Миссионерство и методы современной пропаганды: отличия и противоречия

Дата публикации:08.11.2016

Каждый человек, призванный в мир, по  мере возрастания должен ответить себе на два вопроса:

1.  Кем и для чего создана окружающая его  Вселенная?

2.  Для чего я призван в этот мир?

Ответ на данные вопросы определяет цели и смысл жизни каждого отдельного человека  и существование окружающего мира.   И каждому из нас  необходимо разобраться, исходя  из  какой информации мы начинаем  давать  себе ответ на эти два самых главных вопроса в своей жизни.

Приступая к анализу темы, нужно сразу заметить, что в наше время  ответ на данные вопросы не интересует современное общество. Задумывается над этой основополагающей проблемой едва ли не каждый тысячный представитель человечества. А ответ на него  пытается дать себе, наверное, один из ста тысяч.  Почему же подобное происходит?  Чтобы ответить, попробуем разобраться с двумя источниками информации на данную тему:  с миссией (религиозным взглядом на мир) и пропагандой  (нейтральным, толерантным  взглядом на данную проблему)

И, как принято было у древних, приступая к обсуждению сложной проблемы,  давайте вначале договоримся о терминах. Что такое миссия и что такое пропаганда? Открываем библиотеку Википедии и читаем:

“Миссионерство одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий”.

"Пропаганда  в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами “.

       Итак,  миссионерство имеет своей целью обращение неверующих. Что значит обращение?

Первое, что должен доказательно объяснить своим слушателям миссионер – это взгляд на окружающий мир как на творение Божие.  

  Религиозный взгляд на окружающую Вселенную подразумевает изучение и постижение  законов сотворенного Богом мира с целью последующего его развития и преображения в рамках воли Божьей. И задача миссионера, прежде всего, объяснить слушателям, что Вселенная не эволюционизирующаяся материя, а  Божественный проект. Другими словами, через рождение мы входим в построенный Богом  дом. И нам нужно разобраться и понять смысл и предназначение постройки. Дом, в который мы вошли, построен по определенным законам. Почему выбраны именно такие законы окружающего нас материального мира, нам знать не дано. Мы только изучаем уже открытые законы и используем их в своей практической деятельности. Сами по себе система и порядок, как известно, не возникают, а существуют только вследствие внешнего разумного воздействия. Задача миссионера, распространяющего религиозный взгляд на окружающий мир, объяснить слушателям, что только через познание законов  окружающего мира и служение  Творцу в рамках данных  законов приводят человека  к истинному постижению смысла жизни.  Иначе говоря, задача миссионера довести до сознания слушателя простую житейскую аксиому: «Любое творение имеет смысл бытия через служение своему Творцу в рамках Его воли». Оторвемся на минутку от высоких материй и посмотрим на данную формулировку простым житейским взглядом. Любая вещь, предмет, прибор, купленные или изготовленные нами, должны служить в рамках нашей воли.  Для чего мы предназначим приобретенную вазу: для цветов, или для  хранения в ней удобрения – это сугубо наш выбор, а творение должно лишь примерно нести свое служение в том качестве, для которого мы его предназначили. Если же творение отказывается нам служить (купленная лампочка перегорает или компьютер ломается), то оно просто выбрасывается.   

И здесь становится понятной одна из главных трудностей миссии – объяснить, что  смысл жизни человека как высшего творения Божия  имеет целью служение Своему Творцу в рамках Его воли.  Если говорить прямо, то миссионер призывает своих слушателей к добровольному послушанию Богу, своеобразному сознательному духовному  рабству.  Призывает  к несению Креста.  Апостол Павел в своем послании так и пишет: «Мы  проповедуем Христа распятого», что воспринимается окружающим миром, как соблазн и безумие. Современный человек заражен лозунгом свободы как главного завоевания человечеством в духовной области.  О свободе, как главной ценности, вещают все средства масс медиа.  И именно поэтому  наш современник инстинктивно старается обойти тему  смысла жизни как несение Креста. И по возможности уклоняется даже от возможности обсудить данный взгляд на жизнь, как обязательное служение своему Творцу. В тоже время, изучая, прежде всего,  законы окружающего мира человек, на удивление, полно старается их соблюсти в своей деятельности при постройке различных сооружений, изготовлении приборов и устройств.  Мы настаиваем, чтобы при болезни нас лечили хорошие специалисты по лучшим опробованным методикам. Чтобы наших детей учили профессиональные педагоги по лучшим, утвержденным высшими инстанциями, учебным программам. Мы  требуем главенства над собой власти законов, по которым обретаем знания и здоровье и добровольно согласны их выполнять. Как правило, мы  возражаем, когда нам предлагают вырваться из данного рабства и  поучаствовать в эксперименте над своим здоровьем или экспериментальной образовательной программой.  Мы добровольно выбираем, порой, тяжелый  крест в области образования или физического развития для своих детей, отправляя их в престижные гимназии или в спортивные секции.  И ребенка особо не спрашиваем, хочет он или не хочет нести подобный крест. Почему же в области духовных знаний современный человек предпочитает оставаться дилетантом?  Почему призыв служить своему Творцу в рамках духовных законов, обычно, априори отрицается современным человеком, кстати, как и наличие существования самих духовных законов. Наверное,  потому, что данные знания и практическое их постижение  являются наиболее трудноусвояемой интеллектуальной областью. 

Они требует огромного самоотречения, духовного и интеллектуального напряжения. И в этом нет ничего удивительного, ибо именно данная область знаний определят судьбу души человека в вечности. Понятно, что если интеллектуальное или профессиональное  совершенство даются нам огромными усилиями, то совершенство духовное требует сверхогромных усилий.  А человек с изуродованной первородным грехом  природой не способен к данному духовному преображению без помощи Божьей.  Именно осознание своей немощи перед демоническими силами зла должно, казалось бы, приводить человека к поиску помощи Творца, к добровольному служению Ему. Но в современном мире мы, зачастую, сталкиваемся с обратной реакцией.  Человек не желает чувствовать себя связанным никакими обещаниями и обетами, прежде всего,   в духовной области, которые, так или иначе, ограничивают его желания.

 Иное дело, когда человек знает духовные законы. Сознание того, что, как пишет ап. Павел,  «хоть и все мне позволено, но не все полезно», позволяет  спокойно воспринимать те или иные заперты в духовной сфере жизни, которая наводнена массой соблазнов. Понимая духовный яд соблазнов, которые повреждают душу, человек инстинктивно их избегает. Но непросвещенный в духовной области человек всеми силами своего интеллекта ищет способы  уклонения, а, порой, открытого попирания и нарушения законов духовных, которые препятствуют ему приобщаться к соблазнам.

Именно поэтому задача современного миссионера чрезвычайно трудна. Зачастую, его просто не желают слушать, чтобы оставаться в  сознательном неведении: я не знаю, что такое грех и знать не хочу, а посему оставьте меня в покое с вашей проповедью.   Иногда приходится слышать после своих лекций сетования: “Дескать,  жил спокойно, а теперь вот разбередили душу своими разговорами. Оказывается, я постоянно грешу”.  Грешить, оставаясь, еще раз подчеркну, в сознательном неведении, оказалось очень приятно.  И здесь очень важно объяснить слушателям, что такой важный орган, как душа, должна иметь должное о себе попечение.  Как правило, многие соглашаются, что душа у человека есть, но вызывает недоуменное изумление, как дружно, подавляющая часть людей, не считает нужным, хоть как-то о ней заботиться. Чтобы избежать споров и разговоров о состоянии души, современный мир вынужден был табуировать одно важное событие в жизни каждого человека.  В современном обществе  нет дискуссий и обсуждений  проблемы смерти. Практически данная тема, подчеркну еще раз,  табуирована в современном дискурсе, а иначе проблема существования  души возникла бы сразу.  Десять лет назад в Устьянском районе произошла эпидемия самоубийств среди школьников.  Заведующая департаментом образования обратилась к нам  с просьбой помочь решить проблему героизации суицида, которая возникла у школьников. Тогда за год мы совершили восемь поездок в Устьянский район, встречаясь со школьниками. Проблему смерти пришлось обсуждать даже с младшими классами, но после этого на 10 лет данный вопрос ушел из школ района.  Казалось бы, была показана необходимость данную тему обсуждать, но, повторюсь, сегодня самое главное событие в жизни человека — тема смерти — находится под незримым строгим запретом. А без обсуждения проблемы смерти очень трудно говорить о сущности души, ее предназначении. Современное толерантное общество уподобилось атеистам, где проблемы смерти не существовало, ибо смерть трактовалась как уход в никуда. 

    Как же удалось современной пропаганде искусно убрать из обсуждения тему существования души, ее роли в жизни и смерти человека?   Для того чтобы это хорошо понять, вспомним главный принцип американских менеджеров: «Всегда говорите правду, чистую правду, одну только правду. Ту правду, которая вам выгодна». Именно этот мерзкий принцип успешно сегодня использован в современной пропаганде повсеместно.  Если вам рекламируют товар, то честно и правдиво описывают его достоинства и никогда не говорят о побочных, негативных действиях данного товара. Это наблюдается во всех областях нашей жизни: финансовой, когда вы берете кредит, лечебной, когда покупаете лекарства, торговой, когда покупаете товар. Все побочные эффекты умалчиваются современной  пропагандой. Но самое страшное, когда подобное происходит в духовной области. Человека приглашают на тренинг, на семинар. Ему рассказывают, как стать успешным, как правильно вести бизнес, как приумножить свое состояние, как довести свое физическое здоровье до совершенства. Но спросим: «А дальше что»? Что, если  полная правда состоит в том, что после смерти жизнь продолжается. Что все приобретенные здесь непосильным трудом и предельным напряжением сил знания и ценности, оказываются в  Горнем мире не нужными. Что делать, когда поймем, что 99% процентов времени, отведенных нам для жизни на земле, мы посвятили ценностям, которые здесь же на земле и останутся.  Но когда нас учат приемам преуспеяния  в современном  мире наши нынешние учителя,  разве они нам лгут? Совсем нет! Просто они говорят не всю правду, а только ту правду, которая им выгодна. Еще одно важное замечание. Спросите себя, когда в последний раз вы видели похоронную процессию? Почему как грибы растут крематории, лишая нас возможности прийти к месту вечного покоя наших усопших сродников? Около урны с золой стоять как-то непривычно.  Все просто, тема смерти должна быть «убита» в наших головах. Хотя святые отцы предупреждают, что для спасения души нужно «иметь память смертную».

В заключение. Миссионер проповедует смысл жизни во всей полноте. Да, он призывает человека к несению Креста в восприятии смысла жизни как выполнения воли Божьей. И конечным результатом этого крестоношения  предлагает приход в Горний мир для продолжения жизни в благой вечности. Современный, толерантный пропагандист призывает человека к достижению блага здесь на земле, для удовлетворения всех своих желаний и наслаждений.  А то, что потом,  после смерти, скорей всего, будет скорбное крестоношение в вечности….. Об этом современные пропагандисты умалчивают. Они  говорят правду, чистую правду, одну только правду. Ту правду, которая им выгодна. И конечный итог жизни каждого из нас будет зависеть от того, какую правду мы выбираем.

Протоиерей Евгений Соколов

Фото: http://www.yoursmartmoneymoves.com/images/uploads/Do-Parents-Gifts-Come-With-Strings-Attached21.jpg 

Возврат к списку




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.