Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Как начиналась новая эра

Дата публикации:28.12.2017

Февраль пустил все на самотек… На берега Невы выплеснулась народная бунтарская стихия. В поисках свободы люди начали создавать один из самых кровавых режимов в мировой истории. О событиях 1917 года размышляет историк Ольга Чуракова, доцент САФУ.

События февраля — марта 1917 года стали судьбоносными для России, без них не случился бы Октябрь. Аксиома. Что же произошло в феврале? Принятое клише — нехватка хлеба в Петрограде привела к революции — не совсем верно, хотя бунты действительно были. По старому стилю 8 марта совпало с 23 февраля. Женщины отмечали праздник, поддерживали рабочих, уволенных с завода, почти неделю митинговали. К митингующим присоединился Петроградский гарнизон, и это событие стало ключевым. Солдаты не хотели стрелять в демонстрантов, повели себя как граждане России. Они перешли на другую сторону баррикад, и начальство ничего не могло сделать. То есть началась революция все же «снизу».

В это время в царской семье

Есть группа историков, утверждающих, что виноваты «верхи», в частности династия Романовых. Действительно, ситуация была сложной, двоюродные братья – великие князья – не поддерживали друг друга. Николай II разрывался между позициями жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, пересматривал собственные взгляды. В последнее время на страницах прессы развернулась дискуссия: заставили Николая II подписать отречение от престола или он подписал его добровольно? Так или иначе, государь подписал не отречение династии Романовых, а отречение в пользу младшего брата Михаила. Михаил Александрович был женат на актрисе, к тому же разведенной. А это скандал в благородном семействе. Супруги жили в Париже, Михаил большую часть времени проводил в Европе. И 3 марта 1917 года он повел себя как цивилизованный европейский человек, сказав, что согласен быть императором, только если на это будет воля народа. Вопрос должен был решиться на Учредительном собрании 5 января 1918 года.

Николай II из Ставки вернулся в Царское село, где в изоляции находились его жена и дети. Семью арестовали. Получается, именно подданные отреклись от правящей династии. Причем еще в 1913 году страна ликовала и с умилением смотрела на церемонии, посвященные 300-летию Дома Романовых.

Сила без власти, власть без силы…

27 февраля в Петрограде был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, выбран исполнительный комитет. Сила без власти! Ведь легитимной власти у Совета не было, это всего лишь орган самоуправления. Получилось, что Петроградский совет сам провозгласил себя властью страны.

Была еще «власть без силы» – Временное правительство. Члены комитета Государственной думы создали тогда же временный комитет. Они были «избранники народа», кроме того, легитимности им добавил брат Николая II. Михаила Александровича Романова обвиняют в том, что он «сдал» династию, сдал позиции страны, поскольку именно он позволил руководить Россией до Учредительного собрания Временному правительству. Но правительство — это исполнительная власть. Однако оно издавало и декреты, поскольку кому-то надо было их издавать. Но и Петроградский совет депутатов тоже издавал декреты. Например, знаменитый декрет №1, который демократизировал, а по сути развалил армию. Шла Первая мировая война. И командованию армией пришлось принимать экстренные меры, вплоть до смертной казни за мародерство и бегство с поля боя.

«Да здравствует свобода!»

Тем временем в стране отмечали праздники революции. Временное правительство огласило по всей державе: у нас новая власть, свобода, которую долго ждали, — празднуйте. В выходные в начале марта по всем городам проходили митинги. Такой митинг состоялся и в Архангельске 10 марта 1917 года. В этот день на Соборной площади у кафедрального собора собралось около 20 тысяч человек. Антураж дополнили фигуры рабочего и солдата, красные полотна с вышивкой «Да здравствует свобода!». Торжественность действу придало шествие военных полков.

В этих событиях Церковь приняла самое активное участие. Духовенство отслужило молебен, не в честь новой власти, а в память о погибших в Петрограде в февральских столкновениях с царской полицией и войсками жертвах революции. Церковь сыграла благотворную гуманитарную роль в эти дни: архангельские священники обратились к жителям города с призывами провести праздник без эксцессов, мирно и трезво.

1917 год — особый период в русской истории. С одной стороны, это единственный дореволюционный период демократического развития: многопартийность, масса издаваемых журналов, различные собрания — так люди искали альтернативные пути государственного развития. С другой стороны, это было время, как принято сейчас говорить, «системного кризиса»: политического, социального, продовольственного, промышленного, транспортного, к тому же шел четвертый год войны. Положение усугублялось отсутствием жесткой власти. Временное правительство постоянно меняло свой состав. К августу 1917 года глава правительства А.Ф. Керенский все более поддавался давлению Советов, которые позиционировали себя как власть и продолжали «демократизировать», а зачастую деморализовать армию. Поскольку необходимо было восстановить боеспособность войск, главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов предпринял попытку сместить Керенского, дабы заменить его правительство на людей, менее зависимых от власти Советов. Однако чтобы остановить войска, двигавшиеся с Корниловым на Петроград, Керенский вооружил жителей столицы. Этим воспользовались большевики, надеявшиеся обратить это оружие против самих властей. Они подгадали свое выступление под Второй Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, куда явились с декретами, которые и были приняты.

Триумфальное шествие… диктатуры

Члены большевистской партии воспользовались эсеровским лозунгом: «Земля — крестьянам». Эсеров крестьянская масса знала хорошо: они предполагали забрать землю у помещиков, не умеющих распоряжаться ею разумно, и отдать крестьянам в частные руки. Крестьяне проголосовали за декрет, очевидно, не дочитав до конца, а там было сказано о национализации земли… Однако декреты о земле и мире, призыв закончить непопулярную к тому времени войну сделали свое дело: II съезд Советов проголосовал за создание нового правительства – Совета Народных Комиссаров во главе с Владимиром Лениным. В стране началось «триумфальное шествие советской власти». Но, к примеру, на Севере России Советскую власть признали лишь в феврале 1918 года.

Много лет назад архангельский ученый, легендарная Ксения Петровна Гемп говорила мне, что революцию сделали люди, которые перестали верить в Бога. Они сочли, что вправе убрать с престола богопомазанного царя, которому сами же приносили клятву. Позже Россия превратилась в настоящее общество воинствующих безбожников. В основном это были люди, которые участвовали в событиях Октября, либо приняли власть большевиков.

Наверное, очень значимо, что Октябрьскую революцию Церковь не поддержала. Если в февральские дни она сыграла роль миротворца, то октябрьские события встретила холодно. Конфликты с новой властью начались спустя несколько месяцев: в январе 1918 СНК издал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Как полагают историки, государство тем самым лишило Церковь прав юридического лица. Государство закрыло банковские счета храмовых приходов и монастырей, посчитало себя вправе провести национализацию имущества Церкви — реквизировать церковные ценности. Это были святыни, и, конечно, духовенство отстаивало их. Многие архангельские священники погибли в годы Гражданской войны, ведь именно тогда начались репрессии служителей Церкви.

Изгои как следствие

По Конституции 1918 года духовенство лишилось избирательных прав и, как все «лишенцы», стало изгоем в государстве диктатуры пролетариата. В мае 1919 года «Архангельские епархиальные ведомости» опубликовали письмо Союза духовенства и мирян Архангельска, в котором выражался «протест по поводу отношения Советской власти к Православной Церкви, ее святыням и священнослужителям». В этом послании северяне протестовали «против мучений и убийств православного духовенства, против всякого рода арестов и... осквернения храмов и святынь». Несмотря на противодействие Церкви, в советском государстве продолжалось «триумфальное шествие» диктатуры. Известно всем, что Ленин заявлял о диктатуре пролетариата: не интеллигенции, не дворянства, не крестьян, не духовенства, а пролетариата! По данным журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (№3, 2010), уже к осени 1929 года, по отчетам Наркомата юстиции РСФСР о национализации монастырского имущества, только у российских обителей было изъят капитал на сумму 4 247 667 520 рублей.  В первые десятилетия правления новой власти шел процесс разрушения веками создававшегося института Русской Православной Церкви, священники подвергались репрессиям, храмы — уничтожению. И все это – следствие рокового 1917 года.

Источник: "Вестник Архангельской митрополии", №5/2017


Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.