Династия священников Семеновых

Дата публикации:19.09.2016

Пинежье — заповедный уголок Русского Севера, куда спешат паломники со всей страны взглянуть на сохранившиеся истоки русской культуры. Пинежский край уникален и неповторим благодаря природе и людям, которые верны своим духовным корням.

Прошло почти два века, как нет на земле архиепископа Игнатия (Матвея Афанасьевича Семенова), а его личность, характер, судьба притягательны для исследователей. Будущий владыка Игнатий родился 5 августа 1791 года в Покшеньгском приходе в семье Афанасия Семенова. Спустя несколько лет отец вместе с сыном отправились в Архангельск к епископу Аполлосу (Байбакову) с просьбой о месте. Владыка Аполлос увидел в мальчике задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семёнов всегда находился в числе первых учеников. Богослужебные книги изучил настолько, что отец обратился с прошением к епископу Парфению (Петрову) определить сына причетником (по причине крайней нужды). Владыка Парфений, взглянув на Матвея, сказал: «Я вижу, что мальчик с дарованиями и может учиться». И юный Матвей был определен в семинарию, которая располагалась в Михайло-Архангельском монастыре.

 В 1810 году Матвей сильно заболел. Во сне он увидел Владимирскую икону Божией Матери и молящихся перед ней людей. Один из них спросил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись здоровым, Матвей сразу стал искать явленный ему во сне образ Божией Матери среди своих икон. В 1811 году по молитвам перед ним молодой человек вновь был исцелен от тяжелой болезни. По словам архиерея, обнаруженная икона хранила его всю жизнь. Архиепископ Игнатий в своем духовном завещании распорядился передать образ в Архангельский монастырь. Долгое время этот древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе почитали как святыню.

В 29 лет Матвей Семенов начал свое церковное служение. 25 июня 1820 года в Архангельском монастыре он был пострижен в монашество и наречен Игнатием в память священномученика Игнатия Богоносца, а 15 августа инок стал иеромонахом. Первую Божественную литургию иеромонах Игнатий служил в церкви Архангельской обители.

Вся жизнь владыки Игнатия была посвящена служению Церкви, и он нес это служение со свойственной его характеру непоколебимостью, стойкостью и энергией. Большинство подчиненных видели в нем заботливого отца и тяжело переживали неизбежное расставание, вызванное перемещениями по службе и другими причинами. У владыки Игнатия был блестящий ум, дар к изучению языков, способности организатора и администратора, умение налаживать хорошие взаимоотношения с людьми. Он искренне заботился о воспитанниках своей семинарии, помогал им, радовался их успехам.

Алексей Семенов, младший брат архиепископа Игнатия, служил священником Кевроло-Воскресенского прихода Архангельской епархии. Старшие сыновья Алексея Афанасьевича Александр и Семен после назначения дяди в Олонецкую епархию были переведены учиться из Архангельского в Петрозаводское духовное  училище. По окончании училища оба продолжили учебу в Петрозаводской духовной семинарии, после чего остались служить в Олонецком крае.

Младший сын Алексея Прокопий был любимым племянником владыки Игнатия. Согласно семейному преданию, он внешностью и характером походил на дядю. Взяв все заботы о мальчике, владыка стал для него самым близким человеком. В годы учебы Прокопия в Воронежской духовной семинарии архиепископ Игнатий опекал его и помогал ему. В 1849 году семинарист, получив аттестат 1 разряда, вернулся на родину. В год смерти архиепископа Игнатия — 1850 — он стал священником Чухченемского прихода. Прокопий венчался с дочерью священника Княжеостровского прихода Архангельской епархии Иоанна Розова Клеопатрой. Своего первенца, который родился в 1851 году, Прокопий назвал в честь дяди, Игнатием. В клировой ведомости о священнике Прокопии Семенове есть следующая запись: «В память войны 1853 — 1856 годов имеет бронзовый крест на Владимировской ленте и бронзовую медаль на Андреевской ленте. В 1864 году по удостоверению Святейшего Синода всемилостивейшее награжден золотой медалью для ношения на шее на Владимировской ленте за спасение погибавших. Грамоту (ставленую) имеет за подписью Преосвященного Варлаама».

В Синодике Чухченемской Николаевской церкви ХIХ в. имя архиепископа Игнатия стоит первым. И далее идет целый список иереев — ближайших родственников. Записи в нем сделаны рукой Прокопия Алексеевича Семенова.  

         

Помимо Прокопия Семенова покровительством архиепископа Игнатия пользовались несколько пинежских священников, его родственников. Архиепископ Игнатий завещал после смерти разослать свои труды по церквам Пинежского и Мезенского уездов. Документы дела о рассылке этих книг свидетельствуют о том, что издания 22 сочинений архиепископа Игнатия (Семенова) попали во все церкви этих уездов.

Сегодня на родине имя владыки Игнатия забыто. Но следы пребывания на Пинежье духовной династии остались. Связь времен сохранилась благодаря  потомкам, которые помнят своих предков, интересуются их жизнью и судьбами.

Осенью 2015 года в память о священниках рода Семеновых и всех земляков Покшеньги  в деревне Кобелево установили поклонный крест на месте, где некогда находился алтарь храма в честь Николая Угодника с приделом отрока Артемия. Сама же  церковь была утрачена в 1970 году в результате пожара.

 

Галина Мельникова,

краевед.

Возврат к списку




Публикации

Что такое «национальная идея»?
14 Ноя 2019

Что такое «национальная идея»?


«Это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории», - считает протоирей Евгений Соколов.

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века
14 Ноя 2019

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века


Наша беда в том, что думаем, как спасти Россию и мир, ничего при этом не изменив в себе, в то время как Господь предлагает нам принципиально иной путь.

 Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни
25 Окт 2019

Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни


Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать? Читайте в интервью епископа Александра «Журналу Московской Патриархии».

Монастыри — красивое богослужение, гостеприимство и духовная трезвость
30 Сен 2019

Монастыри — красивое богослужение, гостеприимство и духовная трезвость


Выступление игумена Варлаама (Дульского) на монастырской конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.