Тайна ангельского мира

Дата публикации:30.12.2016

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила отмечает Православная Церковь 21 ноября. Об ангельской сущности и сути служения Небесных Сил мы поговорили с заместителем руководителя миссионерского отдела Архангельской епархии священником Димитрием Костюченко.

Кто такие ангелы?

Ангелы — это духовные существа, созданные по образу Божию. Их прямое служение — Творцу, как сказано в Ветхом Завете: «Видел я Господа... Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3). А косвенное — человеку. Вспомним, именно Архангел Гавриил сообщил Божией Матери весть о том, что Она родит Спасителя. Ангелы — служебные орудия Божии, они действуют Его благодатью.

О творении ангельских существ в книге Неемии есть такая фраза: «Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9;6). Из нее мы знаем, что ангелы — тварные сущности. В этом они похожи на человека.

Это знание подводит к следующему вопросу: когда были сотворены ангелы? В богословии существует две основных точки зрения. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст утверждали, что ангелы были сотворены прежде вещественного мира. Другие отцы полагают, что одновременно с миром вещественным. Важно понять, почему возникает второе мнение, почему нельзя согласиться с первым: ангелам, как тварным существам, нужно пространство, соответственно, они и мир вещественный возникают как минимум одновременно.

Вселенские и Поместные Соборы не выработали единого мнения по этому вопросу, есть лишь общий принцип: ангелы сотворены не позже четвертого дня, когда «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16).

Служение

Суть ангельского служения вытекает из самого слова «ангел», в переводе с греческого — «вестник». В истории Церкви есть сюжеты, которые касаются тайны ее домостроения, человеческого спасения. И в этой канве ангелы служат людям, сообщая им Божественные тайны. Ангел сообщает человеку информацию, которая ему нужна прямо сейчас, так, например, было со святым Захарием.

В Крещении каждому дается ангел — покровитель, традиционно мы называем его хранителем. Святые отцы, в частности святитель Григорий Богослов, говорят о том, что ангел может быть дан на краткий период времени даже некрещеному человеку для выполнения определенной миссии, как это, например, известно из Ветхозаветной книги Товита.

В богословии нет единого ответа на вопрос о функциях ангелов. Святые отцы традиционно применяли апофатический метод, другими словами, отрицающий. Так, мы точно знаем, что ангел не должен мешать человеку возрастать в святости. А значит, одна из его задач — помогать людям не грешить. Однако не надо представлять ангела неким суперменом, который отводит от человека все беды: они посылаются для преодоления трудностей и возрастания в добре и любви. То есть ангелы действуют в соответствии с  Промыслом Божиим о каждом из нас.

Кроме того, мы знаем, что когда человек грешит, ангел отходит от него. Соответственно, если человек ведет добродетельную жизнь, то он находится под особым ангельским покровом.

Ангелы могут воздействовать на ум, просветлять его, способствовать видению истины, пробуждать в человеке добрые желания, сострадание, милосердие.

Иерархия

Из текста, который относят к наследию святого Дионисия Ареопагита, «О небесной иерархии»[1], известно, что существует 9 чинов (упоминания о них мы встречаем и в Священном Писании): серафимы, херувимы и престолы — относятся к высшей ступени, господства, силы и власти — к средней, начала, архангелы и ангелы — к низшей. Однако мы окончательно не знаем, есть ли другие чины, и как они соотносятся друг с другом. Дионисий предположил, что иерархия строго вертикальная: «старший» ангел дает указание, и через все 9 чинов оно доходит до человека. Некоторые факты Священного Писания этому противоречат, так, например, пророку Исаии был послан серафим, который возвестил ему волю Божию (Ис. 6:6), хотя по Дионисию, серафим должен был передать это поручение низшим чинам.

Дионисий, рассказывая о небесной иерархии, опирался на свой внутренний опыт, священные тексты, традицию «ангельской» темы в Церкви. Например, когда человек был изгнан из рая, Бог поставил высшие силы — херувима — «охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). В самом тексте этот выбор никак не объясняется.

Кроме того, есть архангелы — Архистратиги небесных воинств — которые не входят в иерархию Дионисия. Они стоят выше всех. Так что вопрос об устроении ангельского мира остается открытым. 

Архангел Михаил — глава небесного воинства

Имя Михаил означает «Кто как Бог?». Этим возгласом Архистратиг остановил восстание возгордившегося денницы, посчитавшего себя равным Богу и сказавшего: «…взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14;13–14).

Когда сатана упал с неба, архангел Михаил уже был главой небесного воинства, но нам не всегда бывает понятно, кто в него входит: все ангелы или нет?

По всей видимости, есть какое-то воинство — это факт, оно возглавляется архистратигом — это второй факт и это воинство ведет духовную брань с темными ангелами — это тоже факт. Возглавляет светлое воинство восемь архангелов, среди них архангел Михаил.  

Борьба тьмы и света вечна, она началась, когда сатана отпал от Бога, и закончится со Вторым пришествием, когда Господь определит судьбы всех, в том числе и ангелов. 

Борьба ангелов света и тьмы

У темных сил есть иерархия, которая отражает небесную, и борьба ведется на всех уровнях. Конечно, противостояние этих сил разворачивается на человеческом поле. Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев очень точно сказал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Онтологическое свойство любого темного ангела — ложь, он может послать человеку злые помыслы, навредить плоти, тем самым породить ненависть к другому. Добрый мир пытается противостоять этому. Святые отцы говорили, что если бы нам было дано видеть ангелов, то мы бы ужаснулись тому, сколько вокруг нас темных сил. В Священном Писании есть четкое указание: князь мира сего сатана («ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31)), а его злые демоны находятся в воздухе, об этом говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Также сражения происходят и на социальном, и политическом поле: сатана, искушая Спасителя, предлагал Ему поклониться себе, и тогда все царства мира подчинятся Христу. Это библейское свидетельство говорит о том, что любое государство, отвергнувшее Евангельскую весть, подпадает под власть злых духов.

Цель всей этой борьбы — склонить человека на свою сторону. Ведь от кого в конечном итоге зависит судьба мира? Вспомним, людям дано задание: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Человек должен привести тварный космос, бытие в состояние обожения. Темная сила не хочет, чтобы люди исполнили завет Творца.

И все же, как бы ни боролись ангелы, ответственность за происходящее в мире несут только люди, ибо только их Бог одарил свободной волей и возможностью творить, преображая Вселенную.

Записала Дарья Андреева

Источник: "Вестник Архангельской митрополии" №5/2016

 




[1] Современная наука считает, что этот труд был создан на рубеже V-VI вв., поэтому его автора иногда обозначают именем Псевдо-Диоинисий



Возврат к списку




Публикации

Зачем вы это сделали?
8 Фев 2017

Зачем вы это сделали?


И теперь о ситуации официального обращения Церкви к руководству государства просьбой (вспомним просьбу нашего Президента об академиках) вывести аборты из системы ОМС и последующего  высокомерного пренебрежения данной просьбой представителями государственной власти. Возникают два вопроса: “Зачем вы это сделали? И что теперь делать?”

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения
16 Янв 2017

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения


Сегодня мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, человеком, прибывшим в столицу Поморья в самом начале 2011 года и за это время ставшим одним из самых авторитетных и цитируемых людей региона. Наш разговор – о преходящем, вечном и о человеке, постоянно ищущем себя между этих двух систем координат.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА
6 Янв 2017

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Архангельской митрополии Русской Православной Церкви!

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
6 Янв 2017

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА


В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия – Мессии.