«Было в этом всем что-то непривычное, что грело душу»
02.02.2005
Накануне Прощенного воскресенья в центральном корпусе Поморского государственного университета произошло событие, которого стены альма-матер не видели ранее. С обеда по коридорам сновали студенты, передвигая столы и грохоча стульями, а в шесть часов вечера опустевшие коридоры огласило негромкое пение и аплодисменты. Вечером в субботу двенадцатого марта в ПГУ имени Ломоносова состоялся концерт-закрытие Первого фестиваля православной бардовской песни.
Безусловно, сочетание слов «православный» и «бард» непривычно и многим «режет» слух. Но, не найдя другого определения для «песен под гитару», организаторы и участники фестиваля просто попытались наполнить ее непривычным, новым смыслом. Идея такого фестиваля настоятелю студенческого храма, отцу Евгению подала И. Я. Медведева, побывавшая на последних Иоанновских чтениях. Ирина Яковлевна — православный педагог, психолог, и по роду своих занятий чаще, чем простые миряне сталкивается с проблемами нашей молодежи. Тот вакуум, духовный голод, которым терзаются сегодня молодые души, необходимо заполнять нравственным, духовным смыслом в противовес окружающей нас сегодня всепоглощающей пустоте.
Безусловно, отец Евгений воплощал эту идею не в одиночку — очень ощутимую помощь оказал молодежный сектор Поморского университета в лице Елены Матвеевой. Батюшка, будучи идейным вдохновителем фестиваля, многое доверил ей, поставив предварительно несколько условий. Одним из них была строгая цензура текстов.
Елена как-то быстро, с легкостью уловила суть замысла, написала положение фестиваля, которое проректор Ю. В. Кудрящов подписал, к всеобщему удивлению, без поправок и замечаний, хотя и с некоторой долей скептицизма. Информационный Центр ПГУ обеспечил технические средства, епархиальная типография помогла напечатать пригласительные и афиши.
Вот что рассказала сама Елена Матвеева: «Поначалу долгое время было просто страшновато, казалось, что не за что взяться. Если для отца Евгения составляло трудность написать положение, все организовать, то для меня это было просто, ведь это моя работа. Волновало другое: как скомпоновать, что взять за точку отсчета, в каком ключе подать? Все идеи на первый взгляд такие простые, долго зрели, вынашивались. До генеральной (и, кстати, единственной! — прим. авт.) репетиции была какая-то тревога, а после она еще более усилилась: как скомпоновать таких разноплановых исполнителей?! Сценарий праздника вообще появился за три часа до его начала. Но уже по ходу фестиваля стало понятно: вот оно, получается, слава Богу! Все хорошо. А после не было какого-то буйного восторга, была непривычная тихая радость и… хорошая усталость от проделанной работы. Все говорили: «Вот, пойдете, наверное, отмечать?». А шумно праздновать совсем не хотелось. Попили чаю с призовым тортом и просто пошли домой. Говорить не хотелось уже на фестивале, а после него — еще больше хотелось молчать. Было в этом всем что — то непривычное, что грело душу».
Как оказалось, не так уж и сложно превратить обычную студенческую аудиторию в концертный зал, достаточно лишь задрапировать доску, расставить горящие свечи и погасить свет. Зал, оборудованные в 61-й Ломоносовской аудитории, был заполнен до отказа и не смог вместить всех желающих, кое-кому пришлось стоять вдоль стен — не хватило стульев. В общем, совершенно обычная студенческая обстановка… Хотя зрители пришли самые разные: были дети-дошкольники с мамами, студенты и выпускники разных факультетов, школьники и взрослые люди, серьезные и представительные… Были скептически настроенные и радостные, сомневающиеся, верующие и не очень. Не было только равнодушных.
Пожалуй, самое сложное — это передать дух, царивший в тот вечер в импровизированном зрительном зале. Это был и концерт, и фестиваль, и студенческий вечер, и в то же время какой-то домашний, мирный, уютный праздник.
Началось все, как и полагается, с молитвы, которую прочел настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского, отец Евгений Соколов. А затем участники и гости фестиваля один за другим стали выходить на сцену и исполнять свои песни. Программа отнюдь не была однообразной. В фестивале приняли участие 22 человека из трех городов, студенты и выпускники самых разных вузов, не только ПГУ, но и АГТУ, ВЗФИ, певчие храмов и просто люди с поющей душей. И, как выяснилось, далеко не все были верующими, воцерковленными людьми — а значит тема Православия близка, небезразлична многим, не переступившим пока порог Храма.
К удивлению многих, песни с предложенного диска почти никто не исполнял, большинство участников пришло с самостоятельно выбранными текстами и музыкой. Мы услышали песни многих авторов: архид. Романа (Тамберга) и матушки Людмилы Кононовой, Анны Широченко, иеромонаха Романа. Звучали, положенные на музыку, стихи Великой Княгини Страстотерпицы Ольги, Марины Цветаевой, Татьяны Баскаковой, Ольги Орефьевой… До глубины души тронула музыкальная композиция в исполнении гитары и скрипки, а кое-кто пел песни собственного сочинения. Были сольные выступления, дуэты, пел хор домового храма ПГУ — всего прозвучала 21 композиция. После выступлений, вручения призов и благодарственных грамот все участники Фестиваля вышли на сцену и, как завершение, вместе исполнили песню «Родник» иером. Романа. Завершила вечер благодарственная молитва.
Фестиваль — это праздник, на нем нет призовых мест, нет победителей и проигравших. Однако без призов не обошлось: к всеобщей радости жюри вручило всем участникам по сладкому торту.
Первый проректор ПГУ, Юрий Владимирович Кудряшев в своем заключительном слове сказал, что он ожидал от словосочетания «русское православное пение» всего, чего угодно, но только не того, что получилось на самом деле. Он до самого начала концерта был настроен несколько скептически. Оказывается православное пение — это легкий всепроникающий, всеобъемлющий, цельный звук, а не малодоступная мирскому уху тяжелая, сложная музыка. Да что там говорить, растроган был Юрий Владимирович!
После Фестиваля некоторые его участники и зрители поделились своими впечатлениями:
Андрей, аспирант ПГУ : «Общее впечатление от Фестиваля — приятное. Приятно, что молодежь, поколение в многом потерянное, упущенное, тянется к новым ценностям. Еще очень порадовало то, что не было строгого «диктата» Православия в отношении репертуара, не было принуждения к исполнению только определенных церковных песен».
Нина Николаевна : «Уходила домой с чувством огромной доброты... Мы за суетой и житейскими скорбями живем, не замечая, не чувствуя многого. А такое в высшей степени нежное, чуткое пение расшевелило сердце. Помнится тишина после каждой песни: дышать не хотелось, хотелось слушать, слушать…»
Наталья, студентка, певчая, 19 лет : «У меня фестиваль вызвал желание творить, работать, воодушевил. Наиболее глубокое впечатление произвела песня о Маме («Слово «мама» дорогое» — прим. авт.) — это главный человек в жизни, она в самых первых рядах. Еще — песня «Младенцы русские», особенно тишина, стук замирающего сердечка… Не хочу показаться субъективной, но мне очень понравился хор домового храма, особенно пение про монастырь. Мне ярко, выразительно представилась картина Леушинского монастыря, о котором я раньше ничего не слышала, захотелось побывать на тех местах. Еще появилась идея собираться дома по воскресеньям и петь православные песни под гитару — этакие маленькие фестивали! Вообще такого рода концерты объединяют, помогают общаться православной молодежи. А люди невоцерковленные, сами того не замечая, входят в наш круг, воцерковляются. Такие фестивали возрождают Православие на Руси!»
Мария, выпускница ПГУ, 22 года : «Этот фестиваль мне еще раз показал, что культура, в частности музыка, пение под гитару, которое я очень люблю, может и должна быть духовной. Что через это самое пение можно приблизить человека к Богу, привести в Церковь. Кто-то скажет: «вот, православные, устроили себе вечеринку!» Но мы должны противопоставлять всеобщему равнодушию что-то весомое и чистое!
Я знаю, что в Петербурге при Александро-Невской лавре подобные фестивали проходят трижды в год, в дни памяти благоверного князя Александра Невского (занимаются этим миряне). Если Бог даст, хотелось бы принять участие и в нем».
Татьяна, научный сотрудник : «При звуках первой же песни слезы навернулись на глаза. Так до самого конца и хотелось плакать. Когда девочки пели песню «Леушино», как-то ясно представлялся перед глазами монастырь, монахини в нем, храмы. Потом, как его затапливает водой, как купола одиноко возвышаются, берега этого озера...»
Андрей, алтарник, 22 года : «Музыку очень люблю и щепетильно к ней отношусь. Но этот Фестиваль воспринимал в двух направлениях: музыкальном, культурном и миссионерском. И если к музыкальной стороне имею некоторые претензии, то миссионерская часть выглядела очень достойно. Удивлен такому большому количестве разных зрителей. И обрадован тем, что удалось создать дружескую, непринужденную атмосферу вокруг храма, в церковной ограде».
Ксения, студентка ФИШ, 3 курс : «Очень понравилось! Странно, что за неделю до фестиваля еще не было подано ни одной заявки на участие, а на самом фестивале столько было выступавших, и все такие разные! Конечно, очень выделялся хор домового храма. Чувствовалась простота, молитвенность — православность, даже в мирском пении».
Многие знают, что до революции в здании главного корпуса ПГУ располагалась Архангельская Духовная семинария с домовым храмом апостола Иоанна Богослова (сейчас в нем — читальный зал). Проректор открыл зрителям и участникам маленький секрет: в той самой 61-й аудитории, где проходил фестиваль, была… семинаристская спальня! И наверное, когда-то в ней иногда также собирались студенты-семинаристы, рассаживались тесно, но дружно, кто на стуле, кто на подоконнике, смеялись шутили, что-то рассказывали … И в комнате воцарялся дух мирной радости, какого — то домашнего, уютного, негромкого веселья. Так же, как и в этот вечер!
«Было в этом всем что-то непривычное, что грело душу»
12 марта в Поморском университете состоялся концерт-закрытие фестиваля православной бардовской песниНакануне Прощенного воскресенья в центральном корпусе Поморского государственного университета произошло событие, которого стены альма-матер не видели ранее. С обеда по коридорам сновали студенты, передвигая столы и грохоча стульями, а в шесть часов вечера опустевшие коридоры огласило негромкое пение и аплодисменты. Вечером в субботу двенадцатого марта в ПГУ имени Ломоносова состоялся концерт-закрытие Первого фестиваля православной бардовской песни.
Безусловно, сочетание слов «православный» и «бард» непривычно и многим «режет» слух. Но, не найдя другого определения для «песен под гитару», организаторы и участники фестиваля просто попытались наполнить ее непривычным, новым смыслом. Идея такого фестиваля настоятелю студенческого храма, отцу Евгению подала И. Я. Медведева, побывавшая на последних Иоанновских чтениях. Ирина Яковлевна — православный педагог, психолог, и по роду своих занятий чаще, чем простые миряне сталкивается с проблемами нашей молодежи. Тот вакуум, духовный голод, которым терзаются сегодня молодые души, необходимо заполнять нравственным, духовным смыслом в противовес окружающей нас сегодня всепоглощающей пустоте.
Безусловно, отец Евгений воплощал эту идею не в одиночку — очень ощутимую помощь оказал молодежный сектор Поморского университета в лице Елены Матвеевой. Батюшка, будучи идейным вдохновителем фестиваля, многое доверил ей, поставив предварительно несколько условий. Одним из них была строгая цензура текстов.Елена как-то быстро, с легкостью уловила суть замысла, написала положение фестиваля, которое проректор Ю. В. Кудрящов подписал, к всеобщему удивлению, без поправок и замечаний, хотя и с некоторой долей скептицизма. Информационный Центр ПГУ обеспечил технические средства, епархиальная типография помогла напечатать пригласительные и афиши.
Вот что рассказала сама Елена Матвеева: «Поначалу долгое время было просто страшновато, казалось, что не за что взяться. Если для отца Евгения составляло трудность написать положение, все организовать, то для меня это было просто, ведь это моя работа. Волновало другое: как скомпоновать, что взять за точку отсчета, в каком ключе подать? Все идеи на первый взгляд такие простые, долго зрели, вынашивались. До генеральной (и, кстати, единственной! — прим. авт.) репетиции была какая-то тревога, а после она еще более усилилась: как скомпоновать таких разноплановых исполнителей?! Сценарий праздника вообще появился за три часа до его начала. Но уже по ходу фестиваля стало понятно: вот оно, получается, слава Богу! Все хорошо. А после не было какого-то буйного восторга, была непривычная тихая радость и… хорошая усталость от проделанной работы. Все говорили: «Вот, пойдете, наверное, отмечать?». А шумно праздновать совсем не хотелось. Попили чаю с призовым тортом и просто пошли домой. Говорить не хотелось уже на фестивале, а после него — еще больше хотелось молчать. Было в этом всем что — то непривычное, что грело душу».
Как оказалось, не так уж и сложно превратить обычную студенческую аудиторию в концертный зал, достаточно лишь задрапировать доску, расставить горящие свечи и погасить свет. Зал, оборудованные в 61-й Ломоносовской аудитории, был заполнен до отказа и не смог вместить всех желающих, кое-кому пришлось стоять вдоль стен — не хватило стульев. В общем, совершенно обычная студенческая обстановка… Хотя зрители пришли самые разные: были дети-дошкольники с мамами, студенты и выпускники разных факультетов, школьники и взрослые люди, серьезные и представительные… Были скептически настроенные и радостные, сомневающиеся, верующие и не очень. Не было только равнодушных.
Пожалуй, самое сложное — это передать дух, царивший в тот вечер в импровизированном зрительном зале. Это был и концерт, и фестиваль, и студенческий вечер, и в то же время какой-то домашний, мирный, уютный праздник.
Началось все, как и полагается, с молитвы, которую прочел настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского, отец Евгений Соколов. А затем участники и гости фестиваля один за другим стали выходить на сцену и исполнять свои песни. Программа отнюдь не была однообразной. В фестивале приняли участие 22 человека из трех городов, студенты и выпускники самых разных вузов, не только ПГУ, но и АГТУ, ВЗФИ, певчие храмов и просто люди с поющей душей. И, как выяснилось, далеко не все были верующими, воцерковленными людьми — а значит тема Православия близка, небезразлична многим, не переступившим пока порог Храма.
К удивлению многих, песни с предложенного диска почти никто не исполнял, большинство участников пришло с самостоятельно выбранными текстами и музыкой. Мы услышали песни многих авторов: архид. Романа (Тамберга) и матушки Людмилы Кононовой, Анны Широченко, иеромонаха Романа. Звучали, положенные на музыку, стихи Великой Княгини Страстотерпицы Ольги, Марины Цветаевой, Татьяны Баскаковой, Ольги Орефьевой… До глубины души тронула музыкальная композиция в исполнении гитары и скрипки, а кое-кто пел песни собственного сочинения. Были сольные выступления, дуэты, пел хор домового храма ПГУ — всего прозвучала 21 композиция. После выступлений, вручения призов и благодарственных грамот все участники Фестиваля вышли на сцену и, как завершение, вместе исполнили песню «Родник» иером. Романа. Завершила вечер благодарственная молитва.Фестиваль — это праздник, на нем нет призовых мест, нет победителей и проигравших. Однако без призов не обошлось: к всеобщей радости жюри вручило всем участникам по сладкому торту.
Первый проректор ПГУ, Юрий Владимирович Кудряшев в своем заключительном слове сказал, что он ожидал от словосочетания «русское православное пение» всего, чего угодно, но только не того, что получилось на самом деле. Он до самого начала концерта был настроен несколько скептически. Оказывается православное пение — это легкий всепроникающий, всеобъемлющий, цельный звук, а не малодоступная мирскому уху тяжелая, сложная музыка. Да что там говорить, растроган был Юрий Владимирович!
После Фестиваля некоторые его участники и зрители поделились своими впечатлениями:
Андрей, аспирант ПГУ : «Общее впечатление от Фестиваля — приятное. Приятно, что молодежь, поколение в многом потерянное, упущенное, тянется к новым ценностям. Еще очень порадовало то, что не было строгого «диктата» Православия в отношении репертуара, не было принуждения к исполнению только определенных церковных песен».
Нина Николаевна : «Уходила домой с чувством огромной доброты... Мы за суетой и житейскими скорбями живем, не замечая, не чувствуя многого. А такое в высшей степени нежное, чуткое пение расшевелило сердце. Помнится тишина после каждой песни: дышать не хотелось, хотелось слушать, слушать…»
Наталья, студентка, певчая, 19 лет : «У меня фестиваль вызвал желание творить, работать, воодушевил. Наиболее глубокое впечатление произвела песня о Маме («Слово «мама» дорогое» — прим. авт.) — это главный человек в жизни, она в самых первых рядах. Еще — песня «Младенцы русские», особенно тишина, стук замирающего сердечка… Не хочу показаться субъективной, но мне очень понравился хор домового храма, особенно пение про монастырь. Мне ярко, выразительно представилась картина Леушинского монастыря, о котором я раньше ничего не слышала, захотелось побывать на тех местах. Еще появилась идея собираться дома по воскресеньям и петь православные песни под гитару — этакие маленькие фестивали! Вообще такого рода концерты объединяют, помогают общаться православной молодежи. А люди невоцерковленные, сами того не замечая, входят в наш круг, воцерковляются. Такие фестивали возрождают Православие на Руси!»
Мария, выпускница ПГУ, 22 года : «Этот фестиваль мне еще раз показал, что культура, в частности музыка, пение под гитару, которое я очень люблю, может и должна быть духовной. Что через это самое пение можно приблизить человека к Богу, привести в Церковь. Кто-то скажет: «вот, православные, устроили себе вечеринку!» Но мы должны противопоставлять всеобщему равнодушию что-то весомое и чистое!
Я знаю, что в Петербурге при Александро-Невской лавре подобные фестивали проходят трижды в год, в дни памяти благоверного князя Александра Невского (занимаются этим миряне). Если Бог даст, хотелось бы принять участие и в нем».
Татьяна, научный сотрудник : «При звуках первой же песни слезы навернулись на глаза. Так до самого конца и хотелось плакать. Когда девочки пели песню «Леушино», как-то ясно представлялся перед глазами монастырь, монахини в нем, храмы. Потом, как его затапливает водой, как купола одиноко возвышаются, берега этого озера...»
Андрей, алтарник, 22 года : «Музыку очень люблю и щепетильно к ней отношусь. Но этот Фестиваль воспринимал в двух направлениях: музыкальном, культурном и миссионерском. И если к музыкальной стороне имею некоторые претензии, то миссионерская часть выглядела очень достойно. Удивлен такому большому количестве разных зрителей. И обрадован тем, что удалось создать дружескую, непринужденную атмосферу вокруг храма, в церковной ограде».
Ксения, студентка ФИШ, 3 курс : «Очень понравилось! Странно, что за неделю до фестиваля еще не было подано ни одной заявки на участие, а на самом фестивале столько было выступавших, и все такие разные! Конечно, очень выделялся хор домового храма. Чувствовалась простота, молитвенность — православность, даже в мирском пении».
Многие знают, что до революции в здании главного корпуса ПГУ располагалась Архангельская Духовная семинария с домовым храмом апостола Иоанна Богослова (сейчас в нем — читальный зал). Проректор открыл зрителям и участникам маленький секрет: в той самой 61-й аудитории, где проходил фестиваль, была… семинаристская спальня! И наверное, когда-то в ней иногда также собирались студенты-семинаристы, рассаживались тесно, но дружно, кто на стуле, кто на подоконнике, смеялись шутили, что-то рассказывали … И в комнате воцарялся дух мирной радости, какого — то домашнего, уютного, негромкого веселья. Так же, как и в этот вечер!
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



