Можно ли измерить благодать?

Дата публикации:17.11.2016

В оккультной литературе часто встречаются утверждения о том, что святые мощи и чудотворные иконы оказывают целительное действие на людей своим сильным биоэнергетическим полем. К сожалению, подобные магические представления распространены и среди православных христиан, которые мало знакомы с догматическим учением Церкви. О том, что такие взгляды полностью противоречат христианству, рассказывает руководитель информационно-издательского отдела Архангельской епархии, бакалавр богословия Михаил Насонов.

— Это исключительно оккультное мировоззрение, которое не имеет никакого отношения к христианской вере. В сущности, это извод язычества пантеистического толка (пантеизм —  учение,  отождествляющее Бога и вселенную). Современные пантеисты-неоязычники считают, что природа наделена безличными энергиями и мы как часть этого мира, словно электроприборы, можем их накапливать и отдавать. В христианском понимании людей исцеляет не некая сила, исходящая от мощей и икон, а Сам Господь, Который являет через освященную материю Свою благодать. Вот что говорится в решении Седьмого Вселенского собора 787 года: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это через Христа, Который в них обитает». Ключевой момент здесь — в святых мощах обитает Сам Христос, именно Он по молитвам верующих и совершает чудеса, ибо для Бога нет ничего невозможного.

Люди, которые приходят к раке святого с оккультно-магической верой, что некая энергия их исцелит, никакого исцеления не получат. Оно дается только по вере и молитве ко Господу и угодникам Божиим. Господь дарует исцеление через искреннюю молитву и лишь в том случае, если это человеку сейчас полезно. Христианство в этом плане удивительная религия. В магии все просто: изложил набор магических формул, совершил магические действия и — результат гарантирован (только о последствиях никто не думает). Какие мы видим рекламные объявления: 100-процентый приворот, развод, успех в бизнесе… А христианство — религия личностного Бога, Который желает каждому человеку спастись. Это значит преодолеть узы греха и через соединение со Христом обрести жизнь вечную в Его любви и благодати. Это религия Бога-Отца, Который усыновил каждого из нас.

Кому-то нужно чудо, чтобы исцелиться от болезни. Скажем, неверующий человек, узнав свой диагноз — онкологию, пошел и приложился в последней надежде к святым мощам  и вдруг исцелился. Так он обрел веру. А бывают случаи противоположные. Помолился человек у мощей, а вскоре заболел неизлечимой болезнью. Но именно через эту болезнь, через страдания он пересмотрел всю свою жизнь и умер подлинным христианином. То есть Господь в зависимости от состояния человека может послать исцеление от смертельного заболевания, а может, как говорят христиане, даровать страшную болезнь. И в этом личном взаимоотношении Бога и человека заключено принципиальное отличие христианской веры от магии.

Обратимся к Евангелию и увидим, что Христос совершает чудеса по-разному. Кого-то Он исцеляет словом, кого-то через прикосновение (кровоточивая женщина просто коснулась края Его одежды и по своей вере получила просимое). А как Господь исцелил слепорожденного? Взяв землю, плюнув на нее, Он сделал брение и помазал им глаза страждущего. Мог Он исцелить без приготовления «лекарства»? Конечно! Все Евангелие назидательно для нас. В чем здесь назидание? Господь, когда делает брение  — являет тем самым прообраз любого православного Таинства, потому что в Таинстве нетварная Божественная благодать соединяется с материальной субстанцией. В Крещении это вода, в Миропомазании — миро, в Евхаристии — хлеб и вино. Сделав брение, Господь показал, что благодать может являть себя через материю.

Или же другой пример. Тень апостола Петра источала благодать: больных выносили на улицы и полагали так, чтобы тень проходившего ученика Христова падала на них. Здесь прослеживается связь с иконой. Тень — образ человека, слово «икона» на греческом языке переводится как «образ». В этом смысле любая икона — это тень первообраза (Христа, Божией Матери, святых). Не сама по себе тень святого Петра исцеляла людей, но благодать Божия, которая почивала на апостоле. Так же и через икону, по молитвам перед ней, исцеляет Сам Бог. В Евангелии говорится о купальне Вифезда. «Ангел Господень по временам сходил в нее, и кто первый входил по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). Опять же не вода, а благодать Божия даровала исцеление.  

Вопреки философии деизма с его главной идеей о том, что Бог после сотворения мира никаким образом не вмешивается в течение событий, христианство утверждает, что Бог непосредственно проявляет Себя в мире. Более того, ради спасения человека Он Сам воплотился в мире, приняв человеческую природу. Как пишут Святые Отцы, Бог  проявляет Себя в мире и человеке через Свои нетварные Божественные энергии. В этом термине нет никакого оккультизма. Греческое слово energeia переводится как действие, деятельность. То есть энергия в данном случае есть не что иное, как действие Бога в мире.

Сущность Творца непознаваема, но мы можем соприкоснуться с Божественными энергиями (Божественной благодатью). Это та тайна, о которой говорит Господь в Евангелии: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17:21) и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Через борьбу со страстями, покаяние, смирение, соединение с Господом в таинстве Причастия, христианин напитывается Божественными энергиями и начинает жить уже иной жизнью, в отблеске Горнего мира. Как пишет апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Хочу еще раз обратить внимание, что Божественные энергии — нетварные, то есть они изначально и предвечно исходили из Самого Бога. Их нельзя рассматривать в категориях материального мира, нельзя измерить, сравнить с чем-либо.

В тех местах и через те материальные предметы, которые почитаются как святые, особо явным образом действует нетварная Божественная благодать. Примеры такого понимания мы встречаем еще в Ветхом Завете. Из Книги «Исход» мы знаем о явлении Бога Моисею в виде горящего куста — неопалимой купинынеопалимой купины. Моисей увидел, что терновый куст горит, но не сгорает, и решил подойти поближе, но Господь запретил ему, сказав: «... Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Вездесущий и Всеосвящающий Бог назвал землю «святой» в том месте, где Он явился человеку особым образом.

В этой связи часто можно услышать вопросы: а что же «более благодатно» — сами мощи или частица мощей святого; а что «более эффективно» — отправиться ли в путешествие в город, где находится рака с останками  угодника Божия, или посетить ближайший храм с частичкой его мощей? Само по себе желание совершить паломничество благочестиво и связано с традицией преодоления трудностей на своем пути. Паломничество подразумевает некий труд, физический, духовный, молитвенный, аскетический. А когда на самолете долетел, погрузился в комфортабельный автобус и проехал по 15 храмам со святыми мощами, это скорее религиозный туризм.

Вот, скажем, в Бари у мощей святителя Николая люди, возможно, чаще получают просимое, чем, например, у частицы мощей святого в храме любого города. Но это не потому что в Бари от мощей «энергии» больше исходит, а именно потому, что люди преодолевали преграды, ехали за тысячи километров, молились, возлагали на эту поездку свои последние надежды. Вот если бы они столь же искренно открывали себя, молились и плакали в обычном храме, то и там бы услышали ответ на свою молитву. В этом смысле никакой разницы между мощами и их частицами нет. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Благодати в маленькой частице мощей ровно столько же, сколько в самих мощах. Разницы нет, все зависит от чистоты сердца и веры человека. Можно объехать весь мир, приложиться к 250 останкам великих угодников Божиих, но сделать это с холодным сердцем, — и чуда не произойдет. А можно ночью встать на колени перед маленькой бумажной иконкой и искренне, от всего сердца помолиться и получить просимое. Можно приложиться к мощам, и ничего не изменится, а можно приложиться к маленькой частице — и воспринять благодать Божию. То есть все зависит не от святых мощей, а от самого человека.

Конечно же, как я уже говорил, есть места, где благодать Божия особым образом пребывает, но, чтобы она коснулась твоего сердца, его нужно открыть. Господь может посетить тебя где угодно. Господь есть Любовь, и Он проявляет Себя везде. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8), — говорится в Писании. При этом нельзя впадать в протестантство, заявляя о том, что почитание святых, их мощей, икон вообще не нужно — есть только я и Христос. Святыни нужны как знак нашего благоговения. Мы храним память о дорогих нам людях, нам важно видеть их фотографии, беречь вещи, связанные с ними, — все это символы нашей любви. Мы дарим любимым людям цветы и подарки, пишем стихи, говорим ласковые слова. Как вера без дел мертва, так без них мертва и любовь. И святыни нужны нам для того, чтобы мы проявляли свою любовь и веру и получали в ответ любовь и милосердие Господа. Потому что суть христианства — это любовь, любовь к Богу и к ближнему.

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №4/2016

Возврат к списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.