Тайна ангельского мира

Дата публикации:30.12.2016

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила отмечает Православная Церковь 21 ноября. Об ангельской сущности и сути служения Небесных Сил мы поговорили с заместителем руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии священником Димитрием Костюченко.

Кто такие ангелы?

Ангелы — это духовные существа, созданные по образу Божию. Их прямое служение — Творцу, как сказано в Ветхом Завете: «Видел я Господа... Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3). А косвенное — человеку. Вспомним, именно Архангел Гавриил сообщил Божией Матери весть о том, что Она родит Спасителя. Ангелы — служебные орудия Божии, они действуют Его благодатью.

О творении ангельских существ в книге Неемии есть такая фраза: «Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9;6). Из нее мы знаем, что ангелы — тварные сущности. В этом они похожи на человека.

Это знание подводит к следующему вопросу: когда были сотворены ангелы? В богословии существует две основных точки зрения. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст утверждали, что ангелы были сотворены прежде вещественного мира. Другие отцы полагают, что одновременно с миром вещественным. Важно понять, почему возникает второе мнение, почему нельзя согласиться с первым: ангелам, как тварным существам, нужно пространство, соответственно, они и мир вещественный возникают как минимум одновременно.

Вселенские и Поместные Соборы не выработали единого мнения по этому вопросу, есть лишь общий принцип: ангелы сотворены не позже четвертого дня, когда «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16).

Служение

Суть ангельского служения вытекает из самого слова «ангел», в переводе с греческого — «вестник». В истории Церкви есть сюжеты, которые касаются тайны ее домостроения, человеческого спасения. И в этой канве ангелы служат людям, сообщая им Божественные тайны. Ангел сообщает человеку информацию, которая ему нужна прямо сейчас, так, например, было со святым Захарием.

В Крещении каждому дается ангел — покровитель, традиционно мы называем его хранителем. Святые отцы, в частности святитель Григорий Богослов, говорят о том, что ангел может быть дан на краткий период времени даже некрещеному человеку для выполнения определенной миссии, как это, например, известно из Ветхозаветной книги Товита.

В богословии нет единого ответа на вопрос о функциях ангелов. Святые отцы традиционно применяли апофатический метод, другими словами, отрицающий. Так, мы точно знаем, что ангел не должен мешать человеку возрастать в святости. А значит, одна из его задач — помогать людям не грешить. Однако не надо представлять ангела неким суперменом, который отводит от человека все беды: они посылаются для преодоления трудностей и возрастания в добре и любви. То есть ангелы действуют в соответствии с  Промыслом Божиим о каждом из нас.

Кроме того, мы знаем, что когда человек грешит, ангел отходит от него. Соответственно, если человек ведет добродетельную жизнь, то он находится под особым ангельским покровом.

Ангелы могут воздействовать на ум, просветлять его, способствовать видению истины, пробуждать в человеке добрые желания, сострадание, милосердие.

Иерархия

Из текста, который относят к наследию святого Дионисия Ареопагита, «О небесной иерархии»[1], известно, что существует 9 чинов (упоминания о них мы встречаем и в Священном Писании): серафимы, херувимы и престолы — относятся к высшей ступени, господства, силы и власти — к средней, начала, архангелы и ангелы — к низшей. Однако мы окончательно не знаем, есть ли другие чины, и как они соотносятся друг с другом. Дионисий предположил, что иерархия строго вертикальная: «старший» ангел дает указание, и через все 9 чинов оно доходит до человека. Некоторые факты Священного Писания этому противоречат, так, например, пророку Исаии был послан серафим, который возвестил ему волю Божию (Ис. 6:6), хотя по Дионисию, серафим должен был передать это поручение низшим чинам.

Дионисий, рассказывая о небесной иерархии, опирался на свой внутренний опыт, священные тексты, традицию «ангельской» темы в Церкви. Например, когда человек был изгнан из рая, Бог поставил высшие силы — херувима — «охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). В самом тексте этот выбор никак не объясняется.

Кроме того, есть архангелы — Архистратиги небесных воинств — которые не входят в иерархию Дионисия. Они стоят выше всех. Так что вопрос об устроении ангельского мира остается открытым. 

Архангел Михаил — глава небесного воинства

Имя Михаил означает «Кто как Бог?». Этим возгласом Архистратиг остановил восстание возгордившегося денницы, посчитавшего себя равным Богу и сказавшего: «…взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14;13–14).

Когда сатана упал с неба, архангел Михаил уже был главой небесного воинства, но нам не всегда бывает понятно, кто в него входит: все ангелы или нет?

По всей видимости, есть какое-то воинство — это факт, оно возглавляется архистратигом — это второй факт и это воинство ведет духовную брань с темными ангелами — это тоже факт. Возглавляет светлое воинство восемь архангелов, среди них архангел Михаил.  

Борьба тьмы и света вечна, она началась, когда сатана отпал от Бога, и закончится со Вторым пришествием, когда Господь определит судьбы всех, в том числе и ангелов. 

Борьба ангелов света и тьмы

У темных сил есть иерархия, которая отражает небесную, и борьба ведется на всех уровнях. Конечно, противостояние этих сил разворачивается на человеческом поле. Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев очень точно сказал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Онтологическое свойство любого темного ангела — ложь, он может послать человеку злые помыслы, навредить плоти, тем самым породить ненависть к другому. Добрый мир пытается противостоять этому. Святые отцы говорили, что если бы нам было дано видеть ангелов, то мы бы ужаснулись тому, сколько вокруг нас темных сил. В Священном Писании есть четкое указание: князь мира сего сатана («ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31)), а его злые демоны находятся в воздухе, об этом говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Также сражения происходят и на социальном, и политическом поле: сатана, искушая Спасителя, предлагал Ему поклониться себе, и тогда все царства мира подчинятся Христу. Это библейское свидетельство говорит о том, что любое государство, отвергнувшее Евангельскую весть, подпадает под власть злых духов.

Цель всей этой борьбы — склонить человека на свою сторону. Ведь от кого в конечном итоге зависит судьба мира? Вспомним, людям дано задание: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Человек должен привести тварный космос, бытие в состояние обожения. Темная сила не хочет, чтобы люди исполнили завет Творца.

И все же, как бы ни боролись ангелы, ответственность за происходящее в мире несут только люди, ибо только их Бог одарил свободной волей и возможностью творить, преображая Вселенную.

Записала Дарья Андреева

Источник: "Вестник Архангельской митрополии" №5/2016

 




[1] Современная наука считает, что этот труд был создан на рубеже V-VI вв., поэтому его автора иногда обозначают именем Псевдо-Диоинисий



Возврат к списку




Публикации

Профессор Андрей Остапенко: Подростков не нужно «перекармливать» Православием
15 Дек 2017

Профессор Андрей Остапенко: Подростков не нужно «перекармливать» Православием


Интервью с профессором Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, автором более 700 публикаций по педагогике, психологии и антропологии Андреем Остапенко.

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.