Либерализм как диагноз
15.09.2005
Дискуссия полярно разделила взгляды ее участников и вызвала активное обсуждение.
Мы в свою очередь публикуем фрагменты высказывания известных в Архангельске людей - депутата облсобрания Юрия Гусакова, генерал-майора Анатолия Радченко, замдиректора некоммерческого фонда «Перспектива» Олега Григораша, профессора Елены Галимовой, настоятеля архангельского Артемиево-Веркольского подворья иеромонаха Феодосия (Нестерова) и др., чью точку зрения разделяет редакция газеты «Архангельский епархиальный вестник». Приглашаем читателей высказать свое мнение.
(Смотрите выдержки из материала «МК-Архангельск» «Политическое православие или либеральная демократия?» в конце статьи).
Радченко Анатолий Иванович, генерал-майор внутренней службы в отставке:
- Для России тот путь, о котором говорит Алексей, более приемлем. То, о чем говорит Сергей - экономические свободы, демократия - в России это пока не пользуется популярностью. Это то, что имеют около 10 процентов населения, а остальные только страдают от этого. Россия должна возродиться как православная страна и идти своим путем. Современное правительство действует с оглядкой на Запад. У России же должен быть свой путь. Говоря о православии как о зле, его оппонент противоречит тому, что есть на самом деле. Судите сами: 70 лет запрещали Церковь, сносили храмы и после такого большого периода гонений наступает возрождение. И ведь так всегда было в России – в самое неблагополучное время возводили храмы. Это не правда, что Русская Православная Церковь это зло. Русская Православная Церковь сейчас широко развернула поле своей деятельности, увеличивается число верующих, стремительно строятся храмы.
Мне лично приходилось это видеть, будучи на посту начальника областного УИНа, как в местах заключения силами осужденных строятся храмы и часовни, как они сами расписывали их, писали иконы, и Владыка приезжал и все освящал. А потом к нам приходили жители местных поселков, в которых не было церквей, и просились к нам в храмы, но так как они были за колючей проволокой, люди не могли туда пройти. И тогда мы помогали строить храмы в этих поселках. Сейчас наблюдается стремление возродить православную духовность и говорить, что это плохо просто кощунственно.
Григораш Олег Федорович, заместитель директора некоммерческого фонда «Перспектива»:
- Оппонентом Алексея произнесена характерная фраза: «В первую очередь я - человек, ни русский, ни американец, ни англичанин...» Тот есть Россия, Родина стоит где-то далеко, на втором-третьем месте. Как мне видится, отсюда и идет искаженное отношение к Родине, исконным ценностям, в том числе Православию. Мне думается, сейчас в России осталось несколько оплотов, в том числе Православие, которые не должны даже быть обсуждаемы, которые должны быть незыблемы в душе и жизни каждого. Когда этого нет, мы приходим к самым разнообразным проблемам.
Если у нас не будет серьезного отношения к нравственности, к своим исконным православным корням, то у нас не будет будущего.
На мой взгляд, позиция православного человека очень ответственна, и объективно подводит к сознательным шагам, когда человек пытается выстроить свою жизнь, начиная от семейных отношений, заканчивая политикой. Если мы не будем отвечать за наши поступки – это слабость.
На мой взгляд, Россия уже в 10-20 годах нынешнего столетия могла бы стать православным государством. Православие могло вернуться к нам в полной мере, если бы в 90 годы, и частично 60-70 у нас не возникли деструктивные силы, помешавшие осуществить эту предназначенную историей судьбу.
Гусаков Юрий Вячеславович , депутат областного собрания, член партии «Родина»:
В июле Господь сподобил отправиться в командировку от облсобрания в Курскую область на Всероссийский казачий Круг. Ехали на машине вместе с иеромонахом Рафаилом. Где-то за Москвой, километрах в трехстах от столицы, вечером увидели стоящий на обочине КамАЗ, возле него, в поле, склонился у земли человек. Снизили скорость, думали, помощь нужна. Оказалось – мусульманин. Подошло время намаза, и он совершал вечернюю молитву. Какая должна быть крепкая вера: посреди России, ни на кого не обращая внимания, делает то, что ему предписано. Задумались? Мы, русские, с 1000-летней историей православия, стесняясь, друг друга, лишний раз лоб не перекрестим! Почему? Что с нами стало? Еще Достоевский писал, что русский народ – «богоносец», исполнен христианским духом, что он призван спасти безбожную Европу, осветить весь мир.
Прочитав в МК высказывания Сергея Спасенникова, пожалел о том, что его не было с нами. «Прямой родственник Иоанна Кронштадтского» смог бы увидеть, как встают на казачьем Круге плечом к плечу на общий молебен не хилые старушки, а пять сотен мужчин в краповых беретах, прошедших Афганистан и Чечню. Что дело его великого предка, бывшего духовником народного ополчения, живо. Русские поднимались, объединялись и отбивали своих врагов. Ни одному гениальному полководцу не удалось завоевать Русь, ни Карлу Х II , ни Наполеону, ни Гитлеру. Не удалось и большевикам-интернационалистам 1917 года, захватившим власть над русским народом и попытавшимся разрушить православную Русь, - в итоге не православная Русь, а большевистские хищники оказались на свалке истории.
Видя в высказываниях Сергея идеологию, близкую к идеологии партий СПС и Яблоко, говорю, мне доподлинно известно, как, через кого, по каким московским адресам финансировались эти партии правительством США для прихода к власти в России. Прошедшие выборы в Госдуму показали, что и на этот раз Господь уберег от вторжения. Так что предсказание Достоевского все-таки может осуществиться.
Иеромонах Феодосий (Нестеров), настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске:
Взгляд, который представляет Сергей, мне видится характерным для подобного мировоззрения. Духовная пропасть, отделяющая православных от этого взгляда глубока. Мы видим в этой позиции прежде всего непонимание мира религиозных взглядов. Очень характерны некоторые выражения у Сергея, например: «мы не хотим быть овечками и пастухами», «ни у кого нет превосходства», «быть не ведомым, а индивидуально могущим, не жить в рамках».
Все это было бы радостно, если бы мы не понимали трагическую глубину духовного разрушения человека, и то, что в православной традиции называется аскетизмом. Мы бы могли принять радостное, ровное восприятие мира, если бы не чувствовали какая страшная, сокрушительная сила зла действует во всех нас, в человеческих обществах, в каждом человеке. И если человек не живет в рамках, то он перестает быть человеком, он разрушается. Мы вынуждены жить по заповеди, данной нам Богом о воздержании. А это насилие. И Богом объявлено: Царство Божие силой берется, и тот, кто употребляет усилие, тот наследует его.
Во всех обществах добро, не опирающееся на Божий закон, на твердый фундамент неизбежно подвергнется сокрушительным ударам.
Всякое государство – это насилие, которое призвано, в какой - то мере, оградить добродетель, чтобы силы зла не приняли хаотический и всепоглощающий характер. И самодержавие это тоже насилие. В России и в других государствах самодержавная форма правления была много сотен лет. Для верующего человека она имеет смысл только в том случае, если народом управляет царь верующий, исповедующий православие. Тогда оно приобретает значение, которое дорого для нас, и суть которого в том, что высшим законом в государстве становится закон совести. Все законы человеческие несовершенны, и если совершаются не по закону совести, тогда любой человеческий закон может быть нарушен, и на любой закон найдется и противозаконие. Высший орган права – совесть верующего православного человека. Но и это не совершенство, конечно. И всякая наша земная жизнь, она полна несовершенств, но мы хотим и просим у Бога мирного, тихого жития, для того, чтобы нам в какой-то мере попытаться исполнить заповеди Божии, выполнить наше назначение на земле, живя в управляемой обстановке. Поэтому тот, кто не ставит пределов зла в общественной ли жизни, тот может оказаться еще большим убийцей, потому что не дает человеку возможности провести сколько-то лет своей жизни, показав творчество своего духа. И при этом мы понимаем, что любое государство это не совершенство. Совершенство – это общество святых, где действительно нет государства, и нет насилия, нет никаких институтов подавления.
Если совесть руководителя нечиста, то никаким законом его не остановить. Можно лишь в некоторой мере оградить его деятельность. Сейчас в России очень много неплохих законов, даже основанных на традиции, на праве. Но сейчас, чтобы быть хорошим юристом, нужно знать не только законы, но и реальность жизни – как и каким образом, эти законы нарушаются. То есть жизнь реальная происходит совершенно по другим закономерностям. И что же может этим управить? Наше сердце. Это дело нашей совести.
Повторим известный факт, что кавказские и среднеазиатские народы, присоединявшиеся к Российской империи, входили именно в православное царство, потому что знали, что православный царь оградит и их православные национальные права, так как царь – человек религиозных воззрений. Сергей говорит, что у него приоритет – человек и цивилизация. Я считаю, что это слова безличные. Хочется уточнить какой человек и какая цивилизация? Человек ведь может воплощением безудержного зла, а может быть святой, преподобный. И цивилизация может быть богоборческой, а может быть более приближена к условиям приемлемого существования. Поэтому мы твердо стоим на основаниях, что мы никогда не будем строить Царство Божие на земле. Оно здесь не будет достижимо, и мы просто хотим данное время жизни прожить по - совести, исполняя заповеди Божьи, и не ждем от государства предоставления нам каких-то особых свобод. Мы убеждены, что это не будет достижимо никогда. Новые перемены, так называемая демократия, показала нам свою ужасающую реальность еще большего закабаления человека. Мы не хотим быть послушными исполнителями этой слепой воли, опираясь на свой омраченный и слабый разум, а будем основываться на великом опыте прежних поколений. Не презирая тех людей, которые жили веками до нас, а уважая их, понимая, что мы ничуть не лучше их. Ведь они трудились и искали, и им было открыто нечто, то мы, горделиво превозносясь, не скажем, что мы имеем вот это сейчас. Некую полноту ее знали намного раньше.
Пирожков Андрей Львович, заместитель председателя профкома малого и среднего бизнеса Архангельской области:
- Сейчас наша страна переживает сложный период. Со стороны различных структур, враждебных нашему государству - масонства, мирового правительства, и тому подобных – идет наступление, нажим. Их цель – если и не уничтожить Россию, то низвести ее до уровня колониальной территории. Я считаю, что в этой ситуации особо возрастает роль Православной Церкви в обществе, особенно в деле нравственного воспитания.
Если говорить о позиции Сергея Спасенникова, то мне понравилось, что он прямо высказал те мысли, которые характерны для того круга людей, которых он представляет, и которые, так или иначе, связанны с деструктивными силами, противопоставляющими себя обществу, государству, президенту. (СПС, Чубайс, Гайдар и пр.) Спасенников озвучил то, что обсуждается среди них открыто, и представил тем самым их истинное отношение к российскому государству, российскому народу...
Галимова Елена Шамильевна, профессор ПГУ имени М. В. Ломоносова:
Меня огорчает, что среди православных мало политически активных людей. Почему-то человек воцерковленный бежит политики, чуждается ее. Мы привыкли, что политика это зло и грязь. Но мне кажется, что в нынешней ситуации такое самоустранение опасно для России. Я тоже долгое время испытывала протест против всякого рода политической деятельности, но, если у людей будут такие взгляды как у Спасенникова, это страшно. Эдуард Володин, известный философ, православный публицист, говорит, что демократия – это такое состояние этносоциальной общности, где право вбирает в себя и тотально отменяет традиции, нравственность и духовность. Вот такую позицию мы видим и у Сергея: абсолютное равнодушие к традиции, национальному самосознанию. Буржуазия обожествляет закон, зная, что он лишь манифестация богатства. А обожествление закона превращает людей в стадо. Когда читаешь высказывания Сергея, возникает такое ощущение, что он не понимает, о чем говорит.
Не так дано я стала членом Совета регионального отделения Национально-консервативной партии России. У партии существует вполне определенная программа развития России. На мой взгляд, это партия может быть наиболее привлекательной для православного человека. Она исходит из того, что Россия – великая держава, и иначе быть не может. Для того, чтобы обеспечить развитие России необходимо, прежде всего, ее духовно оздоровить. Это единственный путь возрождения России. Затем могут следовать экономические и иные программы.
На мой взгляд, нельзя думать, что можно спастись, занимая страусинную позицию. Сегодня только спасая Россию, можно спасать свою душу.
P. S.
Полемика, начатая на страницах «МК в Архангельске» о путях государственного развития нашей Родины, актуальна. Показательно, что первые политдебаты на страницах издания состоялись между представителем либеральной общественности и политического православия.
Либерализм в России как идеология и политическое направление переживает тяжелейший кризис, православная же общественность пытается всё более активно отстаивать церковные и национальные интересы.
Сейчас православные не столько говорят о том, как отбиться от атак вне- и анти- церковных сил, сколько о том, как самим перейти в «наступление» и увеличить свое влияние в государстве и обществе. Объективная необходимость укрепления церковного влияния назрела давно. Препятствиями служили, с одной стороны, явная неготовность Церкви, с другой — наличие влиятельных политических сил, настроенных антицерковно.
Церковь, в известной мере, неожиданно для общества явилась той силой, которую ждали даже люди совершенно не церковные. Оказалось, что Церковь в состоянии за себя постоять и в СМИ, и в противостоянии с откровенными богоборцами (как это было в случае с выставкой «Осторожно, религия!»), и, самое главное, церковное общество имеет, что сказать практически по всем общественным и государственным вопросам. При этом Церковь не скрывает своего намерения увеличивать свое влияние на общественную жизнь - на армию, на государство, на школу.
Такая позиция звучит настоящим ультиматумом современному либеральному обществу, кое-как состряпанному в России. Православные признают врагом либеральную идеологию, в которой под предлогом защиты прав человека защищается грех, внедряется в жизнь как некая неизбежная норма.
Прежняя неуверенность в своих силах явно уступает место более активной, наступательной позиции православных мирян. В новое столетие Русская Православная Церковь вошла как единственная сильная, способная к дискуссиям, критике и самокритике общественная структура. Если сравнивать динамику усиления и общественного влияния, то власть за Церковью явно не поспевает.
Не исключено, что если и застой власти, и рост влияния Церкви будут продолжаться дальше, то спустя несколько лет, государству, кроме Церкви, будет не на кого опереться. И такой исход был бы, не самым худшим для страны вариантом.
(«Политическое православие или либеральная демократия?»
А. Романченко:
Взгляды на будущее нашей Родины базируются на традиции православной государственности. До 1917 г. почти 1000 лет наша страна была православной державой.
Наше будущее должно быть в известной мере обращено в прошлое. Опираться на абстрактные либеральные мифологемы в государственном строительстве - преступно. У наших оппонентов-демократов власть была с 1992 года, если не раньше.
Слава Богу, в Архангельске количество православных прихожан, активных не только в храме, растет. Это радует, но, зная о происходящем в ВПК, в сфере культуры, тягостно. Думаю, у России есть два варианта своего будущего. Либо Россия будет православной державой, либо будущего не будет вовсе. Все зависит от нас. И мы, миряне и священники, сделаем все, чтобы Россия стала Святой Русью. Она есть и сейчас - в монастырях. О самодержавии. Мы считаем, что православный человек не может быть демократом. Наш земляк Иоанн Кронштадтский сказал: «Демократия в аду, на небе - царство». Православный человек обязан быть монархистом. Не коммунистом или демократом. Самодержавие, с точки зрения РПЦ - богоустановленная форма правления.
Любые потрясения, мало-мальски серьезные для нашей Родины, губительны. Со временем, когда православных соотечественников станет больше, возвращение к традиционной форме правления произойдет естественным путем посредством Земского Собора, как это было в Смутное время и 16-18 вв. В критическое время у русского народа хватало воли для самоорганизации
Мы не считаем себя умнее наших предков. Они построили величайшую империю, а мы ее развалили. Мы не умнее Мономаха, Невского или Кронштадтского. Они строили православное государство. А царя надо заслужить. Мы заслужили президента. Сначала Ельцина, потом Путина. По Сеньке шапка. Перестанем делать аборты, и начнем жить по-божески - будет царь.
С. Спасеннников:
В первую очередь я – человек. Не русский, американец, англичанин, а человек. Вижу страну частью мирового сообщества, а ее развитие – в общем ключе мировых ценностей… Отсюда цель - максимальная интеграция в мировое сообщество.
Список для помощи слабым категориям граждан должен быть пропорционален экономическим возможностям страны. Экономически слабое государство не имеет права помогать неимущим.
Самодержавие в России - зло. Любая надежда на царя-батюшку искоренение в человеке чувства ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей. Это плохо.
Про православную церковь. Я прямой родственник Иоанна Кронштадского. Имею некое понятие о религии и церкви. Людям нужно общаться. Человеку нужно общаться с Богом. Идет эволюция. Раньше для разговора по телефону нужно было зайти в телефонную будку. А для разговора с Богом - в храм. Сейчас прогресс. Теперь есть мобильный телефон. И с Богом я могу общаться дома. Институт Церкви – умрет. Он нежизнеспособен глобально. У храма, конечно, есть атмосфера и аура. Но православная церковь как организация это зло. Выходящая за пределы религиозных рамок – во власть, в культуру, со своими рамками – это зло. Церковные рамки в экономике зло. Я не люблю церковь-организацию за то, что она чрезмерно амбициозна. Ей не хватает общения с одним человеком. Она хочет оперировать понятиями - страна, империя, нация. Это страшно. У меня в жизни соотносятся либеральные и духовные ценности – общение с любой высшей силой, как бы она не называлась.
Слушая Алексея, я понял, в какой стране я не хочу жить. Я представил, как в случае конфликта глава РПЦ благословляет отправить ядерную ракету на Нью-Йорк. Не хочу жить в стране, которая состоит из овечек и пастуха. Хочу жить в стране, где гармонично сочетаются свобода и ответственность. Приоритет - человек и цивилизация. Считаю жителя Зимбабве равным себе в отношении его к своей Родине. Либеральная идеология – ни у кого нет превосходства. Хотел бы пожелать Алексею оставить след в истории, будучи не ведомым, а индивидуально могущим. И не жить в рамках.
Либерализм как диагноз
В августовском номере газеты «МК - Архангельск» (3-10 августа) была опубликована дискуссия, участники которой – представитель православного «Союза русского народа» Алексей Романченко и представитель либеральной общественности Сергей Спасенников - попытались максимально полно выразить свою точку зрения на то, что происходит нынче с Россией-матушкой, и каковы могут быть дальнейшие пути развития государства.Дискуссия полярно разделила взгляды ее участников и вызвала активное обсуждение.
Мы в свою очередь публикуем фрагменты высказывания известных в Архангельске людей - депутата облсобрания Юрия Гусакова, генерал-майора Анатолия Радченко, замдиректора некоммерческого фонда «Перспектива» Олега Григораша, профессора Елены Галимовой, настоятеля архангельского Артемиево-Веркольского подворья иеромонаха Феодосия (Нестерова) и др., чью точку зрения разделяет редакция газеты «Архангельский епархиальный вестник». Приглашаем читателей высказать свое мнение.
(Смотрите выдержки из материала «МК-Архангельск» «Политическое православие или либеральная демократия?» в конце статьи).
Радченко Анатолий Иванович, генерал-майор внутренней службы в отставке:
- Для России тот путь, о котором говорит Алексей, более приемлем. То, о чем говорит Сергей - экономические свободы, демократия - в России это пока не пользуется популярностью. Это то, что имеют около 10 процентов населения, а остальные только страдают от этого. Россия должна возродиться как православная страна и идти своим путем. Современное правительство действует с оглядкой на Запад. У России же должен быть свой путь. Говоря о православии как о зле, его оппонент противоречит тому, что есть на самом деле. Судите сами: 70 лет запрещали Церковь, сносили храмы и после такого большого периода гонений наступает возрождение. И ведь так всегда было в России – в самое неблагополучное время возводили храмы. Это не правда, что Русская Православная Церковь это зло. Русская Православная Церковь сейчас широко развернула поле своей деятельности, увеличивается число верующих, стремительно строятся храмы.
Мне лично приходилось это видеть, будучи на посту начальника областного УИНа, как в местах заключения силами осужденных строятся храмы и часовни, как они сами расписывали их, писали иконы, и Владыка приезжал и все освящал. А потом к нам приходили жители местных поселков, в которых не было церквей, и просились к нам в храмы, но так как они были за колючей проволокой, люди не могли туда пройти. И тогда мы помогали строить храмы в этих поселках. Сейчас наблюдается стремление возродить православную духовность и говорить, что это плохо просто кощунственно.
Григораш Олег Федорович, заместитель директора некоммерческого фонда «Перспектива»:
- Оппонентом Алексея произнесена характерная фраза: «В первую очередь я - человек, ни русский, ни американец, ни англичанин...» Тот есть Россия, Родина стоит где-то далеко, на втором-третьем месте. Как мне видится, отсюда и идет искаженное отношение к Родине, исконным ценностям, в том числе Православию. Мне думается, сейчас в России осталось несколько оплотов, в том числе Православие, которые не должны даже быть обсуждаемы, которые должны быть незыблемы в душе и жизни каждого. Когда этого нет, мы приходим к самым разнообразным проблемам.
Если у нас не будет серьезного отношения к нравственности, к своим исконным православным корням, то у нас не будет будущего.
На мой взгляд, позиция православного человека очень ответственна, и объективно подводит к сознательным шагам, когда человек пытается выстроить свою жизнь, начиная от семейных отношений, заканчивая политикой. Если мы не будем отвечать за наши поступки – это слабость.
На мой взгляд, Россия уже в 10-20 годах нынешнего столетия могла бы стать православным государством. Православие могло вернуться к нам в полной мере, если бы в 90 годы, и частично 60-70 у нас не возникли деструктивные силы, помешавшие осуществить эту предназначенную историей судьбу.
Гусаков Юрий Вячеславович , депутат областного собрания, член партии «Родина»:
В июле Господь сподобил отправиться в командировку от облсобрания в Курскую область на Всероссийский казачий Круг. Ехали на машине вместе с иеромонахом Рафаилом. Где-то за Москвой, километрах в трехстах от столицы, вечером увидели стоящий на обочине КамАЗ, возле него, в поле, склонился у земли человек. Снизили скорость, думали, помощь нужна. Оказалось – мусульманин. Подошло время намаза, и он совершал вечернюю молитву. Какая должна быть крепкая вера: посреди России, ни на кого не обращая внимания, делает то, что ему предписано. Задумались? Мы, русские, с 1000-летней историей православия, стесняясь, друг друга, лишний раз лоб не перекрестим! Почему? Что с нами стало? Еще Достоевский писал, что русский народ – «богоносец», исполнен христианским духом, что он призван спасти безбожную Европу, осветить весь мир.
Прочитав в МК высказывания Сергея Спасенникова, пожалел о том, что его не было с нами. «Прямой родственник Иоанна Кронштадтского» смог бы увидеть, как встают на казачьем Круге плечом к плечу на общий молебен не хилые старушки, а пять сотен мужчин в краповых беретах, прошедших Афганистан и Чечню. Что дело его великого предка, бывшего духовником народного ополчения, живо. Русские поднимались, объединялись и отбивали своих врагов. Ни одному гениальному полководцу не удалось завоевать Русь, ни Карлу Х II , ни Наполеону, ни Гитлеру. Не удалось и большевикам-интернационалистам 1917 года, захватившим власть над русским народом и попытавшимся разрушить православную Русь, - в итоге не православная Русь, а большевистские хищники оказались на свалке истории.
Видя в высказываниях Сергея идеологию, близкую к идеологии партий СПС и Яблоко, говорю, мне доподлинно известно, как, через кого, по каким московским адресам финансировались эти партии правительством США для прихода к власти в России. Прошедшие выборы в Госдуму показали, что и на этот раз Господь уберег от вторжения. Так что предсказание Достоевского все-таки может осуществиться.
Иеромонах Феодосий (Нестеров), настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске:
Взгляд, который представляет Сергей, мне видится характерным для подобного мировоззрения. Духовная пропасть, отделяющая православных от этого взгляда глубока. Мы видим в этой позиции прежде всего непонимание мира религиозных взглядов. Очень характерны некоторые выражения у Сергея, например: «мы не хотим быть овечками и пастухами», «ни у кого нет превосходства», «быть не ведомым, а индивидуально могущим, не жить в рамках».
Все это было бы радостно, если бы мы не понимали трагическую глубину духовного разрушения человека, и то, что в православной традиции называется аскетизмом. Мы бы могли принять радостное, ровное восприятие мира, если бы не чувствовали какая страшная, сокрушительная сила зла действует во всех нас, в человеческих обществах, в каждом человеке. И если человек не живет в рамках, то он перестает быть человеком, он разрушается. Мы вынуждены жить по заповеди, данной нам Богом о воздержании. А это насилие. И Богом объявлено: Царство Божие силой берется, и тот, кто употребляет усилие, тот наследует его.
Во всех обществах добро, не опирающееся на Божий закон, на твердый фундамент неизбежно подвергнется сокрушительным ударам.
Всякое государство – это насилие, которое призвано, в какой - то мере, оградить добродетель, чтобы силы зла не приняли хаотический и всепоглощающий характер. И самодержавие это тоже насилие. В России и в других государствах самодержавная форма правления была много сотен лет. Для верующего человека она имеет смысл только в том случае, если народом управляет царь верующий, исповедующий православие. Тогда оно приобретает значение, которое дорого для нас, и суть которого в том, что высшим законом в государстве становится закон совести. Все законы человеческие несовершенны, и если совершаются не по закону совести, тогда любой человеческий закон может быть нарушен, и на любой закон найдется и противозаконие. Высший орган права – совесть верующего православного человека. Но и это не совершенство, конечно. И всякая наша земная жизнь, она полна несовершенств, но мы хотим и просим у Бога мирного, тихого жития, для того, чтобы нам в какой-то мере попытаться исполнить заповеди Божии, выполнить наше назначение на земле, живя в управляемой обстановке. Поэтому тот, кто не ставит пределов зла в общественной ли жизни, тот может оказаться еще большим убийцей, потому что не дает человеку возможности провести сколько-то лет своей жизни, показав творчество своего духа. И при этом мы понимаем, что любое государство это не совершенство. Совершенство – это общество святых, где действительно нет государства, и нет насилия, нет никаких институтов подавления.
Если совесть руководителя нечиста, то никаким законом его не остановить. Можно лишь в некоторой мере оградить его деятельность. Сейчас в России очень много неплохих законов, даже основанных на традиции, на праве. Но сейчас, чтобы быть хорошим юристом, нужно знать не только законы, но и реальность жизни – как и каким образом, эти законы нарушаются. То есть жизнь реальная происходит совершенно по другим закономерностям. И что же может этим управить? Наше сердце. Это дело нашей совести.
Повторим известный факт, что кавказские и среднеазиатские народы, присоединявшиеся к Российской империи, входили именно в православное царство, потому что знали, что православный царь оградит и их православные национальные права, так как царь – человек религиозных воззрений. Сергей говорит, что у него приоритет – человек и цивилизация. Я считаю, что это слова безличные. Хочется уточнить какой человек и какая цивилизация? Человек ведь может воплощением безудержного зла, а может быть святой, преподобный. И цивилизация может быть богоборческой, а может быть более приближена к условиям приемлемого существования. Поэтому мы твердо стоим на основаниях, что мы никогда не будем строить Царство Божие на земле. Оно здесь не будет достижимо, и мы просто хотим данное время жизни прожить по - совести, исполняя заповеди Божьи, и не ждем от государства предоставления нам каких-то особых свобод. Мы убеждены, что это не будет достижимо никогда. Новые перемены, так называемая демократия, показала нам свою ужасающую реальность еще большего закабаления человека. Мы не хотим быть послушными исполнителями этой слепой воли, опираясь на свой омраченный и слабый разум, а будем основываться на великом опыте прежних поколений. Не презирая тех людей, которые жили веками до нас, а уважая их, понимая, что мы ничуть не лучше их. Ведь они трудились и искали, и им было открыто нечто, то мы, горделиво превозносясь, не скажем, что мы имеем вот это сейчас. Некую полноту ее знали намного раньше.
Пирожков Андрей Львович, заместитель председателя профкома малого и среднего бизнеса Архангельской области:
- Сейчас наша страна переживает сложный период. Со стороны различных структур, враждебных нашему государству - масонства, мирового правительства, и тому подобных – идет наступление, нажим. Их цель – если и не уничтожить Россию, то низвести ее до уровня колониальной территории. Я считаю, что в этой ситуации особо возрастает роль Православной Церкви в обществе, особенно в деле нравственного воспитания.
Если говорить о позиции Сергея Спасенникова, то мне понравилось, что он прямо высказал те мысли, которые характерны для того круга людей, которых он представляет, и которые, так или иначе, связанны с деструктивными силами, противопоставляющими себя обществу, государству, президенту. (СПС, Чубайс, Гайдар и пр.) Спасенников озвучил то, что обсуждается среди них открыто, и представил тем самым их истинное отношение к российскому государству, российскому народу...
Галимова Елена Шамильевна, профессор ПГУ имени М. В. Ломоносова:
Меня огорчает, что среди православных мало политически активных людей. Почему-то человек воцерковленный бежит политики, чуждается ее. Мы привыкли, что политика это зло и грязь. Но мне кажется, что в нынешней ситуации такое самоустранение опасно для России. Я тоже долгое время испытывала протест против всякого рода политической деятельности, но, если у людей будут такие взгляды как у Спасенникова, это страшно. Эдуард Володин, известный философ, православный публицист, говорит, что демократия – это такое состояние этносоциальной общности, где право вбирает в себя и тотально отменяет традиции, нравственность и духовность. Вот такую позицию мы видим и у Сергея: абсолютное равнодушие к традиции, национальному самосознанию. Буржуазия обожествляет закон, зная, что он лишь манифестация богатства. А обожествление закона превращает людей в стадо. Когда читаешь высказывания Сергея, возникает такое ощущение, что он не понимает, о чем говорит.
Не так дано я стала членом Совета регионального отделения Национально-консервативной партии России. У партии существует вполне определенная программа развития России. На мой взгляд, это партия может быть наиболее привлекательной для православного человека. Она исходит из того, что Россия – великая держава, и иначе быть не может. Для того, чтобы обеспечить развитие России необходимо, прежде всего, ее духовно оздоровить. Это единственный путь возрождения России. Затем могут следовать экономические и иные программы.
На мой взгляд, нельзя думать, что можно спастись, занимая страусинную позицию. Сегодня только спасая Россию, можно спасать свою душу.
P. S.
Полемика, начатая на страницах «МК в Архангельске» о путях государственного развития нашей Родины, актуальна. Показательно, что первые политдебаты на страницах издания состоялись между представителем либеральной общественности и политического православия.
Либерализм в России как идеология и политическое направление переживает тяжелейший кризис, православная же общественность пытается всё более активно отстаивать церковные и национальные интересы.
Сейчас православные не столько говорят о том, как отбиться от атак вне- и анти- церковных сил, сколько о том, как самим перейти в «наступление» и увеличить свое влияние в государстве и обществе. Объективная необходимость укрепления церковного влияния назрела давно. Препятствиями служили, с одной стороны, явная неготовность Церкви, с другой — наличие влиятельных политических сил, настроенных антицерковно.
Церковь, в известной мере, неожиданно для общества явилась той силой, которую ждали даже люди совершенно не церковные. Оказалось, что Церковь в состоянии за себя постоять и в СМИ, и в противостоянии с откровенными богоборцами (как это было в случае с выставкой «Осторожно, религия!»), и, самое главное, церковное общество имеет, что сказать практически по всем общественным и государственным вопросам. При этом Церковь не скрывает своего намерения увеличивать свое влияние на общественную жизнь - на армию, на государство, на школу.
Такая позиция звучит настоящим ультиматумом современному либеральному обществу, кое-как состряпанному в России. Православные признают врагом либеральную идеологию, в которой под предлогом защиты прав человека защищается грех, внедряется в жизнь как некая неизбежная норма.
Прежняя неуверенность в своих силах явно уступает место более активной, наступательной позиции православных мирян. В новое столетие Русская Православная Церковь вошла как единственная сильная, способная к дискуссиям, критике и самокритике общественная структура. Если сравнивать динамику усиления и общественного влияния, то власть за Церковью явно не поспевает.
Не исключено, что если и застой власти, и рост влияния Церкви будут продолжаться дальше, то спустя несколько лет, государству, кроме Церкви, будет не на кого опереться. И такой исход был бы, не самым худшим для страны вариантом.
(«Политическое православие или либеральная демократия?»
А. Романченко:
Взгляды на будущее нашей Родины базируются на традиции православной государственности. До 1917 г. почти 1000 лет наша страна была православной державой.
Наше будущее должно быть в известной мере обращено в прошлое. Опираться на абстрактные либеральные мифологемы в государственном строительстве - преступно. У наших оппонентов-демократов власть была с 1992 года, если не раньше.
Слава Богу, в Архангельске количество православных прихожан, активных не только в храме, растет. Это радует, но, зная о происходящем в ВПК, в сфере культуры, тягостно. Думаю, у России есть два варианта своего будущего. Либо Россия будет православной державой, либо будущего не будет вовсе. Все зависит от нас. И мы, миряне и священники, сделаем все, чтобы Россия стала Святой Русью. Она есть и сейчас - в монастырях. О самодержавии. Мы считаем, что православный человек не может быть демократом. Наш земляк Иоанн Кронштадтский сказал: «Демократия в аду, на небе - царство». Православный человек обязан быть монархистом. Не коммунистом или демократом. Самодержавие, с точки зрения РПЦ - богоустановленная форма правления.
Любые потрясения, мало-мальски серьезные для нашей Родины, губительны. Со временем, когда православных соотечественников станет больше, возвращение к традиционной форме правления произойдет естественным путем посредством Земского Собора, как это было в Смутное время и 16-18 вв. В критическое время у русского народа хватало воли для самоорганизации
Мы не считаем себя умнее наших предков. Они построили величайшую империю, а мы ее развалили. Мы не умнее Мономаха, Невского или Кронштадтского. Они строили православное государство. А царя надо заслужить. Мы заслужили президента. Сначала Ельцина, потом Путина. По Сеньке шапка. Перестанем делать аборты, и начнем жить по-божески - будет царь.
С. Спасеннников:
В первую очередь я – человек. Не русский, американец, англичанин, а человек. Вижу страну частью мирового сообщества, а ее развитие – в общем ключе мировых ценностей… Отсюда цель - максимальная интеграция в мировое сообщество.
Список для помощи слабым категориям граждан должен быть пропорционален экономическим возможностям страны. Экономически слабое государство не имеет права помогать неимущим.
Самодержавие в России - зло. Любая надежда на царя-батюшку искоренение в человеке чувства ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей. Это плохо.
Про православную церковь. Я прямой родственник Иоанна Кронштадского. Имею некое понятие о религии и церкви. Людям нужно общаться. Человеку нужно общаться с Богом. Идет эволюция. Раньше для разговора по телефону нужно было зайти в телефонную будку. А для разговора с Богом - в храм. Сейчас прогресс. Теперь есть мобильный телефон. И с Богом я могу общаться дома. Институт Церкви – умрет. Он нежизнеспособен глобально. У храма, конечно, есть атмосфера и аура. Но православная церковь как организация это зло. Выходящая за пределы религиозных рамок – во власть, в культуру, со своими рамками – это зло. Церковные рамки в экономике зло. Я не люблю церковь-организацию за то, что она чрезмерно амбициозна. Ей не хватает общения с одним человеком. Она хочет оперировать понятиями - страна, империя, нация. Это страшно. У меня в жизни соотносятся либеральные и духовные ценности – общение с любой высшей силой, как бы она не называлась.
Слушая Алексея, я понял, в какой стране я не хочу жить. Я представил, как в случае конфликта глава РПЦ благословляет отправить ядерную ракету на Нью-Йорк. Не хочу жить в стране, которая состоит из овечек и пастуха. Хочу жить в стране, где гармонично сочетаются свобода и ответственность. Приоритет - человек и цивилизация. Считаю жителя Зимбабве равным себе в отношении его к своей Родине. Либеральная идеология – ни у кого нет превосходства. Хотел бы пожелать Алексею оставить след в истории, будучи не ведомым, а индивидуально могущим. И не жить в рамках.
Подготовила Мария Засецкая, пресс-служба Архангельской епархии.
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



