Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Возвращение святыни из Свято-Троицкого собора

Дата публикации:08.04.2015

В Архангельске впервые показали икону «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» из разрушенного в советское время Свято-Троицкого кафедрального собора. Образ XVII века находился на реставрации семь лет. Вновь обретенную святыню архангелогородцам представили доктора искусствоведения вологодский реставратор Александр Рыбаков и заведующая отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил поблагодарил мастеров и научных сотрудников, вернувших прежний облик древнему образу. По словам архипастыря, это настоящий подарок северянам.

«Мы видим поистине прекрасный образ. Он открывает верующей душе глубины Божия мира и милосердия. Хочется долго стоять и молится у такой иконы. У человека, который не живет духовной жизнью, не получится написать лик. Он не сможет передать взгляд Самого Господа. Сейчас перед нами образ, который отражает духовное богатство наших предков. Именно Православие, христианская вера питали и обогащали русскую культуру, делая ее великой. Это источник, откуда они черпали силы и вдохновение для своей жизни, источник, от которого мы не должны отступать, чтобы не потерять себя», — сказал митрополит Даниил.

Доктор искусствоведения Татьяна Кольцова сообщила, что и в дальнейшем музей планирует реставрировать и показывать горожанам иконы из своих фондов. Исследователь отметила, что в этом году завершилась реставрация иконы «Чудо Михаила Архангела в Хонех» из городской Архангельской церкви, что располагалась рядом со Свято-Троицким собором и была разрушена вместе с ним.

«Работникам Северного краевого музея удалось спасти лишь единичные памятники иконописи. Работать в музеях в 1920-30-е годы и пытаться сохранить наследие, связанное с церковным искусством, было так же опасно, как и служить в церкви. Многие из наших предшественников были заключены в лагеря и погибли. Власть стремилась уничтожить святыни, и поэтому иконы, поступавшие в музеи, намеренно скрывались. Так утрачивалась информация об их происхождении. Так что сегодня мы ставим задачей не только отреставрировать образ, но и проследить его прошлое», — подчеркнула Татьяна Кольцова.

О реставрации и истории иконы «Спас Всемилостивый, с вологодскими чудотворцами» рассказал специалист вологодского филиала Научно-реставрационного центра им. Э. И. Грабаря Александр Рыбаков. По его словам, образ был сильно затемнен, зато на нем значилось имя мастера— Лазарь Климов Ершев. Также исследователи установили зашифрованное имя благотворителя, который заказал написание иконы. Им оказался вологодский купец Николай Иванов Бовыкин. Он имел торговые связи с Архангельском, и, чтобы зарекомендовать себя перед местными купцами, пожертвовал икону в Свято-Троицкий собор. Образ поместили в нижний ряд иконостаса Богоявленского придела, где он находился 150 лет: пережил пожар 1793 года, уцелел при разрушении храма в конце 1920-х и оказался в хранилище Архангельского музея изобразительных искусств.

«Появлению иконографического сюжета Спаса Всемилостивого с предстоящими вологодскими святыми послужили трагические события середины XVI века, — рассказал Александр Рыбаков. — В 1654 году в России разгорелась эпидемия чумы. Болезнь унесла жизни половины вологжан. Тогда жители Вологды обратились к старинному обычаю: чтобы остановить Божий гнев во времена бедствий, нужно было за день выстроить храм и отслужить в нем молебен о спасении народа. Такие храмы назывались «обыденными», т.е. поставленными в один день. 18 октября 1654 года обыденная вологодская церковь была построена. И также за сутки местный иконописец написал для храма икону Спасителя. Мастер позаимствовал иконографию у Спаса Смоленского — иконы, которая была написана для Спасской башни. Молебен в новом храме был совершен, и эпидемия утихла. В тот день в Вологде не заболел ни один человек, а икона стала почитаться как чудотворная».

Как пояснил Александр Рыбаков, образ распространился по Вологодской епархии в многочисленных списках. По обе стороны от Христа изображали местных святых как предстателей перед Господом за народ и Вологодскую землю. Постепенно сформировалась иконография «Спас Всемилостивый с вологодскими чудотворцами». «Всего на ней изображено 24 угодника Божия. Наиболее чтимые святые — Димитрий и Игнатий Прилуцкие — изображены припадающими к ногам Спасителя», — пояснил исследователь.

Восстановительные работы над иконой вели с 2002 по 2009 год в вологодской мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Э. И. Грабаря. Генеральный директор центра в Москве Александр Лесовой посетил первый показ отреставрированной святыни в Архангельске: «Мы выпустили книгу об этой иконе. Это авторское исследование мастера-реставратора. Издание вышло ограниченным тиражом в 150 экземпляров и уже представляет собой библиографическую ценность».

Икона собора вологодских чудотворцев в молении Спасу Всемилостивому - символ вологодской епархии.

На золотом фоне написана фигура Христа в рост, стоящего босыми ногами на красном подножии с золотым узором. Христос одет в голубой гиматий и светло-розовый хитон, залитый золотыми «светами». В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правой рукой благословляет предстоящих.

По обеим сторонам от Христа симметрично изображены фигуры 24 вологодских преподобных – основателей и подвижников монастырей и пустынь Вологодчины.

За фигурами Христа и преподобных просматриваются голубые струи водного потока, по-видимому, символизирующие реку Иордан.

На нижнем поле имеется надпись: «СИЯ СВЯТАЯ ИКОНА НАПИСАСЯ В ЦРСТВУЮЩЕМ ВЕЛИКОМ ГРАДЕ МОСКВЕ ПВКНИБ СОТВОРИШИ В ЛЕТО ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1778. А ПИСАЛ ИКОНОПИСЕЦ ЛАЗАРЬ КЛИМОВ ЕРШЕВ С ТОВАРИЩИ». Имя заказчика в авторской подписи на иконе скрыто под литерами «П В К Н И Б»: «Повелением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина».

Стиль иконы типичен для своего времени совмещением традиций иконописи с находками живописи XVIII века. Стилистика рококо и классицизма повлияла на колорит, обогатив его сочетанием голубого и розового, и на решение пространства.

Екатерина Суворова

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.