Русская Православная Церковь чтит память святой блаженной Ксении Петербургской
05.02.2010
Русская Православная Церковь чтит память святой блаженной Ксении Петербургской
Ежегодно 6 февраля Русская Православная Церковь чтит память святой блаженной Ксении Петербургской. Но в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла день празднования был перенесен на 5 февраля.
В этот день епископ Архангельский и Холмогорский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в храме в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Маймаксанском округе г. Архангельска. Владыке сослужили священники из разных храмов епархии. Несмотря на рабочий день и отдаленность от центра города, здесь собралось множество верующих – прихожан всех городских храмов, всех возрастов. Архангелогородцы, как и все православные россияне, очень почитают святую Ксению Блаженную.
По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Роман Ковальский поздравил Владыку Тихона с этим радостным днем, пожелал помощи Божией в архипастырском служении, покровительства святой Ксении, и, вручая большой букет цветов, шутливо процитировал вопрос русского классика литературы: кому на Руси жить хорошо? И ответил: нам, православным. В этот праздничный, солнечный зимний день, после соборной молитвы этой удивительной русской святой.
На богослужение прибыл и градоначальник Архангельска — Виктор Павленко, который поприветствовал всех верующих архангелогородцев.
— Сегодня удивительный, светлый, радостный праздник — день Святой Ксении Петербургской! А также позвольте напомнить вам, что в эти дни у нас есть еще ряд праздников. 4 февраля — день хиротонии нашего епископа Тихона, а 7 февраля — день его тезоименитства. Поэтому разрешите вместе с вами, от всех архангелогородцев, поздравить нашего уважаемого Владыку с этими замечательными датами. Думаю, что под его духовным покровительством наш город станет самым лучшим городом России!
В ответном слове епископ Архангельский и Холмогорский Тихон поздравил всех верующих с днем этой всенародно почитаемой святой.
— Господь судил нам иметь в нашем городе храм, поименованный и освященный в честь Святой Блаженной Ксении Петербургской. И это большое благо для города в целом, и в частности для этого округа. Все уже полюбили этот храм. Он наполнен молящимися людьми! Я вижу много знакомых лиц, но много новых прихожан, детей. Многие причащались. Это очень радует. Здесь уже создан приход, община. Создалась новая полноценная духовная семья. Доброе сообщество людей.
...Этот день для нас знаменательный. Вспоминая святую Ксению, мы вспоминаем и о ее жительстве. «Безумием мнимым безумие мира обличила» - так поется в праздничном тропаре. Захотев стать Христа ради юродивой, святая Ксения духом своим обличила все юродство внешнего мира.
Мы счастливы, что имеем в своем городе — стольном граде русского Севера — такой храм...
Епископ Тихон сердечно поблагодарил настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского за его многие труды, а через него и всех добрых помощников, благотворителей и благоукрасителей храма.
Поздравил и поблагодарил епископ Тихон и архангельского градоначальника Виктора Павленко, отметив, что это православный человек, благодаря поддержке которого сейчас воплощается и реализуется множество важных и нужных церковно-общественных, церковно-государственных проектов в Архангельске.
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но вскоре Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.
Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, она нередко открывала и тайны тех лиц, которых навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах.
На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
В этот день епископ Архангельский и Холмогорский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию в храме в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Маймаксанском округе г. Архангельска. Владыке сослужили священники из разных храмов епархии. Несмотря на рабочий день и отдаленность от центра города, здесь собралось множество верующих – прихожан всех городских храмов, всех возрастов. Архангелогородцы, как и все православные россияне, очень почитают святую Ксению Блаженную.
По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Роман Ковальский поздравил Владыку Тихона с этим радостным днем, пожелал помощи Божией в архипастырском служении, покровительства святой Ксении, и, вручая большой букет цветов, шутливо процитировал вопрос русского классика литературы: кому на Руси жить хорошо? И ответил: нам, православным. В этот праздничный, солнечный зимний день, после соборной молитвы этой удивительной русской святой.
На богослужение прибыл и градоначальник Архангельска — Виктор Павленко, который поприветствовал всех верующих архангелогородцев.
— Сегодня удивительный, светлый, радостный праздник — день Святой Ксении Петербургской! А также позвольте напомнить вам, что в эти дни у нас есть еще ряд праздников. 4 февраля — день хиротонии нашего епископа Тихона, а 7 февраля — день его тезоименитства. Поэтому разрешите вместе с вами, от всех архангелогородцев, поздравить нашего уважаемого Владыку с этими замечательными датами. Думаю, что под его духовным покровительством наш город станет самым лучшим городом России!
В ответном слове епископ Архангельский и Холмогорский Тихон поздравил всех верующих с днем этой всенародно почитаемой святой.
— Господь судил нам иметь в нашем городе храм, поименованный и освященный в честь Святой Блаженной Ксении Петербургской. И это большое благо для города в целом, и в частности для этого округа. Все уже полюбили этот храм. Он наполнен молящимися людьми! Я вижу много знакомых лиц, но много новых прихожан, детей. Многие причащались. Это очень радует. Здесь уже создан приход, община. Создалась новая полноценная духовная семья. Доброе сообщество людей.
...Этот день для нас знаменательный. Вспоминая святую Ксению, мы вспоминаем и о ее жительстве. «Безумием мнимым безумие мира обличила» - так поется в праздничном тропаре. Захотев стать Христа ради юродивой, святая Ксения духом своим обличила все юродство внешнего мира.
Мы счастливы, что имеем в своем городе — стольном граде русского Севера — такой храм...
Епископ Тихон сердечно поблагодарил настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского за его многие труды, а через него и всех добрых помощников, благотворителей и благоукрасителей храма.
Поздравил и поблагодарил епископ Тихон и архангельского градоначальника Виктора Павленко, отметив, что это православный человек, благодаря поддержке которого сейчас воплощается и реализуется множество важных и нужных церковно-общественных, церковно-государственных проектов в Архангельске.
Краткое житие святой блаженной Ксении Петербургской
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но вскоре Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.
Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, она нередко открывала и тайны тех лиц, которых навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах.
На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



