Святыни Афона в Поморье

Дата публикации:28.05.2015

Этой зимой северяне смогли поклониться святыням с горы Афон (Греция). Впервые в Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и в села Пинежского района принесли крест с частицами Животворящего Креста Господня и мощей исповедника Иоанна Русского. Также на Архангельскую землю доставили ковчег с частицами мощей святителя Иоанна Златоуста, великомучеников Пантелеимона Целителя и Георгия Победоносца.

Мощевик и крест на Север сопровождали монах келии святого Георгия Победоносца монастыря Пантократор отец Иосиф и вице-президент Благотворительного фонда «Красногорье» Илья Аристов. «Несмотря на большое расстояние между Афоном и Архангельском, мы не почувствовали этой дистанции, потому что нас объединяет молитва», - отметил отец Иосиф.

В Ильинском кафедральном соборе Архангельска после принесения святынь совершили молебен, и в проповеди духовник епархии протоиерей Владимир Кузив сказал: «Сегодня в нашем храме великое торжество - здесь пребывает частица Животворящего Креста. Не все могут приехать в Иерусалим, побывать на месте, где был распят Господь Иисус Христос ради нашего спасения, и поклониться Животворящему Кресту. Благодаря заботам митрополита Даниила, трудами афонских братьев эта святыня так же, как и мощи трех угодников Божиих, сегодня на нашем далеком Севере».

Это промысел Божий, что в Поморье принесли величайшие ценности христианского мира, подчеркнул заместитель губернатора Архангельской области Роман Балашов. «Принимать их на Северной земле - большая честь, - сказал он. - Я считаю это событие значительным шагом в восстановлении и усилении глубоких духовно-религиозных связей, которые всегда объединяли народы России и Греции. Очень важно, что к святым мощам смогли прикоснуться жители северной глубинки. Уверен, что для каждого православного человека эта встреча стала духовным подспорьем в повседневной жизни».

Пожалуй, самый неизвестный святой, из тех, чьи мощи привозили на Поморскую землю - Иоанн Русский. Он служил солдатом в армии Петра I и участвовал в Русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанна взяли в плен татары и продали начальнику турецкой конницы. Так исповедник оказался в Малой Азии. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство. Хозяин часто мучил своего пленника в надежде, что он согласится принять ислам. Но твердая вера христианина, его бесстрашие и праведная жизнь смирили сердце господина, который стал доверять Иоанну и уважать его за честность и благородство. Позже хозяин дал ему свободу и возможность поселиться, где пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в конюшне, где каждую ночь мог беспрепятственно в молиться в уединении, укрепляясь в любви к Богу и людям.

В конце жизни святой Иоанн заболел и, чувствуя приближение кончины, пригласил священника, чтобы получить благословение на исход. Однако тот, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил их в яблоко и передал праведному Иоанну. Причастившись, то отошел к Богу. Когда хозяину сообщили, что раб умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна. Они похоронили его по христианскому обычаю. Почти все местные христиане собрались на погребение.

В 1881 году иноки Святой Афонской Горы перенесли часть мощей святого Иоанна в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона.

Мощи святых всегда особо почитались христианами. Положил традицию поклонения останкам святых апостол Фома, попросивший открыть гробницу Пресвятой Богородицы после Ее Успения. Некоторые материальные вещи, имевшие непосредственное отношение к жизни угодников Божиих, также почитались в христианском мире. Святыни оказывались объектом внимательного к себе отношения из-за чудес, которые происходили по молитвам пред ними.

В первых христианских общинах с большим почтением относились к останкам христиан и местам их захоронения. Особенно выделялись мученики за Господа, те, кто отдал за веру самое дорогое — жизнь, и этим засвидетельствовал, что Христос победил смерть. Телам и могилам мучеников воздавалось почитание. Исповедование угодников Божиих о торжестве жизни во Христе было столь сильным, что на местах их погребения стали строить первые церкви.

Подготовила Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Что такое «национальная идея»?
14 Ноя 2019

Что такое «национальная идея»?


«Это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории», - считает протоирей Евгений Соколов.

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века
14 Ноя 2019

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века


Наша беда в том, что думаем, как спасти Россию и мир, ничего при этом не изменив в себе, в то время как Господь предлагает нам принципиально иной путь.

 Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни
25 Окт 2019

Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни


Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать? Читайте в интервью епископа Александра «Журналу Московской Патриархии».

Монастыри — красивое богослужение, гостеприимство и духовная трезвость
30 Сен 2019

Монастыри — красивое богослужение, гостеприимство и духовная трезвость


Выступление игумена Варлаама (Дульского) на монастырской конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.