«Сила Перемен» и немощи архангелогородцев
05.07.2005
«Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам». (Мф. 24, 23– 27 )
В Архангельске завершился первый этап акции «Ощути силу перемен». Инициатором проекта «Ощути силу перемен» стал московский центр социальной помощи «Сила перемен», который формально является светским социальным учреждением, однако его руководитель Юрий Ананьев принадлежит к неопротестантской общине уэслианского направления Церкви Назареянина. Под крышей центра объединились различные религиозные организации – баптисты, адвентисты, неопятидесятники. Последние занимают в проекте ведущую роль, и, по сути, акция имела целью завербовать людей именно в эту харизматическую секту. В то время как «переменщики» подсчитывают и вносят в реестр адреса, телефоны и фамилии уловленных во время «Ощути силу перемен», пора и нам подвести итоги. Для этого ответим на ряд вопросов.
Кто обеспечивал сектам богатый улов? Сектоводы
Одним прекрасным майским утром Архангельск проснулся расцвеченным рекламой с исповедями бывших наркозависимых и алкоголиков. «Ощути силу перемен!» –призывали они, и город приготовился ощущать что-то неведомое. Вместе с наружной рекламой призывы «ощущать» стали раздаваться в местных СМИ. С каждым днем они начинали звучать все сильнее и навязчивее. «Социальная акция!» – возглашали одни. «Получи в подарок книгу!» – вторили им другие. Мои знакомые в эти дни звонили и в недоумении спрашивали: «Слушай, что происходит?!» А происходило вот что: сектанты вербовали, а сектоводы зарабатывали. Теперь, после того как акция закончилась, можно ответить, кто из местных СМИ особенно старался и обеспечивал секте неопятидесятников богатый улов.
Застрельщиком среди местных СМИ выступило информационное агентство «Двина-информ». Еще до того, как началась сектантская вакханалия, «Двина-информ» начала рекламу проекта. На сайте агентства был размещен баннер – ссылка на сайт «Ощути силу перемен». Практически ежедневно на портале «Двина» появлялись новости, рассказывающие о ходе акции, тексты пресс-конференций, обширные интервью с устроителями акции, в которых они, не стесняясь, извращали позицию Православной Церкви. Тенденциозно преподнесло агентство обращение епископа Тихона в адрес губернатора, допустив смысловые купюры текста, исказив смысл обращения. За весь период проведения акции «Двина» ни разу не разместила на своем портале новости Архангельской епархии о том, что в действительности происходило во время акции, кто являлся ее устроителем, а также об истинном отношении к акции горожан, депутатов, сотрудников силовых ведомств.
Кроме того, «Двина-информ», публикуя на сайте информацию, намеренно ее искажала. Например, после брифинга «Ощути силу перемен – кто против?» разместили текст выступлений только организаторов акции. В то же время не было даже указания ни на ход дискуссии, не говоря о высказанных точках зрения, ни тем более на критические замечания в адрес «переменщиков». Вместо этого была размещена откровенно ложная информация: «В ходе пресс-конференции, на которой присутствовали и представители Русской Православной Церкви, завязался диалог, носивший в основном теологический характер, и отражал только различия в трактовке понятий и определений церковной догматики. Акция «Ощути силу перемен», направленная на помощь в первую очередь людям, наиболее уязвленным в современном обществе, не подверглась критике».
Надо сказать, что агентство «Двина-информ» – одно из двух реально действующих в Архангельске информагентств. Но, отказавшись обозначить свою гражданскую позицию, «Двина-информ», по сути, выступила в качестве агентства по оказанию платных услуг.
Рекламные материалы неоднократно появлялись в областной газете «Правда Севера», газетах «Ректайм», «Рекламный Архангельск», «Северный рабочий», «Поморье», «Северный край»...
«Иудин грех» – так кратко и емко определил ситуацию протоиерей Евгений Соколов. Ссылка на незнание того, что они творят и с кем имеют дело, не оправдывает руководителей этих компаний. Желание получить 30 сребреников и... предать православную веру на поругание – вот истинное положение вещей.
Еще до того, как началась акция, Архангельская епархия выразила негативное отношение к ней: «Согласно благословению Преосвященнейшего епископа Тихона Архангельская епархия отказывает в сотрудничестве и всяческой поддержке акции «Сила перемен», проведение которой запланировано в Архангельске в мае 2005 года…
Отказ в благословении и участии основан на анализе рекламных материалов, а также опыта российских городов, где имела место акция «Сила перемен».
Изначально, при встрече с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, представители АНО «Центр социальной помощи «Сила перемен»» сформулировали цели ее проведения как социальный нерелигиозный проект. На основании представленных материалов, а также публикаций в региональных СМИ становится очевидным, что акция «Сила перемен» носит религиозно-миссионерский характер.
Однако местные масс-медиа проигнорировали точку зрения Православной Церкви, и на страницах газет и в электронных СМИ стали появляться сектантские рекламные материалы.
Тогда последовало обращение епископа Тихона к губернатору области Николаю Киселеву, где Владыка еще раз высказался о недопустимости проведения акции. И на этот раз масс-медиа бойкотировали мнение Православной Церкви, продолжая при этом размещать материалы «переменщиков».
В течение всей акции горожане выражали свой протест.
На улицах Архангельска шла «война листовок»: на месте сектантской рекламы появлялись листовки «Осторожно, секта», листовки с текстами, которые объясняли истинное значение акции, затем они вновь заклеивались организаторами акции....
Нижняя точка падения архангельских СМИ. Драма или трагедия?
«Я не по своей воле это писала!» – горячо оправдывалась одна моя хорошо знакомая журналистка. «Что мне было делать? Либо писать то, что заставляют, или увольняться. Я знаю, что я писала ложь и что я – Иуда...» – жалко объяснялась она. Оставим это на ее совести...
А что же другие собратья по перу? Были и счастливые исключения. Как-то совершенно неожиданно, по-хорошему язвительно разразилась критикой в адрес акции «Правда Северо-Запада», а за ней «МК-Архангельск». Опубликовал обращение епископа Тихона к губернатору «Северный рабочий», но уже в следующем номере – проплаченный рекламный материал «переменщиков».
Редакторы целого ряда изданий изданий и компаний выручали за подобные материалы хорошие деньги... Кстати, о редакторах. Именно на них в первую очередь ложится моральная ответственность за сектантский разгул и за публикацию недостоверных сведений. За то, что, пренебрегая своими непосредственными обязанностями, они не озадачили подчиненных им журналистов разобраться в теме... Этот же укор и к журналистской братии, хотя у нее, учитывая нездоровую атмосферу прессинга в редакциях архангельских изданий и электронных СМИ, есть хоть какие-то оправдания...
Почему у фильма «Иисус» появился «25-й кадр»? Рождение детей Божьих в кинотеатре
В течение месяца в архангельских кинотеатрах (а также в Северодвинске и Новодвинске) шел бесплатный показ фильма «Иисус».
Фильм был снят в 1979 году режиссером Джоном Хейманом. Режиссура, на мой взгляд, оставляет желать лучшего, несмотря на заверения устроителей акции, что это «шедевр мирового киноискусства». Общее впечатление от просмотра таково, что увиденное проходит мимо души и воспринимается как простенькая поделка, которую, покрутив в руках, ставят на место и забывают.
В середине фильма (я смотрела его в «Руси») показ прерывают. «Вы можете посетить встречи, на которых будет больше рассказано об Иисусе Христе и о том, что значит быть христианином. Встречи будут проходить в Доме культуры Всероссийского общества глухих, ул. Розы Люксембург, 78. Там вы сможете задать вопросы и получить книгу «Ощути силу перемен». Теперь я обращаюсь к детям. Дети, у нас для вас приготовлены Библейские уроки по переписке. При выходе вы можете получить купоны». Никто из организаторов при этом не обмолвился, что именно там, в ДК ВОГ, располагается штаб-квартира неопятидесятнической секты «Новое поколение».
«Переменщики» утаили и то, что фильм «Иисус» – не та картина, за которую ее выдают. Если сравнить фильм Джона Хеймана «Иисус» с картиной, которую демонстрируют в кинотеатрах во время акции «Ощути силу перемен», можно убедиться, что изменена финальная часть фильма. Продолжительность его увеличена на 10–15 минут, в конце звучит «молитва веры». Вот ее текст: «...помолись молитвой веры, и Христос войдет в твою жизнь. Вот образец молитвы, я произнесу ее сначала один: «Господь Иисус, Ты нужен мне. Я прошу, прости мои грехи. Я уповаю на Тебя и прошу: стань моим Спасителем и Господом. Возьми мою жизнь в Свои руки. Сделай меня таким человеком, каким ты хочешь меня видеть. Аминь»... По зову сердца твоего произнеси эту молитву прямо сейчас. Я буду повторять ее медленно, отделяя фразу от фразы, а ты повторяй ее за мной... Теперь, когда ты помолился этой молитвой веры и попросил Иисуса Христа войти в жизнь, можешь быть уверен, что Он пришел к тебе... быть уверен, что грехи твои прощены и отныне ты дитя Божье, и тебе дарована вечная жизнь с Богом...»
Ни во время пресс-конференций, ни в пресс-релизе фильма – нигде не говорится о том, что во время киносеанса можно будет стать «чадом Божиим». Очевидно, что организаторы акции намеренно скрывают эту информацию от зрителей. Таким образом, во время фильма совершается психологическое насилие над личностью, когда сознанием человека манипулируют, заставляя его участвовать в религиозном обряде прямо в кинозале.
В конце фильма у выхода из кинотеатра «переменщица» собирала «анкеты зрителя», которые раздали перед сеансом. В безобидной на первый взгляд анкете вопрос: «Ваши впечатления о фильме». Зачем, казалось бы, неопятидесятникам собирать мнения о фильме, который посмотрели, по их же словам, 5 миллиардов человек?! Особая графа внизу анкеты это объясняет. Им нужен адрес человека, которого они немилосердно теперь будут затаскивать в секту...
Твой Папа, Всемогущий Бог, и «Как расти в Иисуса со сто второй страницы»...
По окончанию фильма желающие были препровождены в Дом культуры ВОГ. Руководила здесь та же самая женщина, что в кинотеатре.
«Ну вот, теперь вы стали чадами Божьими, – сказала она. – Хочу вручить вам письмо от Бога». Это было несколько неожиданно, но письмо с подписью «Твой Папа, Всемогущий Бог» легло мне в руки…
Протоиерей Евгений Соколов обнаружил в нем несколько десятков текстовых и смысловых искажений, которые преподносятся как тексты Священного Писания.
Вот некоторые примеры искажения в письме «Мое дитя…»:
Цитата из «письма»: Но Я не удаляюсь и не сержусь – Я люблю... (1 Ин. 4, 16)
Цитата из Библии: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4, 16)
Цитата из «письма»: Я дам тебе гораздо больше благ, чем твой земной отец... (Мф. 7, 11)
Цитата из Библии: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (Мф. 7, 7–11)
Цитата из «письма»: Я хочу показать тебе великое и недоступное... (Иерем. 33, 3)
Цитата из Библии: И было слово Господне к Иеремии вторично, когда он еще содержался во дворе стражи: Так говорит Господь, Который сотворил [землю], Господь, Который устроил и утвердил ее, – Господь имя Ему: воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь. (Иерем. 33, 1–3)
Цитата из «письма»: Потому что твои желания – от Меня... (Флп. 2, 13)
Цитата из Библии: Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. (Флп. 2, 12–13)
Цитата из «письма»: Если ты принимаешь Мой дар – Сына Моего, Иисуса, то этим самым ты принимаешь Меня... (1 Ин. 2, 23)
Цитата из Библии: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1 Ин. 2, 23).
Кроме этого, в «письме» используются цитаты из Священного Писания, смысл которых меняется в контексте. Известно, что к таким же недобросовестным методам прибегали и прибегают различные лжеучители. Не должно ли вызвать настороженность, что, называя себя «евангелистами», эти люди позволяют себе грубое искажение Евангелия? Могут ли они называть себя христианами, искажая слова Христа?
С самого начала встречи речь пошла о книге «Ощути силу перемен», которую в подарок вручили всем зрителям. Книга состоит из нескольких частей. Это рассказы о личности Иисуса Христа, свидетельства о достоверности Нового Завета, свидетельства людей о том, как им помог Бог.
«Еще одна часть посвящена практическим советам», – рассказывала ведущая. «А как узнать, стал ли я действительно чадом Божиим, простил ли мне Бог грехи?» – спросил молодой человек. – «В практической части расположены цитаты, прочитав которые, вы получите основание, как расти во Иисуса со сто второй страницы, а на последней странице, что вы прощены», – ответила она. «А где мне их исповедовать? Прямо в комнате?» – раздался еще один вопрос. «Да. Прямо Иисусу. А как жить христианской жизнью – 85-я страница». Обсуждать другие темы присутствующих пригласили на следующее занятие...
Телефоны «доверия»
Ощутив в себе некую силу начавшихся перемен, я-таки решилась позвонить по телефону, номер которого знает теперь в городе наизусть каждый ребенок. На другом конце диспетчер представилась Татьяной. Мой вопрос прозвучал так: «Скажите, пожалуйста, какую помощь я могу получить? Дело в том, что у моих родственников есть проблема с алкоголем...» В ответ я тут же услышала: «Я могу записать вашу просьбу и передать пастору. Пастор – это такой священник»,– уточнили с того конца и тут же задали вопрос: «А вас как зовут и куда вам перезвонить?»
Я посчитала излишним оставлять свои координаты, воспомянув дурную манеру сектантов назойливо звонить, неожиданно приходить в гости и приставать на улице... Но после разговора призадумалась: «Где же социальная помощь? Это откровенная вербовка в секты!»
«Выйди, выйди на крылечко, я скажу тебе... словечко!»
(Из сказки «Лиса и Петух»)
Слова «социальная акция» – поистине золотоносные для московских пиарщиков. Фактически организаторы манипулировали сознанием людей, используя эти слова. В психике заложено, что люди видят то, что ожидают увидеть. Поэтому «переменщикам» удалось ввести в заблужение массу людей. Естественно, все было просчитано: напиши они на плакатах свои настоящие имена – баптисты, адвентисты, пятидесятники, – у людей началось бы отторжение. (Кстати, то, что не была указана конфессиональная принадлежность – прямое нарушение Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»). Пиар-технология, которая использовалась, проста – сначала у публики возбуждается живой интерес к проблеме (помните, как нам напомнили о большом количестве наркозависимых, алкоголиков и прочих бед, затем напугали «необратимым распадом» общества), а потом навязывают проекты, которые якобы могут решить проблему.
Сопротивление бесполезно!
«Это не место для обсуждения способов социальной помощи! Это очень разнообразные методы!» – горячился господин Алтухов, юрист евангельских христиан, прилетевший из Москвы на несколько часов, чтобы поучаствовать в брифинге на тему «Ощути силу перемен – кто против?» Он был против прямого ответа на вопрос журналиста, обращенного к нему: «Какую, наконец, социальную помощь получают те, кто звонит по вашему телефону доверия?»
На вопрос, в какие именно социальные учреждения направляют позвонивших по телефону «четыре четверки», своеобразно, но все-таки ответил руководитель «переменщиков» господин Ананьев: «Мы посылаем человека к богу». Правда, он не уточнил, к какому и почему же в таком случае «переменщики» открыто не говорят о религиозной направленности акции.
Однако весьма напористо они говорят о «правах человека» и даже выдвигают обвинения, например: «Епископ Архангельский и Холмогорский обратился к главе Архангельской области с требованием прекратить проведение проекта. При этом в заявлении были выдвинуты в наш адрес беспочвенные обвинения в психологическом насилии. Эти и другие действия формируют негативное общественное мнение по отношению к верующим евангельского вероисповедания и, я считаю, разжигают межрелигиозную рознь».
Однако странная логика обнаруживается в этом заявлении: к нам в область, где большинство жителей исповедуют православную веру, приезжают непрошенные гости, неопятидесятническая секта организует вербовочную акцию, при этом утаивает о себе информацию, использует психологическое насилие, прямо нарушает законы и нас же обвиняет в разжигании межрелигиозной розни и религиозном экстремизме.
Еще один участник брифинга, господин Самохвалов, директор национального исследовательского центра телевидения и радио Москвы, попытался провести некие аналогии между акцией «Ощути силу перемен» и социальным сотрудничеством Православной Церкви с Лютеранской Норвежской церковью. Сравнение вышло натянутым. Елена Ивановна Ермолина, исполнительный директор благотворительной организации «Рассвет», которая много лет занимается организацией совместных проектов с «Норвежской церковной помощью», объяснила, на каких именно основаниях происходит это сотрудничество и может ли идти в какое-либо сравнение с социальным сотрудничеством откровенно пропагандистская акция «Ощути силу перемен». «Наша организация (АРОБО «Рассвет») возникла в Архангельске в 1997–1998 гг., когда страна была в состоянии финансового кризиса и наш губернатор обратился в Норвегию за помощью.
Две организации, Норвежская церковная помощь и Норвежский Красный Крест, оказали помощь. О нашей деятельности мы отчитываемся и перед епархией, и перед общественностью. Когда мы работаем, например, в зоне, мы заключаем договор с Министерством юстиции. А есть ли у вас какие-то договоры, программы? Познакомьте нас, пожалуйста! Кто вас приглашал?» – спрашивала Елена Ивановна.
Еще один фокус «переменщиков» заключается в том, что организаторы акции не принадлежат к протестантским деноминациям. «Они обозначают себя либо «протестантами», либо «христианами веры евангельской», либо «пятидесятниками», либо лукаво – «просто христианами», а свои религиозные вербовочные мероприятия преподносят как социальные проекты вроде создания центров по реабилитации наркозависимых или акции «Ощути силу перемен». Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты – подобные организации протестантскими и даже христианскими не признают», – говорится в итоговом документе Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма».
Можно добавить, что и сами протестанты негативно относятся неопятидесятникам. Например, председатель Объединенного евразийского союз христиан веры евангельской (ОЕСХВЕ) Р. И. Билас, говоря о неопятидесятничестве, заметил, что ««Слово веры», «Слово жизни», «Новое поколение» в той форме, в какой они существуют, для нас неприемлемы».
По словам руководителя пресс-службы Архангельской епархии диакона Валерия Суворова, «у нас есть хорошие контакты с традиционными протестантскими конфессиями. Архангельская епархия принимает участие в проекте «Норвежская церковная помощь», организованном лютеранской церковью Норвегии. И здесь совершенно очевидны социальная направленность проекта и его результаты. Например, была осуществлена антитуберкулезная программа, организованы благотворительные столовые, бесплатное питание школьников, распределение одежды, работа социальных центров». В настоящее время совместно осуществляется проект профилактики и оказания помощи больным ВИЧ/СПИДом «Возлюби ближнего» и проект по организации паллиативной помощи».
Поддельное христианство
Что же произошло в Архангельске в мае 2005 года? По сути, была предпринята попытка совершить псевдорелигиозную революцию, осуществить «перемену сил», подорвать традиционные устои жизни области. Сектантами произведена подготовка для еще более серьезной экспансии в наше общество.
Например, на Украине всевозможные церковные расколы, экспансия католиков, греко-католиков, протестантов, различных сектантских и оккультных организация – все это предшествовало политическому перевороту. Похоже, что сценарий революционных преобразований, написанный заокеанскими спонсорами, теперь запущен и у нас на Севере. Инфантильность и коммерциализация местных СМИ, низкий профессиональный уровень руководителей, журналистов, невежество чиновников, массовое незнание основ православной веры... Что реально можно противопоставить всему этому?
«Да омоется Русская земля…»
Совершенно очевидно, что проблема лежит в духовной плоскости. Социальные и экономические причины не являются здесь главными. На первый план здесь выходят вопросы религиозной и психологической безграмотности населения. «Проблема деструктивных культов, тоталитарных сект – это еще более зрелая форма преступной эксплуатации человеческого невежества»,– считает ведущий российский специалист и эксперт в области психологии влияния и манипулирования сознанием Евгений Волков.
Просвещение – вот что может и должно стать сильным противодействием распространяемым лжеучениям. Включение в школьное преподавание предметов по основам родной православной культуры, выступление духовенства в СМИ и перед общественностью должны укоренится в повседневной жизни.
Нельзя не согласиться, что духовная болезнь нуждается в духовном исцелении.
В начале ХХ века, во время революционного переворота, Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, взывал к русскому народу: «Грех, тяготеющий над нами, – сокровенный корень нашей болезни... Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум... Грех разжег страсти, вражду и злобу... Нераскаянный грех вызвал сатану из бездны... отложите житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих... Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да отмоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа...»
_______________________________________________________________
Неопятидесятничество – это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания. Неопятидесятничество не может быть названо ни христианским, ни библейским учением. Это лжеучение, способствующее личному обогащению своих «служителей» и распространению сектантских теорий и практик, укорененных в мистико-языческих культах. Исповедующие неопятидесятничество организации несут в себе заряд серьезной социальной и общественной опасности. Лидеры неопятидесятнических общин используют на своих собраниях оккультно-магические приемы воздействия на личность, прибегают к методикам массового внушения и другим средствам контролирования сознания, что вызывает у присутствующих массовую истерию. Такие широко распространенные для неопятидесятников практики, как «говорение на языках», «святой смех», «поверженность в духе», «молитва мук рождения», «уничтожение родового греха» и др., дестабилизируют психику и не являются христианскими. (Из специального определения международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма»).
Специфической особенностью, которая объединяет разрозненное множество неопятидесятнических общин, является «говорение на языках», иначе – «глоссолалия». Вот как проходят собрания неопятидесятников: в начале происходит «драйвинг», лидер вводит аудиторию в состояние напряжения. Затем его проповедь начинает прерываться спонтанными выкриками, происходит пение гимнов с ритмическими припевами, сопровождающимися прихлопываниями в такт ладонями. Затем следует громкая «молитва» о нисхождении Святого Духа, и в зале возникает состояние транса, сопровождающееся выкриками псевдоречевых конструкций. В таких случаях психологи отмечают снижение уровня коркового контроля, появление автоматизма в поведении, уменьшение восприимчивости. Все это делает человека зависимым от группы и собраний. Цена подобных псевдодуховных состояний – потеря свободы, превращение человека в раба. (По материалам исследования Информационно-консультационного центра имени св.Иринея Лионского).
«Сила Перемен» и немощи архангелогородцев
«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 22-23)«Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам». (Мф. 24, 23– 27 )
В Архангельске завершился первый этап акции «Ощути силу перемен». Инициатором проекта «Ощути силу перемен» стал московский центр социальной помощи «Сила перемен», который формально является светским социальным учреждением, однако его руководитель Юрий Ананьев принадлежит к неопротестантской общине уэслианского направления Церкви Назареянина. Под крышей центра объединились различные религиозные организации – баптисты, адвентисты, неопятидесятники. Последние занимают в проекте ведущую роль, и, по сути, акция имела целью завербовать людей именно в эту харизматическую секту. В то время как «переменщики» подсчитывают и вносят в реестр адреса, телефоны и фамилии уловленных во время «Ощути силу перемен», пора и нам подвести итоги. Для этого ответим на ряд вопросов.
Кто обеспечивал сектам богатый улов? Сектоводы
Одним прекрасным майским утром Архангельск проснулся расцвеченным рекламой с исповедями бывших наркозависимых и алкоголиков. «Ощути силу перемен!» –призывали они, и город приготовился ощущать что-то неведомое. Вместе с наружной рекламой призывы «ощущать» стали раздаваться в местных СМИ. С каждым днем они начинали звучать все сильнее и навязчивее. «Социальная акция!» – возглашали одни. «Получи в подарок книгу!» – вторили им другие. Мои знакомые в эти дни звонили и в недоумении спрашивали: «Слушай, что происходит?!» А происходило вот что: сектанты вербовали, а сектоводы зарабатывали. Теперь, после того как акция закончилась, можно ответить, кто из местных СМИ особенно старался и обеспечивал секте неопятидесятников богатый улов.
Застрельщиком среди местных СМИ выступило информационное агентство «Двина-информ». Еще до того, как началась сектантская вакханалия, «Двина-информ» начала рекламу проекта. На сайте агентства был размещен баннер – ссылка на сайт «Ощути силу перемен». Практически ежедневно на портале «Двина» появлялись новости, рассказывающие о ходе акции, тексты пресс-конференций, обширные интервью с устроителями акции, в которых они, не стесняясь, извращали позицию Православной Церкви. Тенденциозно преподнесло агентство обращение епископа Тихона в адрес губернатора, допустив смысловые купюры текста, исказив смысл обращения. За весь период проведения акции «Двина» ни разу не разместила на своем портале новости Архангельской епархии о том, что в действительности происходило во время акции, кто являлся ее устроителем, а также об истинном отношении к акции горожан, депутатов, сотрудников силовых ведомств.
Кроме того, «Двина-информ», публикуя на сайте информацию, намеренно ее искажала. Например, после брифинга «Ощути силу перемен – кто против?» разместили текст выступлений только организаторов акции. В то же время не было даже указания ни на ход дискуссии, не говоря о высказанных точках зрения, ни тем более на критические замечания в адрес «переменщиков». Вместо этого была размещена откровенно ложная информация: «В ходе пресс-конференции, на которой присутствовали и представители Русской Православной Церкви, завязался диалог, носивший в основном теологический характер, и отражал только различия в трактовке понятий и определений церковной догматики. Акция «Ощути силу перемен», направленная на помощь в первую очередь людям, наиболее уязвленным в современном обществе, не подверглась критике».
Надо сказать, что агентство «Двина-информ» – одно из двух реально действующих в Архангельске информагентств. Но, отказавшись обозначить свою гражданскую позицию, «Двина-информ», по сути, выступила в качестве агентства по оказанию платных услуг.
Рекламные материалы неоднократно появлялись в областной газете «Правда Севера», газетах «Ректайм», «Рекламный Архангельск», «Северный рабочий», «Поморье», «Северный край»...
«Иудин грех» – так кратко и емко определил ситуацию протоиерей Евгений Соколов. Ссылка на незнание того, что они творят и с кем имеют дело, не оправдывает руководителей этих компаний. Желание получить 30 сребреников и... предать православную веру на поругание – вот истинное положение вещей.
Еще до того, как началась акция, Архангельская епархия выразила негативное отношение к ней: «Согласно благословению Преосвященнейшего епископа Тихона Архангельская епархия отказывает в сотрудничестве и всяческой поддержке акции «Сила перемен», проведение которой запланировано в Архангельске в мае 2005 года…
Отказ в благословении и участии основан на анализе рекламных материалов, а также опыта российских городов, где имела место акция «Сила перемен».
Изначально, при встрече с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, представители АНО «Центр социальной помощи «Сила перемен»» сформулировали цели ее проведения как социальный нерелигиозный проект. На основании представленных материалов, а также публикаций в региональных СМИ становится очевидным, что акция «Сила перемен» носит религиозно-миссионерский характер.
Однако местные масс-медиа проигнорировали точку зрения Православной Церкви, и на страницах газет и в электронных СМИ стали появляться сектантские рекламные материалы.
Тогда последовало обращение епископа Тихона к губернатору области Николаю Киселеву, где Владыка еще раз высказался о недопустимости проведения акции. И на этот раз масс-медиа бойкотировали мнение Православной Церкви, продолжая при этом размещать материалы «переменщиков».
В течение всей акции горожане выражали свой протест.
На улицах Архангельска шла «война листовок»: на месте сектантской рекламы появлялись листовки «Осторожно, секта», листовки с текстами, которые объясняли истинное значение акции, затем они вновь заклеивались организаторами акции....
Нижняя точка падения архангельских СМИ. Драма или трагедия?
«Я не по своей воле это писала!» – горячо оправдывалась одна моя хорошо знакомая журналистка. «Что мне было делать? Либо писать то, что заставляют, или увольняться. Я знаю, что я писала ложь и что я – Иуда...» – жалко объяснялась она. Оставим это на ее совести...
А что же другие собратья по перу? Были и счастливые исключения. Как-то совершенно неожиданно, по-хорошему язвительно разразилась критикой в адрес акции «Правда Северо-Запада», а за ней «МК-Архангельск». Опубликовал обращение епископа Тихона к губернатору «Северный рабочий», но уже в следующем номере – проплаченный рекламный материал «переменщиков».
Редакторы целого ряда изданий изданий и компаний выручали за подобные материалы хорошие деньги... Кстати, о редакторах. Именно на них в первую очередь ложится моральная ответственность за сектантский разгул и за публикацию недостоверных сведений. За то, что, пренебрегая своими непосредственными обязанностями, они не озадачили подчиненных им журналистов разобраться в теме... Этот же укор и к журналистской братии, хотя у нее, учитывая нездоровую атмосферу прессинга в редакциях архангельских изданий и электронных СМИ, есть хоть какие-то оправдания...
Почему у фильма «Иисус» появился «25-й кадр»? Рождение детей Божьих в кинотеатре
В течение месяца в архангельских кинотеатрах (а также в Северодвинске и Новодвинске) шел бесплатный показ фильма «Иисус».
Фильм был снят в 1979 году режиссером Джоном Хейманом. Режиссура, на мой взгляд, оставляет желать лучшего, несмотря на заверения устроителей акции, что это «шедевр мирового киноискусства». Общее впечатление от просмотра таково, что увиденное проходит мимо души и воспринимается как простенькая поделка, которую, покрутив в руках, ставят на место и забывают.
В середине фильма (я смотрела его в «Руси») показ прерывают. «Вы можете посетить встречи, на которых будет больше рассказано об Иисусе Христе и о том, что значит быть христианином. Встречи будут проходить в Доме культуры Всероссийского общества глухих, ул. Розы Люксембург, 78. Там вы сможете задать вопросы и получить книгу «Ощути силу перемен». Теперь я обращаюсь к детям. Дети, у нас для вас приготовлены Библейские уроки по переписке. При выходе вы можете получить купоны». Никто из организаторов при этом не обмолвился, что именно там, в ДК ВОГ, располагается штаб-квартира неопятидесятнической секты «Новое поколение».
«Переменщики» утаили и то, что фильм «Иисус» – не та картина, за которую ее выдают. Если сравнить фильм Джона Хеймана «Иисус» с картиной, которую демонстрируют в кинотеатрах во время акции «Ощути силу перемен», можно убедиться, что изменена финальная часть фильма. Продолжительность его увеличена на 10–15 минут, в конце звучит «молитва веры». Вот ее текст: «...помолись молитвой веры, и Христос войдет в твою жизнь. Вот образец молитвы, я произнесу ее сначала один: «Господь Иисус, Ты нужен мне. Я прошу, прости мои грехи. Я уповаю на Тебя и прошу: стань моим Спасителем и Господом. Возьми мою жизнь в Свои руки. Сделай меня таким человеком, каким ты хочешь меня видеть. Аминь»... По зову сердца твоего произнеси эту молитву прямо сейчас. Я буду повторять ее медленно, отделяя фразу от фразы, а ты повторяй ее за мной... Теперь, когда ты помолился этой молитвой веры и попросил Иисуса Христа войти в жизнь, можешь быть уверен, что Он пришел к тебе... быть уверен, что грехи твои прощены и отныне ты дитя Божье, и тебе дарована вечная жизнь с Богом...»
Ни во время пресс-конференций, ни в пресс-релизе фильма – нигде не говорится о том, что во время киносеанса можно будет стать «чадом Божиим». Очевидно, что организаторы акции намеренно скрывают эту информацию от зрителей. Таким образом, во время фильма совершается психологическое насилие над личностью, когда сознанием человека манипулируют, заставляя его участвовать в религиозном обряде прямо в кинозале.
В конце фильма у выхода из кинотеатра «переменщица» собирала «анкеты зрителя», которые раздали перед сеансом. В безобидной на первый взгляд анкете вопрос: «Ваши впечатления о фильме». Зачем, казалось бы, неопятидесятникам собирать мнения о фильме, который посмотрели, по их же словам, 5 миллиардов человек?! Особая графа внизу анкеты это объясняет. Им нужен адрес человека, которого они немилосердно теперь будут затаскивать в секту...
Твой Папа, Всемогущий Бог, и «Как расти в Иисуса со сто второй страницы»...
По окончанию фильма желающие были препровождены в Дом культуры ВОГ. Руководила здесь та же самая женщина, что в кинотеатре.
«Ну вот, теперь вы стали чадами Божьими, – сказала она. – Хочу вручить вам письмо от Бога». Это было несколько неожиданно, но письмо с подписью «Твой Папа, Всемогущий Бог» легло мне в руки…
Протоиерей Евгений Соколов обнаружил в нем несколько десятков текстовых и смысловых искажений, которые преподносятся как тексты Священного Писания.
Вот некоторые примеры искажения в письме «Мое дитя…»:
Цитата из «письма»: Но Я не удаляюсь и не сержусь – Я люблю... (1 Ин. 4, 16)
Цитата из Библии: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4, 16)
Цитата из «письма»: Я дам тебе гораздо больше благ, чем твой земной отец... (Мф. 7, 11)
Цитата из Библии: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (Мф. 7, 7–11)
Цитата из «письма»: Я хочу показать тебе великое и недоступное... (Иерем. 33, 3)
Цитата из Библии: И было слово Господне к Иеремии вторично, когда он еще содержался во дворе стражи: Так говорит Господь, Который сотворил [землю], Господь, Который устроил и утвердил ее, – Господь имя Ему: воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь. (Иерем. 33, 1–3)
Цитата из «письма»: Потому что твои желания – от Меня... (Флп. 2, 13)
Цитата из Библии: Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. (Флп. 2, 12–13)
Цитата из «письма»: Если ты принимаешь Мой дар – Сына Моего, Иисуса, то этим самым ты принимаешь Меня... (1 Ин. 2, 23)
Цитата из Библии: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1 Ин. 2, 23).
Кроме этого, в «письме» используются цитаты из Священного Писания, смысл которых меняется в контексте. Известно, что к таким же недобросовестным методам прибегали и прибегают различные лжеучители. Не должно ли вызвать настороженность, что, называя себя «евангелистами», эти люди позволяют себе грубое искажение Евангелия? Могут ли они называть себя христианами, искажая слова Христа?
С самого начала встречи речь пошла о книге «Ощути силу перемен», которую в подарок вручили всем зрителям. Книга состоит из нескольких частей. Это рассказы о личности Иисуса Христа, свидетельства о достоверности Нового Завета, свидетельства людей о том, как им помог Бог.
«Еще одна часть посвящена практическим советам», – рассказывала ведущая. «А как узнать, стал ли я действительно чадом Божиим, простил ли мне Бог грехи?» – спросил молодой человек. – «В практической части расположены цитаты, прочитав которые, вы получите основание, как расти во Иисуса со сто второй страницы, а на последней странице, что вы прощены», – ответила она. «А где мне их исповедовать? Прямо в комнате?» – раздался еще один вопрос. «Да. Прямо Иисусу. А как жить христианской жизнью – 85-я страница». Обсуждать другие темы присутствующих пригласили на следующее занятие...
Телефоны «доверия»
Ощутив в себе некую силу начавшихся перемен, я-таки решилась позвонить по телефону, номер которого знает теперь в городе наизусть каждый ребенок. На другом конце диспетчер представилась Татьяной. Мой вопрос прозвучал так: «Скажите, пожалуйста, какую помощь я могу получить? Дело в том, что у моих родственников есть проблема с алкоголем...» В ответ я тут же услышала: «Я могу записать вашу просьбу и передать пастору. Пастор – это такой священник»,– уточнили с того конца и тут же задали вопрос: «А вас как зовут и куда вам перезвонить?»
Я посчитала излишним оставлять свои координаты, воспомянув дурную манеру сектантов назойливо звонить, неожиданно приходить в гости и приставать на улице... Но после разговора призадумалась: «Где же социальная помощь? Это откровенная вербовка в секты!»
«Выйди, выйди на крылечко, я скажу тебе... словечко!»
(Из сказки «Лиса и Петух»)
Слова «социальная акция» – поистине золотоносные для московских пиарщиков. Фактически организаторы манипулировали сознанием людей, используя эти слова. В психике заложено, что люди видят то, что ожидают увидеть. Поэтому «переменщикам» удалось ввести в заблужение массу людей. Естественно, все было просчитано: напиши они на плакатах свои настоящие имена – баптисты, адвентисты, пятидесятники, – у людей началось бы отторжение. (Кстати, то, что не была указана конфессиональная принадлежность – прямое нарушение Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»). Пиар-технология, которая использовалась, проста – сначала у публики возбуждается живой интерес к проблеме (помните, как нам напомнили о большом количестве наркозависимых, алкоголиков и прочих бед, затем напугали «необратимым распадом» общества), а потом навязывают проекты, которые якобы могут решить проблему.
Сопротивление бесполезно!
«Это не место для обсуждения способов социальной помощи! Это очень разнообразные методы!» – горячился господин Алтухов, юрист евангельских христиан, прилетевший из Москвы на несколько часов, чтобы поучаствовать в брифинге на тему «Ощути силу перемен – кто против?» Он был против прямого ответа на вопрос журналиста, обращенного к нему: «Какую, наконец, социальную помощь получают те, кто звонит по вашему телефону доверия?»
На вопрос, в какие именно социальные учреждения направляют позвонивших по телефону «четыре четверки», своеобразно, но все-таки ответил руководитель «переменщиков» господин Ананьев: «Мы посылаем человека к богу». Правда, он не уточнил, к какому и почему же в таком случае «переменщики» открыто не говорят о религиозной направленности акции.
Однако весьма напористо они говорят о «правах человека» и даже выдвигают обвинения, например: «Епископ Архангельский и Холмогорский обратился к главе Архангельской области с требованием прекратить проведение проекта. При этом в заявлении были выдвинуты в наш адрес беспочвенные обвинения в психологическом насилии. Эти и другие действия формируют негативное общественное мнение по отношению к верующим евангельского вероисповедания и, я считаю, разжигают межрелигиозную рознь».
Однако странная логика обнаруживается в этом заявлении: к нам в область, где большинство жителей исповедуют православную веру, приезжают непрошенные гости, неопятидесятническая секта организует вербовочную акцию, при этом утаивает о себе информацию, использует психологическое насилие, прямо нарушает законы и нас же обвиняет в разжигании межрелигиозной розни и религиозном экстремизме.
Еще один участник брифинга, господин Самохвалов, директор национального исследовательского центра телевидения и радио Москвы, попытался провести некие аналогии между акцией «Ощути силу перемен» и социальным сотрудничеством Православной Церкви с Лютеранской Норвежской церковью. Сравнение вышло натянутым. Елена Ивановна Ермолина, исполнительный директор благотворительной организации «Рассвет», которая много лет занимается организацией совместных проектов с «Норвежской церковной помощью», объяснила, на каких именно основаниях происходит это сотрудничество и может ли идти в какое-либо сравнение с социальным сотрудничеством откровенно пропагандистская акция «Ощути силу перемен». «Наша организация (АРОБО «Рассвет») возникла в Архангельске в 1997–1998 гг., когда страна была в состоянии финансового кризиса и наш губернатор обратился в Норвегию за помощью.
Две организации, Норвежская церковная помощь и Норвежский Красный Крест, оказали помощь. О нашей деятельности мы отчитываемся и перед епархией, и перед общественностью. Когда мы работаем, например, в зоне, мы заключаем договор с Министерством юстиции. А есть ли у вас какие-то договоры, программы? Познакомьте нас, пожалуйста! Кто вас приглашал?» – спрашивала Елена Ивановна.
Еще один фокус «переменщиков» заключается в том, что организаторы акции не принадлежат к протестантским деноминациям. «Они обозначают себя либо «протестантами», либо «христианами веры евангельской», либо «пятидесятниками», либо лукаво – «просто христианами», а свои религиозные вербовочные мероприятия преподносят как социальные проекты вроде создания центров по реабилитации наркозависимых или акции «Ощути силу перемен». Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты – подобные организации протестантскими и даже христианскими не признают», – говорится в итоговом документе Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма».
Можно добавить, что и сами протестанты негативно относятся неопятидесятникам. Например, председатель Объединенного евразийского союз христиан веры евангельской (ОЕСХВЕ) Р. И. Билас, говоря о неопятидесятничестве, заметил, что ««Слово веры», «Слово жизни», «Новое поколение» в той форме, в какой они существуют, для нас неприемлемы».
По словам руководителя пресс-службы Архангельской епархии диакона Валерия Суворова, «у нас есть хорошие контакты с традиционными протестантскими конфессиями. Архангельская епархия принимает участие в проекте «Норвежская церковная помощь», организованном лютеранской церковью Норвегии. И здесь совершенно очевидны социальная направленность проекта и его результаты. Например, была осуществлена антитуберкулезная программа, организованы благотворительные столовые, бесплатное питание школьников, распределение одежды, работа социальных центров». В настоящее время совместно осуществляется проект профилактики и оказания помощи больным ВИЧ/СПИДом «Возлюби ближнего» и проект по организации паллиативной помощи».
Поддельное христианство
Что же произошло в Архангельске в мае 2005 года? По сути, была предпринята попытка совершить псевдорелигиозную революцию, осуществить «перемену сил», подорвать традиционные устои жизни области. Сектантами произведена подготовка для еще более серьезной экспансии в наше общество.
Например, на Украине всевозможные церковные расколы, экспансия католиков, греко-католиков, протестантов, различных сектантских и оккультных организация – все это предшествовало политическому перевороту. Похоже, что сценарий революционных преобразований, написанный заокеанскими спонсорами, теперь запущен и у нас на Севере. Инфантильность и коммерциализация местных СМИ, низкий профессиональный уровень руководителей, журналистов, невежество чиновников, массовое незнание основ православной веры... Что реально можно противопоставить всему этому?
«Да омоется Русская земля…»
Совершенно очевидно, что проблема лежит в духовной плоскости. Социальные и экономические причины не являются здесь главными. На первый план здесь выходят вопросы религиозной и психологической безграмотности населения. «Проблема деструктивных культов, тоталитарных сект – это еще более зрелая форма преступной эксплуатации человеческого невежества»,– считает ведущий российский специалист и эксперт в области психологии влияния и манипулирования сознанием Евгений Волков.
Просвещение – вот что может и должно стать сильным противодействием распространяемым лжеучениям. Включение в школьное преподавание предметов по основам родной православной культуры, выступление духовенства в СМИ и перед общественностью должны укоренится в повседневной жизни.
Нельзя не согласиться, что духовная болезнь нуждается в духовном исцелении.
В начале ХХ века, во время революционного переворота, Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, взывал к русскому народу: «Грех, тяготеющий над нами, – сокровенный корень нашей болезни... Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум... Грех разжег страсти, вражду и злобу... Нераскаянный грех вызвал сатану из бездны... отложите житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих... Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да отмоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа...»
_______________________________________________________________
Неопятидесятничество – это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания. Неопятидесятничество не может быть названо ни христианским, ни библейским учением. Это лжеучение, способствующее личному обогащению своих «служителей» и распространению сектантских теорий и практик, укорененных в мистико-языческих культах. Исповедующие неопятидесятничество организации несут в себе заряд серьезной социальной и общественной опасности. Лидеры неопятидесятнических общин используют на своих собраниях оккультно-магические приемы воздействия на личность, прибегают к методикам массового внушения и другим средствам контролирования сознания, что вызывает у присутствующих массовую истерию. Такие широко распространенные для неопятидесятников практики, как «говорение на языках», «святой смех», «поверженность в духе», «молитва мук рождения», «уничтожение родового греха» и др., дестабилизируют психику и не являются христианскими. (Из специального определения международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма»).
Специфической особенностью, которая объединяет разрозненное множество неопятидесятнических общин, является «говорение на языках», иначе – «глоссолалия». Вот как проходят собрания неопятидесятников: в начале происходит «драйвинг», лидер вводит аудиторию в состояние напряжения. Затем его проповедь начинает прерываться спонтанными выкриками, происходит пение гимнов с ритмическими припевами, сопровождающимися прихлопываниями в такт ладонями. Затем следует громкая «молитва» о нисхождении Святого Духа, и в зале возникает состояние транса, сопровождающееся выкриками псевдоречевых конструкций. В таких случаях психологи отмечают снижение уровня коркового контроля, появление автоматизма в поведении, уменьшение восприимчивости. Все это делает человека зависимым от группы и собраний. Цена подобных псевдодуховных состояний – потеря свободы, превращение человека в раба. (По материалам исследования Информационно-консультационного центра имени св.Иринея Лионского).
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



