Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

«Островковая амнезия»

Дата публикации:19.11.2012

Память человека наредкость избирательна. Мы, например, помним из школьных уроков истории, что Север Российской Империи был колыбелью Флота, но почему-то забываем, что Север Союза Советских Социалистических Республик был одной большой тюрьмой. Можем ездить по одной и той же дороге несколько лет и не замечать стоящих вдоль нее поклонных крестов.

Хотя, может, и не память здесь виновата. Просто трудно поверить, что там, где сейчас уютно, где расположены базы отдыха и дачи, некогда людей расстреливали сотнями, а приказы на это отдавали, те чьим именем названы улицы, на которых мы живем.

Стало страшно, когда в Московском музее истории ГУЛАГа я увидела карту СССР, обычную школьную карту всю усеянную маленькими красными флажками (такими обычно отмечают движение корабля по морю или продвижение войск противника). Только на этот раз флажки символизировали не очередной рубеж, а очередной лагерь: Архангельская область, а меня интересовала именно она, была сплошь красной.

Страшно, что большинство из нас забыло о массовых расстрелах, о затопленных с людьми баржах, что не знает практически ничего о своем прошлом. В это большинство, наверное, вошли и те, кто был недоволен заторами на дороге от музейного комплекса в Малых Корел до села Лявля. В тот день по трассе-кладбищу шел крестный ход, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских. Они советовали "ходить вокруг храмов и монастырей, чтоб не мешать нормальному движению транспорта". Однако, надо отдать должное, были и другие люди, которые выходили из стоящих вдоль дороги домов, из салонов автомобилей и крестились на хоругвии и иконы.

Человеку свойственно утрачивать остроту переживаний, но ему еще свойственно и желание "отнекаться": не мое, не наше, да хватит же о старом - то ли страшно, то ли стыдно за свою историю. Намного проще оставить прошлое в прошлом и жить настоящим. Проще не задумываться, что новомученики и исповедники тоже когда-то жили на этой земле. Проще не задумываться, что кто-то из них полвека назад прошел Голгофский путь от Малых Корел до Лявли, у кого-то была другая трасса, а у кого-то стенка за бараком. Проще упустить эти «нюансы», забыть, что назад в свои уютные дома эти люди уже не вернулись.

Что сказать - тотальная «островковая амнезия». Почему островковая? Да потому что о другом-то мы помним и не хотим забывать: о великой русской культуре, о наших рекордах и достижениях, периодически даже вспоминаем, сколько тонн пшеницы экспортировала в Европу Царская Россия… Про пшеницу, конечно, важнее. Хоть стимул появляется: сельское хозяйство поднимать. На воспоминаниях о массовых захоронениях в годы репрессий самоуважение нации не поднимешь.

Но все же историческая память обязана быть в нас. Не для самобичевания и самоукорения. Ни новомученикам, ни исповедникам этого от нас не надо. Они свидетельствовали о вере своим современникам и потомкам. Свидетельствовали не тихим пустынножительством, они «кричали» своим мученичеством. Кричали, чтобы их «слова» долетели до будущих поколений, которые поймут это "послание". А мы, вроде, в состоянии услышать и понять, но как-то по инерции продолжаем начатое безбожниками дело: забываем, двигаемся вперед к какому-то иллюзорному будущему. Почему бы не остановиться и не обратиться к сонму этих святых? Почему не принять от них то действительно ценное и вечное, что они принесли нам в дар - Православную веру. Мы искренне веруем, но тех, благодаря кому Господь не оставляет нас, замечать не хотим.

Все же мы удивительный народ…

NB* 21 июля 2012 года в Архангельской области прошел крестный ход по местам захоронений жертв политических репрессий. Он начался с молебна в Вознесенской церкви на территории музея деревянного зодчества «Малые Корелы» и закончился в Успенском храме села Лявля (Приморский район). Вдоль дороги у поклонных крестов, которые установлены на местах массовых захоронений, были отслужены краткие заупокойные литии.

К крестному ходу готовились последние 10 лет: выясняли исторические факты, проводили раскопки, возводили поклонные кресты. Всего их 10 - на местах крупных захоронений жертв репрессий в населенных пунктах Жаровиха, Уйма, Новинка, Малые Корелы, Черный Яр, Бабонегово, СОТ «Северодвинка», острова Красный и Ельничный.

NB** Официально сталинские репрессии начались на Севере в августа 1937 г. Для каждой области Советского Союза устанавливались лимиты лиц, приговаривавшихся к высшей мере наказания и тех, кто должен был отправиться за решетку. В книгах памяти Архангельской области приведены данные о 5200 человек, арестованных в 1937— 1938 гг., из них около 1135 приговорено к высшей мере наказания. Списки не включают уголовников. 

Массовые аресты начались в августе — сентябре 1937 года. До конца января 1938 года тройками было осуждено почти 2800. Лимит был признан полностью выполненым.

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.