Чудеса истинные и ложные

Дата публикации:20.12.2016

На праздник Успения Пресвятой Богородицы звучит замечательная молитва: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая» — то есть совершается чудо. И современная повседневная жизнь ничуть не лишена чудесного. Но что же есть чудо? Об этом говорит в беседе с нашими читателями митрополит Даниил.

Это противоречие естественным законам, нарушение привычного для нас течения жизни. Чудеса всегда были, есть и будут. Но они могут исходить и от Бога, и от дьявола. Знаем, что в конце мира придет антихрист, который сотворит множество чудес. Его пришествие будет «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2 Сол. 2:9-10). Кого? Погибающих. За то, что они не приняли истины для своего спасения. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, почему эти люди будут такими несчастными и прельстятся на эти чудеса. Потому что они не остановятся для размышлений, примут эти знамения, поскольку их дух будет родственен чудесам антихриста. Люди не живут в истине, не живут по заповедям Божиим.

Антихрист примет вид Бога, а его бесы — ангелов. Кто из современных людей не знаком с нашим учением, легко поверит — действительно, Бог пришел. Вот второе пришествие, вот Христос явился. Человек прельстится, потому что почувствует родство с этим греховным, плотским духом  —  подобное тянется к подобному. Но это произойдет в конце мира.

Скажем, почему люди идут к колдунам? Потому надеются, что произойдет некое чудо, нарушение естественных законов. И с целью обольщения человека эти ложные «чудеса» могут происходить.

Господь же действует по-другому.Он сотворяет чудо, которое полезно человеку и только тогда, когда тот сам готов измениться в лучшую сторону. Когда человек готов всякую неправду, ложь выбросить из своего сердца и сознания и начать борьбу с грехами. Объявить войну своим страстям, эгоизму.

Эгоистичный человек счастлив, когда ему служат, но, как только происходят метаморфозы, изменения в сознании человека, для него становится  счастьем послужить кому-то, сделать добро. В первую очередь нужно быть добрым человеком, неважно, кто ты: царь, воин, священник… Здоровье, богатство —  вторично. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8:36). Бог будет смотреть на наше сердце, поскольку самое главное — что происходит именно в нем. Вроде иногда люди делают добро. Но с каким сердцем? Можно милостыню дать так: на тебе, попрошайка, только уйди отсюда. Такое действие не угодно Богу. А можно и не подать милостыни из-за стесненности в средствах, но стать угодным Господу, сотворить милосердие просящему человеку своими мыслями, молитвой, жалостью: «Ему намного тяжелее, чем мне. У меня есть кров, близкие, а он ничего не имеет, и мне нечего ему дать. Господи, помоги ему». Все, сердце изменилось, молитва меняет сердце человеческое.

Чудеса окружают нас. Сколько у нас святынь! Почему некоторые иконы бывают чудотворными? Потому что Богу так угодно. Сила не в образах, пишет святитель Феофан, и не в людях, припадающих к ним, а в Божией милости. Как владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие своей милости. Воду освящаем, и она становится святой, исцеления происходят по молитвам перед определенной иконой; много всего — это милость Божия. А главное чудо в храме — вино и хлеб, которые после молитвы, после призывания имени Божия становятся Кровью и Телом Господа нашего Иисуса Христа, при этом не меняя своего внешнего вида. Мы, приходя в храм, соединяемся духовно и физически с Богом, становимся сотелесными Господу. Стать сотелесными Богу — что может быть выше? Это значит, что наша кровь теперь соединена со Христом, у нас одно кровеносное русло. Так образуется Церковь Христова. Вот это чудо.

Чудо - это и когда ты пришел в храм, исповедовался и выходишь оттуда обновленный. Никакой «телефон доверия» такое сделать не в состоянии. В Исповеди дается сила противиться греху. Когда человек долго не исповедуется, он становится рабом греха, бес его принуждает ко злому, и нет возможности сопротивляться. А в таинстве Исповеди не только прощается грех, но и дается сила избавления от него.

В древние времена людям открывался дар говорить на иных языках, воскрешать умерших, пророчествовать. Почему сейчас такого нет, почему ныне отъята от людей эта благодать, задает вопрос святитель Иоанн Златоуст и отвечает: не потому, что Бог хочет унизить нас, но, напротив, потому что оказывает великую честь. В то время люди, только отставшие от поклонения идолам, имели больше заблуждений, ум их был туп и груб. Они не знали, что такое благодать духовная, поэтому и явлены им были знамения. Невежественным людям требовались доказательства.

 

Мы часто думаем: хочется, чтобы чудо случилось именно со мной. Давайте вспомним слова святого Сисоя Великого о том, что дар видения своих грехов выше, чем дар воскрешения мертвых. Наградил Господь даром исцеления, видения будущего, но это все не твое, это тебе дали. А вот видение грехов —  твое, это то, что ты должен выпросить у Бога, это просто так не придет. Этот дар сопряжен с глубоким смирением и состоянием непадательным. Некоторые из тех, кто имел величайшие дары, — исцелял, воскрешал, пророчествовал, — заканчивали жизнь самоубийством или впадали в бесовское самообольщение и гордость. Самое главное, что мы должны просить у Бога, — не знамений, ни чудес, ни чистой молитвы, ни высокой любви, а «даруй мне, Господи, видеть мои прегрешения».

Мы находимся в состоянии гордости и тщеславия, которое у нас культивируется, наш эгоизм, наше я… Мы привыкли жить не по воле Божией, а по собственной, мы все своевольники. Сейчас в монастырях мало народу, потому что там нужно отказаться от своей воли. А мы не хотим, хотим жить так, как считаем нужным, а это страшно. Мы творение Божие, идеальное, то творение, которое Бог любит больше всего. Но Отец дает наследство сыну, когда видит, что тот будет следовать по его стопам, не промотает наследство. А нам нельзя дать ни один дар, нельзя дать чудо, потому что мы возгордимся и это чудо потеряем. Бог это видит. Как ребенку маленькому хрустальную вазу не дают.

Мы не должны искать чудес. Не ради этого живем, а для того, чтобы Господь простил наши грехи, очистил. Большая часть христиан приходит к спасительной пристани через страдания, беды, болезни. Бог не мстит нам, а, наоборот, готовит для «восстания нетления», где мы будем как ангелы на небе и лицо наше будет светиться, как солнце. Там будет целая палитра этих чудес, которые мы здесь и сейчас не в состоянии воспринять. Господь не хочет, чтобы мы погибли, и держит нас в состоянии покаяния, кротости. Только начальное, маленькое покаяние. И за это нам Господь дает благодать, которая наполняет сердце миром. Мир приходит с радостью, любовь — это еще больше радости.

Человек тратит время на молитвы, на чтение, на храм, на паломнические поездки, а в конце жизни окажется, что он не видел своих грехов. Чем больше мы погружаемся в сердце, тем больше видим свою греховность, и она помогает приобрести главную добродетель на этой земле — глубокое смирение, нищету духа, благодаря которой мы восходим до состояния любви.

 Господь пришел к нам в уничиженном виде, чтобы показать, что любовь Его смиренная, жертвенная. Человек видит свое несовершенство, понимает, что он без Бога ничего не может, постоянно спотыкается: «Господи, я опять  потерял с Тобой связь, потерял путь»... А как узнать — идет ли человек по пути к Богу или нет, или просто прикрылся Богом и идет в другую сторону? Это можно определить по отношению к окружающим. Если лучше относимся к людям, меньше их осуждаем, а больше жалеем, сочувствуем, значит, правильный путь. А можно притвориться, сказать, я всех люблю и всем улыбаюсь, но попробуй меня зацепи, я ответ такой дам!

Что же это за христианское смирение? Иной скажет: что же я, мальчик для битья? Сказал человек тебе правду в лицо, ты не должен изменить к нему своего отношения. Относился на троечку, относись теперь на четверочку, потому что тебе правду сказали. Вот как должно быть. Или начальник меня обругал, он у нас такой-сякой. Но он же спасает меня. Есть замечательные слова святого Исаака Сирина: кто уклоняется от обличения справедливого или несправедливого, тем самым уходит от своего спасения. То есть обличение — это спасение.

Меньше надо в состоянии озлобления пребывать. Еще нужно просить помощи Божией и Пресвятой Богородицы пережить посылаемое испытание, возможно, и несправедливое. Не нужно ни чудес, ни знамений. Вот одно знамение  — Ты, Господи, меня простил, я утром проснулся, я живой. Как святые отцы говорили: не называй Бога правосудным, если бы Он был правосудным, мы бы все уже горели в аду. Он не правосудный, Он милостивый, поэтому нужно просить прощения у Бога и за все Его благодарить.

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №5/2016  

Возврат к списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.