О Церкви для секулярного мира
Как рассказать о Христе на страницах газет и журналов? Возможно ли с помощью медиа сделать Церковь открытой для секулярного мира? Помогают ли соцсети в миссионерском служении? Как остаться православным в виртуальном мире? Эти и многие другие вопросы были озвучены на встречах, организованных Синодальным информационным отделом в рамках XXII Международных Рождественских чтений в Москве.
Вопросов в этом году, быть может, было даже больше, чем ответов. Эксперты рассказывали о своем опыте работы, о том, как они видят интеграцию православной жизни в современное медиапространство. Их слова скорее побуждали к собственным рассуждениям на тему, чем к конкретным действиям. Наиболее интересные цитаты (рассуждения) мы публикуем на страницах нашего журнала.
* В чем заключается профессионализм церковного журналиста? Для меня это умение рассказать об одном и том же явлении на двух языках: на церковном, понятном внутри общины, и секулярном. Это сложно, потому что либеральный политический язык очень заужен, поэтому раскрыть церковные смыслы на церковном языке мы можем, а вот переложить их на светский проблематично. Наша задача сделать так, чтоб православная точка зрения присутствовала бы и в светских СМИ. Для этого нужен общий язык.
(Главный редактор Интернет-портала «Религия и СМИ» Александр Щипков)
*Если в главном нужно стремиться к единству, то по второстепенным вопросам в Церкви и в церковных СМИ возможна дискуссия. Однако когда этот принцип применяется на практике, то почти мгновенно возникают трудности. Порой даже кажется, что у нас отсутствует культура дискуссий по «второстепенным вопросам». Мы их сразу превращаем в вопросы догматические, канонические, религиозные, начинаем бросаться друг в друга анафемами. В этом смысле важно, чтобы дискуссии не переходили во вражду.
(Председатель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона)
* Официальные спикеры не всегда являются носителями абсолютно безукоризненной позиции, это надо принять. Важно понимать, что никто не может претендовать на обладание истиной в тех вопросах, по которым нет официальных церковных документов или официальных заявлений священноначалия.
Современное информационное общество часто не дает возможности предварительно согласовать озвучиваемую позицию. И в этой ситуации может помочь принцип пост-цензуры. Он предполагает, что, если моя позиция расходится с мнением священноначалия или является неправильной, я всегда готов услышать голос своих братьев и прислушаться к нему.
* Порой мы говорим о том, что светский мир не интересует. Для внешних вопроса «благословил или нет?» не стоит. Это внутренняя проблема Церкви.
* Мы все хотим сделать красивое gравославное кино, а главное - содержание.
* Основным распространителем сплетен через церковные СМИ являются церковные люди, кроме того, именно мы являемся потребителем этой информации. Секулярному миру это не интересно.
(Председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко)
* Социальные сети придали миру оперативности: большое количество новостей мы узнаем именно из них. Кроме того, это возможность коллективной рефлексии по актуальным событиям. Важно, что дискуссия возникает практически в тот же момент, как появляется новость. Вместе с тем в информационном пространстве стало очень много личных переживаний. Все начали ссориться намного чаще. Участился информационный поток, вырос объем информации, который мы вынуждены поглощать каждый день. Даже, когда это касается новостей о наших знакомых: если раньше о их жизни и событиях мы узнавали раз в неделю или месяц, когда встречались, то сейчас мы ежедневно держим в голове информацию о них. На мой взгляд, это мешает концентрироваться на собственных делах и переживаниях, на конкретных мыслях, проблемах, тезисах.
(Советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул)
* Мы можем по-разному относиться к тому, что происходит сегодня в социальных сетях. Однако отрицать эту реальность, пытаться ее изолировать невозможно. Живя в миру, понимаешь, что физическое и виртуальное пространство сомкнулись.
* Большинство плюсов, которые привнесли социальные сети в современную жизнь, одновременно являются и минусами. Например, субъективность публикации. Это дает возможность получить нецензурированную информацию, из этого же вытекает и отрицательная сторона - ты никогда не знаешь, насколько эта субъективность имеет право на существование. У нас появилась возможность получать огромный объем информации и выстраивать свою траекторию движения в этом море. Однако эта траектория может быть непредсказуемой.
* В любом православном человеке должен быть очень мощный иммунитет к соблазну раствориться в стремлениях современного общества, иммунитет к образу жизни большинства, который в соцсетях активно пропагандируется. У нас не получится уйти из Фейсбука и Вконтакте, но как только у нас исчезнет желание слиться с толпой, это будет свидетельством того, что мы на правильном пути.
* Когда видишь, что интересует современное общество, задаешься вопросом, а нужно ли нам миссионерство, которое приводит к таким результатам. Апостолы брали не уровнем интеллекта, а своей горячей верой, рядом с ними нельзя было оставаться «холодным».
* Священник должен присутствовать в соцсетях, однако когда он становится исключительно сетевым миссионером, то это не совсем правильно.
(Главный редактор научного-богословского портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов)
* Какое-то время назад мы очень дружно не любили говорить о «гетто», в котором находятся православные СМИ, тем не менее оно существует. Как у всякого нишевого средства массовой информации у нас была постоянная аудитория, которая регулярно заходит и читает статьи. За пределы этой аудитории наши тексты попадают редко, а чтобы это произошло, материал должен чем-то поразить умы редакторов. С приходом социальных сетей ситуация изменилась – когда материал располагается в каком-то блоге, то там его могут прочитать «внешние» - те, до кого раньше этот текст никогда бы не дошел.
* Если честно посмотреть на опыт взаимодействия со СМИ, если посмотреть на людей, которые читают светские и церковные издания, то придется признать, что искусственно созданные информационные поводы плохо работают. Истории о том, как кенгуру живут при монастырях, рассказы про батюшек-хипстеров, капитанов дальнего плавания не вызывают сильной и внятной реакции у широкой аудитории. Это может быть хорошо в рамках аудитории узкоправославной, но в Церковь они людей не приводят. Как минимум, такие информационные поводы не понимают, как максимум - критикуют.
Так происходит, потому что искусственно созданная повестка дня работает по принципам светского пиара. А пиартехнологии донести христианство до читателя, мне кажется, не могут. Сегодня у людей гигантская жажда простого христианства, внятных, ясных поступков. Когда такое христианство есть, то дополнительные слова не нужны.
(Главный редактор интернет-издания «Православие и мир» Анна Данилова)
Подготовила Дарья Андреева
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.