Епархиальный отзыв на проект документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и доработанный редакционной комиссией Межсоборного присутствия, рассмотрен и обсужден в приходах Северодвинского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии по результатам чего сделаны следующие выводы и предложения.
Считаем, что в условиях современной действительности, для которой характерно развитие нравственного нигилизма, происходящего под прикрытием ложного понимания свободы личности, появление данного документа весьма актуально. В нем концентрируются и конкретизируются основные определения православной церкви о сущности православного брачного союза и причины, разрушающие такой союз.
В документе официально закрепляется определение православного брака, которое ранее не существовало. В случае утверждения Архиерейским собором, оно приобретает канонический статус.
Вместе с тем, определение православного брака, представленное в п.1, по нашему мнению, необходимо сделать более развернутым, отразив в нем духовный смысл православного Браковенчания, которое совершается Духом Святым и является одним из Церковных таинств. Необходимо также отметить, что одним из главных условий для совершения Браковенчания является наличие у вступающих в брак, опыта духовной церковной жизни по канонам и традициям Православной церкви (воцерковление). Предлагаем также слово «брачующиеся» заменить на более благозвучные слова «вступающие в брак».
В п.2 проекта документа формулируется соотношение между определениями Церковного венчания и государственной регистрации брака как для проживающих на территории России так и за ее пределами.
Однако, учитывая приоритетность данных соотношений для проживающих на территории России, по нашему мнению, их следует поместить в начало пункта. Т.е. начать п.2 со слов: «Таинство Браковенчания совершается после государственной регистрации брака.»
Определение сожительства без регистрации брака как блудного, по нашему мнению, необходимо сделать не только для православных христиан, но и для неправославных, так как это является смертным грехом в независимости от отношения человека к православию.
Отдельно следует прокомментировать случаи, когда Браковенчание совершено без государственной регистрации брака.
П.4 проекта документа является логическим продолжением п.2. Данный пункт конкретизирует отношение Церкви к «невенчанным» бракам, которое изложено в Основах социальной концепции (гл. Х, п. 3.). В данной формулировке отражено практическое направление использования уже принятого Архиерейским собором положения. Чтобы не нарушать логической связи между п.2 п.4, по нашему мнению, п.4 следует поместить в рассматриваемом документе сразу за п.2 и присвоить ему соответствующий порядковый номер.
П.3 проекта документа предлагаем перенести на четвертую позицию. В данном пункте, исходя из положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви принятых в 2000 году, определяется отношение Церкви к бракам, заключенным православными христианами с нехристианами. По нашему мнению, для более широкого использования положений данного пункта, необходимо термин «нехристиане» заменить на термин «иноверцы».
Понятие «иноверцы» включает в себя не только нехристиан, но также представителей католической церкви, протестантов, других традиционных христианских конфессий, совершение Браковенчания с которыми недопустимо постановлениями церковных соборов (Трул. 72; Карф. 30; Лаод. 10, 31), кроме отдельных особо оговариваемых случаев.
П.5 проекта документа определяет соотношения норм светского и канонического права Церкви при заключении православного брака. Однако, по нашему мнению, формулировка пункта излишне лаконична и требует дополнения из текста Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.
П.п.6, 7, 8 и 9 проекта документа посвящены самому печальному событию в жизни православной семьи, - разрушению семейного союза. По нашему мнению, все формулировки данных пунктов должны быть предельно деликатны и они должны основываться на мысли о нерасторжимости христианского брака («Иже Бог сопряже, человек да не разлучает»). Лишь члены семейного союза, - муж или жена по своей греховности могут своими действиями разрушить брачный союз. Но они же могут и восстановить его через покаяние, через милость и прощение. В каждом критическом для брака случае необходима духовная поддержка пастыря, глубокий анализ ситуации и время для попыток возможного восстановления разрушенного. По нашему мнению следует констатировать, что не может быть причин для расторжения Церковного брака, могут быть лишь поводы и причины для его разрушения.
П.10 проекта документа напоминает приходским священникам об их ответственности за катехизацию готовящихся к вступлению в Церковный брак. Мы согласны с формулировкой, предложенной в проекте.
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.