушал стража. Если же страж поднимет шум, и жители града послушают, то будет благодатная польза и стражу, и тем, кто восстал, сохранив град от пожара. Это значит, что мы с вами должны сеять Слово Христовой проповеди, независимо от того, слушают ли нас люди, ибо Господь спросит с нас об этом, и мы будем держать ответ за себя пред Богом.
Сегодня, возлюбленные, Святая Церковь чтит икону Богоматери, именуемую Иверская. «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая», — такие слова слышим мы в акафисте пред этим образом Божией Матери. Сия святая икона пребывала в Никее в страшные для Церкви времена, когда буйствовала иконоборческая ересь. При императоре Феофиле в девятом веке истреблялись святые иконы. Сия святая икона находилась у некой вдовицы, которая имела единственного сына. Воинам поручили истребить образ Царицы Небесной, и они пришли в дом вдовицы. Один из воинов метнул копье в лик Богоматери, и все увидели, как чудесным образом из лика Пречистой потекла алая кровь. Вдовица уговорила воинов оставить эту икону до утра, а сама взяла образ Божией Матери, вышла к морю, поставила икону на воду и стала усердно молиться Царице Небесной, чтобы Она Сама нашла место для сего образа. К радости благочестивой вдовы и ее сына, икона дошла по морю даже до святой Афонской горы, и братия Иверского монастыря увидели чудо на море – некий огненный столп от воды доходил до самого неба. Но лишь только они начинали приближаться, столп удалялся от них, и они стали молиться, чтобы взять образ Богоматери в свою обитель. Инок по имени Гавриил усердно молился в своей келье, и Пречистая явилась и рекла ему: «Иди к морю и возьми образ Мой». Инок взял образ Царицы Небесной, и братия святой обители с радостью и почестями встретили образ Владычицы мира и поставили его на центральное место в главном соборе обители. Наутро все увидели, что икона находилась на монастырских вратах. До трех раз братия возвращали образ на прежнее место, но икона все три раза уходила вновь на врата. Затем Божия Матерь явилась иноку Гавриилу и сказала, что такова Ее воля: «Не вы будете Меня охранять, а Я вас». На протяжении множества веков Иверская икона Божией Матери пребывает на святой горе Афон.
В семнадцатом веке в правление царя Алексия Михайловича Романова его родная дочь была парализована и не могла встать на ноги. Однажды ей явилась Царица Небесная и благословила ее обратиться к отцу, чтобы он испросил на Русь икону Богоматери, именуемую Иверской. Царь написал письмо Константинопольскому Патриарху, а тот обратился к братии Иверского Афонского монастыря, но монахи побоялись отдать образ Пречистой. Тогда было решено сделать копию, список чудотворной иконы, и иноки святой обители отправились с Афона в далекую Россию. Образ Пречистой принесли в столицу нашего Российского государства, в Москву, и все люди вместе со своим патриархом и царем пошли крестным ходом встречать Владычицу мира. Царевна, которая была прикована к постели, звала свою мать, и одна из служанок сказала ей, что никого нет, потому что все ушли встречать образ Пречистой Богоматери. Когда она это услышала, вскочила с постели, оделась и побежала на своих ногах на встречу Царицы Небесной. С одной стороны площади иноки вносили икону Царицы Небесной, а с другой стороны уже бежала исцеленной Владычицей мира царевна. Когда она подбежала к своей семье и стала спрашивать, почему ей не сказали, что принесут образ Пречистой, все смотрели на исцеленную и плакали, никто не мог сказать ни единого слова, ибо та, которая много лет была парализована и не могла встать на ноги, бежала бегом навстречу Царице Небесной. В сей день мы с вами воспоминаем принесение на Русь чудотворного Иверского образа Божией Матери и паки и паки помолимся ныне Царице Небесной, возблагодарим Ее за все благодеяния к роду христианскому, испросим Ее милости и благословения для Церкви нашей Православной, Отечества Российского и всего народа нашего. Верим и знаем, что Царица Небесная Своим Покровом и Заступлением сохранит всех нас на всех путях жизни нашей во веки веков. Аминь!
С праздником Воскресного дня и с праздником Иверской иконы Божией Матери поздравляю всех вас, дорогие мои!
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



