Союз православных женщин: преемственность традиций

Дата публикации:16.08.2018

Международная общественная организация «Союз православных женщин» в 2018 году отмечает свой 100-летний юбилей. Истории создания в 1918 году в Москве Союза православных женщин и сохранению его традиций в возрожденном в 2010 году одноименном объединении посвящена статья кандидата исторических наук и члена Правления МОО  «Союз православных женщин» Ольги Владимировны Розиной.

Современное состояние российского социума характеризуется возрастанием роли общественных организаций в становлении гражданского общества, что, с одной стороны, отражает стратификацию общества, а с другой является демонстрацией различных позиций граждан по вопросам прошлого, настоящего и будущего страны.

Среди множества общественных объединений немаловажное значение имеют православные организации, созданные верующими гражданами во внерелигиозных сферах (религиозные миссии, молодежные, женские, политические общности). Необходимость совершенствования диалога Русской Православной Церкви и общества привела к созданию 31 марта 2009 года специального Синодального отдела, который 24 декабря 2015 года был реорганизован в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Одним из некоммерческих и добровольных православных объединений является Международная общественная организация «Союз православных женщин», учрежденная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Решение о ее создании было принято на I Форуме православных женщин, состоявшемся при участии Патриарха 3-4 декабря 2009 года. Оно было поддержано Священным Синодом, который на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 113) определил: «Считать важным претворение в жизнь предложений о консолидации православного женского сообщества путем учреждения Союза православных женщин». Учредительное собрание Союза состоялось 25 июня 2010 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2010 года). На заседании 26 июля 2010 года Священный Синод (журнал № 86) одобрил учреждение организации и принял решение «рекомендовать епархиальным Преосвященным оказывать поддержку созданию региональных отделений «Союза православных женщин».

Важность создания Союз православных женщин определяется той ролью, которую занимает в Церкви женщина, а актуальность – теми вызовами современности, которые искажают как природу самой женщины, так и ее служение в семье и обществе.

Вместе с тем деятельность вновь созданной организации – это восстановление прерванной в отечественной истории традиции. Как известно, преемственность традиций – это не только и не столько преемственность содержания, сколько передача ценностей, а дискретность этого процесса приводит к разрушению духовных основ существования общества и исторической памяти. Поэтому возрождение Союза православных женщин в новых исторических условиях – важный шаг по духовно-нравственному оздоровлению российского общества. 24 июня 2018 года отмечается 100-летие этой общественной организации.

Создание Союза православных женщин в 1918 году и его первые шаги только недавно стали предметом научного исследования. Как отметила сопредседатель Правления возрожденного Союза Н.Б. Жукова, вспоминая его организацию, «инициаторы создания не знали о том, что с 1918 года такой Союз работал, но, видимо, по воле Божией записанные в нашем Уставе цели и задачи совпали с теми, которые ставились в сложные для Церкви годы Советской власти»1. Начало изучения истории Союза православных женщин было положено Е.В. и Н.А. Беляковыми, Е.Б. Емченко, а публикацию некоторых документов подготовила Н.А. Кривошеева2.

После событий февраля-октября 1917 года началась эпоха гонений на верующих и Церковь. Выступая 22 декабря 2016 года на Епархиальном собрании Москвы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «революционные события 1917 года, в результате которых к власти пришли радикальные политические силы, насаждавшие идеи атеизма и материализма, повлекли за собой, слом традиционного уклада жизни и обернулись страшными последствиями: продолжительной и кровопролитной Гражданской войной, вынужденным исходом множества наших соотечественников за рубеж, массовыми репрессиями новой власти в отношении несогласных»3.

В период драматических событий лета 1917 – осени 1918 года произошло судьбоносное явление в духовной истории России: состоялся Всероссийский Поместный собор Русской Православной Церкви, положивший конец синодальному периоду ее истории и восстановивший патриаршество. В конце октября 1917 года Патриархом Московским и вся Руси был избран святитель Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября (4 декабря). На 11 и 16 заседаниях Поместного собора в докладах Отдела о церковной дисциплине и решениях Синода уделялось внимание роли женщины в Церкви и церковной жизни4. Отметим лишь факт существования летом 1917 г. «Содружества женщин для церковной работы», приветствие от которого поступило в адрес Собора5.

После октября 1917 года начался поиск форм приходской жизни в новых условиях, а 30 января 1918 года православные верующие Москвы на собрании представителей приходских советов создали Совет объединенных приходов. Инициатива была поддержана Поместным собором, который на заседании 18 апреля 1918 года объявил о создании Всероссийского союза приходов6.

В условиях социальных потрясений и грядущих гонений именно добровольные объединения верующих могли стать той силой, которая способна оказать хоть какое-то сопротивление и помощь пострадавшим. Поэтому в постановлении Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси Тихона о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти за № 65 от 15(28) февраля 1918 года указывалось на важность объединения мирян в союзы при всех церквах, монастырях и учебных заведениях: «При всех приходских и бесприходских церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства»7. В этом же документе содержалось указание на цели таких объединений, давались рекомендации по названию: «Союзы эти должны иметь просветительные и благотворительные задачи и именования, они могут быть под председательством мирянина или священника, но не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица»8.

Дело в том, что п. 12 Декрета СНК РСФРС от 23 января (2 февраля) 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал церковные и религиозные общества статуса юридического лица и собственности9. В ходе реализации Декрета все церковное имущество и здания по договору передавались во временное пользование приходским общинам. Единственной легитимной формой осуществления церковно-общественного служения становились различные объединения верующих, среди которых важное место занимали женские организации.

Об особой роли женщин в просветительской деятельности, сохранении церковного имущества и храмов от разграбления и поругания 30 января (12 февраля) 1918 года писал Патриарх Московский и всея Руси Тихон в Открытом письме священнику Томской епархии Николаю Троицкому: «Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают Церковь Божию. Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, что найдете полезнее по местным условиям»10.

Православные женщины Москвы откликнулись на это решение священноначалия, и летом 1918 года в исполнительное бюро Совета объединенных приходов было подано заявление, подписанное 17 женщинами, о создании Союза православных женщин с целью координации приходской работы и обмену опытом. К идее создания Союза православных женщин пришли бывшие слушательницы богословских чтений протоиерея А.М. Иванцова-Платонова (1836–1894), доктора богословия, заслуженного профессора Московского университета. В заявлении содержалась просьба назначить на 11 (24) июня первое общее собрание православных женщин для выбора правления Союза и определения основных направлений его работы.11

Собрание и создание Союза православных женщин состоялось в Соборной палате Епархиального дома (Лихов переулок д.6). Вскоре здание было разграблено и несколько лет находилось в запустении. Затем было использовалось различными учреждениями и ведомствами. Здесь последовательно располагались Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Центральная студия документальных фильмов. В наши дни оно вновь передано Церкви и после реставрационных и ремонтных работ стало одним из корпусов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.12-

Но тогда, в июне 1918 года, в Соборной палате собрались православные женщины Москвы, и заседание было открыто председателем Совета объединенных приходов, бывшим обер-прокурором Святейшего Синода А.Д. Самариным. Он сообщил сведения о возникновении женской организации, как отделения Совета13. Затем выступил П.И. Астров – юрист, член Поместного собора.

В выступлениях участниц подчеркивалась важность координации работы приходов под руководством духовенства. При этом отмечалась, что она должна быть «проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место»14. Так, в выступлении М.Н. Кривоблоцкой предлагалось за основу взаимоотношений взять опыт православных сестричеств, «равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня»15.

Председателем Союза православных женщин была избрана Софья Дмитриевна Самарина (1863–1934), старшая сестра Александра Дмитриевича, бывшая фрейлина императрицы Александры Федоровны. По воспоминаниям Е.А. Чернышевой-Самариной (дочери Александра Дмитриевича), «семья моего отца была исключительной по своим твердым убеждениям и моральным устоям. Это была старая московская дворянская семья, принадлежавшая к высшему дворянскому кругу и жившая в традициях этого круга, но, помимо и выше традиций дворянских, в семье Самариных незыблемо хранились устои Православия. На этих основах семья Самариных строила свои убеждения, твердые и в то же время отличавшиеся большой внутренней свободой взглядов, это ставило их в несколько обособленное положение в их круге. Самарины никогда не принадлежали к каким-либо партиям и группировкам и тем более были далеки от всяких интриг. Самарины всегда имели мужество держаться своих убеждений и, если это было нужно, высказывать свои взгляды при любых обстоятельствах. Эта непреклонность и прямота внушала уважение к ним даже среди людей совершенно других убеждений»16. Софья Дмитриевна посещала лекции по литературе и истории, а также много занималась общественной работой «с детьми в городских школах, приютах и детских колониях»17. В Центральном государственном архиве Самарской области сохранилось прошение С.Д. Самариной самарскому губернатору А.С. Брянчанинову от 14 октября 1904 г. об открытии за ее счет и под ее ответственность в селе Спасском Самарского уезда бесплатной народной библиотеки-читальни. В документе указано, что «ближайшее заведывание библиотекой соглашается взять учительница Спасского имени Ю.Ф. Самарина начального училища Александра Михайловна Кильдюшевская. Библиотекарем желаю пригласить крестьянина села Спасского Прохора Бардина, грамотного»18.

В своем выступлении на учредительном заседании Союза православных женщин 11(24) июня 1918 года С.Д. Самарина наметила основные направления работы новой организации и ее организационную структуру. Предполагалось, что Союз будет иметь 7 отделов: 1) сбор сведений о деятельности женщин в приходах; 2) детского воспитания; 3) обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) сбора книг и библиотечный; 5) помощи нуждающимся в пище и одежде; 6) помощи заключённым за исповедание веры; 7) разведения шелковичных червей «как лёгкого, доступного и удобоприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по большому спросу на шелковичные коконы»19.

Работа Союза православных женщин была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Тихоном.

Епископ Вятский и Слободской (с 1925 г. митрополит) Никандр (Феноменов) передал Отделу помощи заключённым неполный список находящихся в московских тюрьмах священнослужителей.20

31 апреля 1919 года Патриарху Тихону был представлен отчет о деятельности этого Отдела, который начал работу уже через неделю после создания. Его заседания проходили еженедельно под руководством Бюро в частной женской гимназии Н.П. Щепотьевой в Кисловском переулке. В отчете упоминаются наиболее активные работницы Отдела (Л.В. Фицнер, М.Я. Федорова, Руднева, Купер, Н.Л. Рогозина, М.Н. Кривоблоцкая, Д.И. Давидова, З.В. Васильева, С.Е. Колоколова, Н.М. Колоколова) и содержатся сведения о характере помощи конкретным заключенным. В резолюции Патриарха содержится указание на необходимость передачи этого документа членам делегации по переговорам с СНК о защите прав Церкви..25 апреля (7 мая) 1919 года Отделу Союза православных женщин была выражена благодарность Высшего Церковного Совета21.

Восстановление истории Союза православных женщин продолжается, а Союз православных женщин готовится к своему 100-летнему юбилею.

В наши дни Союз православных женщин – Международная организация, имеющая на 1 января 2017 года филиалы в Республиках Армения, Литва, Узбекистан, отделения в Республике Хакасия, в Белгородской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областях, Ставропольском и Чукотском краях. Созданы самостоятельные организации на Украине (в Днепропетровске – Всеукраинская общественная организация «Союз православных женщин» и в Киеве – Собор православных женщин Украины), Витебский областной союз православных женщин (Республика Беларусь), Республиканская общественная организация «Союз православных женщин Приднестровья» (Тирасполь), Волгоградский областной союз православных женщин, Союз православных женщин в Оренбургской, Ульяновской областях, Союз православных женщин Камчатки. Руководители самостоятельных Союзов с их согласия избраны в Совет МОО «Союз православных женщин»22.

МОО «Союз православных женщин» проводит большую и разнообразную работу по консолидации и координация усилий общественных объединений и граждан в осуществлении духовно-просветительской, культурной, благотворительной, миссионерской деятельности. В 2012 года для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были подготовлены Концепция правовой зашиты семьи и проект Закона о повышении правового статуса семьи. Документы были переданы на рассмотрение депутатов Государственной Думы ФС РФ VI созыва. В 2013 году организация участвовала в обсуждении «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года». В 2013–2016 годах реализован ряд социально-значимых проектов по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию. В 2009–2014 годах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при его участии проведено три Международных Форума православных женщин. С 2011 года Союз активно участвует в проведении Международных Рождественских образовательных чтений, Соборов и Соборных слушаний Всемирного Русского Народного собора, а также с 2010 года проводит Международные и Региональные научно-практические конференции в различных регионах страны и зарубежья, а также конкурсы и фестивали. Союзом православных женщин издано 65 сборников и учебных пособий для учителей по проблемам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания молодежи. Региональные отделения проводят большую просветительскую работу и оказывают помощь малообеспеченным семьям23.

В целом МОО «Союз православных женщин» стал заметным явлением в духовной, просветительской и политической жизни современного российского общества.

В январе 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил создание оргкомитета по подготовке и проведению в сентябре 2018 года съезда МОО «Союз православных женщин», посвящённого 100-летию организации.

Примечания

1.     Жукова Н.Б. Женский подвиг в истории России. К 100-летию Союза православных женщин // Русь Державная № 3 (271) 2017. С. 7

2.     Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле. 2011. 780 с.; Белякова Е.В., Белякова Н.А. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009, № 3(48), с.220–234; «Забота о братском посещении арестованных». Вступ. статья, публикация, примечания Н А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Выпуск II. 2011, № 3 (40), с.72–79.

3.     Святейший Патриарх Кирилл: Нельзя умалять ни подвиг нашего народа, ни беды, которые претерпела наша Родина после 1917 года // [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4720576.html

4.     См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репринтное издание 1918 г. М.: Новоспасской монастырь. 1994–1996. Т.1, с. 150 и 179. Т. 4, с. 24; Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М.: Изд-во Новоспасского монастыря. 1994–2000. Вып. 4, с. 47.

5.     Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репринтное издание 1918 г. М.: Новоспасский монастырь. 1994–1996. Т.1, с. 150.

6.     Совет объединенных приходов в силу политической ситуации в стране так и не стал Всероссийским. В Москве он просуществовал до ноября 1919 г., затем был признан большевиками контрреволюционной организацией с привлечением к суду 19 обвиняемых, состоящими членами Союза. 16 ноября 1920 г. организаторы А.Д. Самарин и Н.И. Кузнецов были приговорены к расстрелу. Через два месяца приговор был заменен на заключение в концлагерь. Остальные обвиняемые были приговорены к различным срокам заключения // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т.2. протоколы соборного совета/ отв. редактор А И. Мраморнов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2013; СМ.: Шарипов А. М. Всероссийский союз объединенных приходов Православной Церкви (1917-1919) // Православная энциклопедия. М., 2005. Т.9. С.686-687. В Петрограде «Общество приходов…» просуществовало так же недолго (1919–1922) , как и «Союз..» в Москве. Его председатель Ю.П. Новицкий был расстрелян вместе с владыкой Вениамином и двумя мучениками в результате Петроградского «Процесса 1922 г.

7.     Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.97–99.

8.     Там же. С.97.

9.     Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/

10.                   Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994, с. 89.

11.                   Еженедельник Совета Объединенных приходов г. Москвы  № 10 от 27 мая/9 июня 1918 г. (гектограф) // Православная Москвы в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004. С. 322–323.

12.                   См. подробнее: Козлов В.Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902-1918. М.: Издательство ПСГУ, 2015. 653 с.

13.                   ЦГАМО. ф. 5062. Оп.3. Д. 6. Л. 336–336 об // Православная Москва в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004, с.324–325.

14.                   Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://biznes-knigi.com/avtor-nadezhda-belyakova/3501-zhenschina-v-pravoslavii-cerkovnoe-pravo-i-ros...

15.                   Там же.

16.                   Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: Изд-во ПСТГУ, 2001, с.122.

17.                   Там же, с.131.

18.                   Прошение фрейлины императрицы Софьи Дмитриевны Самариной самарскому губернатору А.С. Брянчанинову об открытии в селе Спасском бесплатной народной библиотеки-читальни. 14 октября 1904 г. // ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 233. Д. 1900. Л. 1.// Самарское дворянство в истории России [Электронный ресурс] URL: http://regsamarh.ru/info_act/CGASO_Exhibitions/dvoryanstvo/

Село Спасское было основано в 1783 г. в 2 верстах от центральной усадьбы Васильевское (ныне Приволжье) и находилось во владении рода Самариных ([Электронный ресурс] URL: http://www.zags63.ru/letopis_privolgie). Здесь в 1784 г. была построена Спасская церковь, со временем обветшавшая. При освещении новой каменной церкви присутствовал герой войны 1812 г. Д.В. Давыдов ([Электронный ресурс] URL: http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/god_kultury_-_2014/144919/). В начале ХХ в. «волжской вотчиной» (села и деревни Спасское, Васильевское, Озерецкое, Аннино, Гремячево-Дубровки и др.) владел младший брат Софьи Дмитриевны Сергей Самарин (1865–1929). Летом здесь собиралась вся многочисленная семья Самариных. ([Электронный ресурс] URL: http://rodnoi-zemli-istok.narod.ru/bek/bek.html)

19.                   Еженедельник Совета Объединённых приходов № 11 от 12/25 июня 1918 г. // Православная Москва в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Авторы-составители А.Н. Казакевич, В.В. Марковчин, Т.С. Тугов, А.М. Шарипов. М.: Изд-во Главного архивного управления Москвы. 2004, с. 324.

20.                   «Забота о братском посещении арестованных». Вступ. статья, публикация, примечания Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Выпуск II. 20111, № 3 (40), с.75–76.

21.                    Там же, с.76–78

22.                   См подробнее: [Электронный ресурс] URL: http://союзправославныхженщин.рф/

23.                   См. подробнее: Международная общественная организация «Союз православных женщин». М.: МОО СПЖ, 2017.

Союз православных женщин: преемственность традиций // Российская государственность и Русская Православная церковь: эволюция институтов светской и духовной власти: материалы конференции / под ред. Ю.Ю.Иерусалимского. Ярославль: «Индиго», 2018_640 с. С. 501–513.

Розина Ольга Владимировна,
член Правления МОО  «Союз православных женщин»,
доцент Московского государственного областного университета,
почётный работник высшего образования РФ,
кандидат исторических наук

Источник: http://союзправославныхженщин.рф

Возврат к списку




Публикации