Слово Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла епископу Плесецкому Александру

Дата публикации:01.05.2017

30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге и возглавил хиротонию архимандрита Александра (Зайцева) во епископа Плесецкого и Каргопольского (Архангельская митрополия). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Александра на служение.

Преосвященный епископ Александр!

В сей знаменательный день и час сердечно приветствую тебя и поздравляю с твоей личной пятидесятницей. Всемогущий Господь сподобил тебя ныне получить великий дар: благодатью Святого Духа ты сопричтен к апостольским преемникам — епископам Русской Православной Церкви. Не по твоим заслугам, а по милости Божией свершилось все сие. Помни об этом всегда и не превозносись, помни и не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14). Это памятование поможет тебе избежать многих искушений на предлежащем поприще архиерейского служения. Теперь же со смирением склони главу свою пред волей Небесного Владыки и со вниманием выслушай мое отеческое наставление.

В Первом соборном послании апостол Петр умоляет пастырей пасти «Божие стадо,.. не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). И я тебя настоятельно увещеваю: не господствуй, но подавай пример.

Непросто осуществлять этот завет, потому что слово «господство» нередко реализуется в совершенно конкретных деяниях священнослужителя, особенно же архиерея, которому Самим Богом через святых апостолов дано право вязать и решить (Мф. 18:18), принимать подчас очень строгие канонические решения. Со стороны они могут показаться проявлением господства одного человека над другим. Что же необходимо делать, чтобы ни у кого не создавалось впечатления о том, будто епископ господствует над стадом? Ответ мы находим во второй части этого дивного апостольского завета: подавая пример стаду (1 Пет. 5:3). Ведь если нет доброго примера, то самые безобидные действия могут восприниматься как господство, и тогда не будет доверия народа ни к словам, ни к делам твоим. Вот почему исполнение этой заповеди является непременным условием успеха любого иерархического служения в Церкви.

Чтобы подавать пример другим, нужно самому неослабно трудиться, усердно молиться и быть чуть выше тех, кто хотел бы равняться на тебя. Но чтобы стать таковым, ты должен всегда помнить о том, что пример будет неубедительным, если ты будешь пытаться лишь искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Ведь народ, который и составляет Церковь, обмануть невозможно.

А это значит, чтобы являть подлинный вдохновляющий пример, нужно самому много думать и работать. И не только над тем, чтобы честно и ответственно исполнять свои непосредственные обязанности, свое служение и административный долг, но и над самим собой работать, над своим сердцем, над своим внутренним миром, дабы, Богу содействующу, преодолевать грехи и человеческие немощи. Только так поступая, сможешь и ты вслед за апостолом со смирением и дерзновением призывать свою паству: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).

Хочу подчеркнуть еще раз: сегодня ты возведен в архиерейское достоинство не для самоутверждения и господства над другими, а для сугубого и жертвенного служения, для просвещения и спасения людей, для убедительного и ясного свидетельства о любви и правде Божией.

В наше лукавое время, когда мы слышим немало правильных слов и при этом видим много неправедных дел, особенно важно, чтобы люди Церкви подавали пример иной жизни, жизни по Евангелию. И на тебе как на епископе лежит особая ответственность за то, чтобы нормы веры становились нормой жизни наших современников, чтобы христиане были бы не номинальными прихожанами, посещающими храмы лишь по праздникам, а солью земли и светом миру (Мф. 5:13-14). Для этого всем, и священнослужителям в первую очередь, надлежит ходить пред Богом (Быт. 6:9), как учит нас слово Божие, и исполнять Его заповеди, не позволять душе лениться и не проводить время в праздности, носить бремена друг друга (Гал. 6:2) и быть внимательными по отношению к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Ибо с добрым сердцем соучаствуя в жизни и судьбе других людей, человек не только являет веру, действующую любовью (Гал. 5:6), но и обретает особую радость и подлинное счастье, которого так ищут и которого порой, увы, не знают и не могут достичь многие.

Внутренняя духовная опустошенность — одна из главных бед современного человека. «Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить», — предупреждал еще в начале минувшего столетия святитель Николай Сербский, известный архипастырь, богослов и духовный наставник. Как часто в погоне за миражами и мнимыми ценностями люди растрачивают силы, истощают жизненные ресурсы, наносят вред не только окружающим, но и своей собственной душе. Задача Церкви — остановить этот бессмысленный бег на месте, помочь человеку правильно сориентироваться, указать на его ошибки и вывести на спасительный путь.

Ныне во время совершения Таинства хиротонии мы соборно молились о том, чтобы содействием благодати ты стал подражателем Истинного Пастыря, душу Свою положившего за овцы, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире (Чинопоследование архиерейской хиротонии). Таковые слова были произнесены над твоей главой в момент хиротонии. А это означает, что ты как любящий отец и заботливый врач должен относиться ко всякому человеку, пусть даже и последнему грешнику, ибо, как говорит Господь в Евангелии, не здоровые имеют нужду во враче, но больные; и Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5:31-32).

Высоко и ответственно архиерейское служение. Нелегок сей жребий, но сколь важны труды, способствующие преображению и духовно-нравственному возрастанию людей, особенно молодежи. Тебе вверяется попечение о клире и пастве новоучрежденной Плесецкой епархии, входящей в состав Архангельской митрополии, а также миссионерская забота о тех наших современниках, которые пока не просвещены светом Евангелия и все еще пребывают вне спасительной ограды Церкви.

Взирая на пример жизни многих святителей и подвижников, новомучеников и исповедников, пострадавших за веру, в том числе и на Поморской земле, стремись совершать свое служение «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:6-7). И это будет лучшим средством убеждения и привлечения людей к Церкви. Да споспешествует тебе в твоем начинающемся ныне архипастырском служении помощь Всещедрого Владыки.

Теперь же прими сей жезл и преподай благословение народу, вместе с нами молившемуся о ниспослании тебе обильных даров от Творца и Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Возврат к списку




Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...