«Чтобы ребеночек не болел…»

Дата публикации:17.04.2019

В комнату для проведения огласительных бесед при храме входит небольшая группа людей. Мужчина средних лет, молодые мама и папа с малышкой-дочкой и ее крестная. Все занимают свои места и после недолгих представлений переходят к сути дела.

— Итак, мой первый вопрос будет касаться вашей мотивации. Почему или для чего вы хотите совершить таинство Крещения? — начинает разговор священник.

— Для защиты, — уверенным голосом отвечает мамочка.

— От метеоритов?

— Почему от метеоритов?

— А от чего? Согласитесь, начало «для защиты» предполагает некое продолжение. Для защиты от вирусов, от кариеса, от коррозии, от перегрева или замерзания и т. д. От чего?

— Ну от всего, — вступает в разговор папа.

— Перечисленного?

— Нет, от всего плохого, я имею в виду, — добавляет он.

— От болезней, невзгод и проблем?

— Да-да, — одобрительно закивали все, дескать, наконец-то батюшка все понял. Однако…

— Скажите, пожалуйста, вы крещены? — обращается священник к предполагаемой крестной маме.

— Да, в детстве.

— Вы время от времени болеете?

— Конечно, как и все.

— И неприятности, наверняка, тоже с вами иногда случаются.

— Естественно.

— Вы знаете, я тоже крещен в детстве, а сейчас вот, будучи священником, готовлю ко Крещению других людей. Но, поверьте, в моем случае все то же самое. Когда заболеешь, когда перчатку потеряешь, когда машина грязью окатит, когда поскользнёшься и упадешь. Получается, в нашем с вами случае Крещение не помогло, не «сработало»?

Молчание. Собравшиеся украдкой переглянулись, на лицах их выступила улыбка.

— Ну тогда, чтоб к Богу быть ближе, — спохватившись, предположил мужчина.

— А сейчас вы далеко? На каком расстоянии? Насколько хотите сократить дистанцию и для чего?

Мужчина саркастически хмыкнул.

— Не знаю. Может, чтоб Ангел-хранитель появился, — вставил он.

— А зачем? Подозреваю, для защиты. Боюсь, мы вернулись к тому, с чего начали.

— Я хотел сказать, чтобы Бог заботился, помогал. Вот для чего.

— А так Он не заботится и не помогает?

— Конечно, помогает. Постоянно.

— То-то и оно. Заботится Он и помогает каждому человеку, приходящему в этот мир. Поверьте, Ему не жалко. Более того, по Его воле мы сюда и приходим. Крещение же дает нам что-то принципиально иное, куда более высокое …

С таких или примерно таких диалогов начинается, пожалуй, большая часть бесед перед таинством Крещения. Помимо уже приведенных, на первый вопрос катехизатора можно услышать и другие ответы: «для поддержки»; «для веры в себя»; «я верю без фанатизма, мы же все крещеные»; «чтобы ребеночек не болел»; «чтобы не сглазили и порчу не навели»; «не знаю, так положено»; «ну, мы как бы давно хотели».

Как видно, у нас сформировался вполне устойчивый набор клише о значении и роли Крещения в жизни человека, которые практически не имеют отношения к сути Таинства.



Крещение в Федоровском храме епархиального управления совершает митрополит Даниил

Порядочное количество таких популярных домашних «заготовок» люди предлагают и в ответ на вопрос «кто такой Бог». Здесь мы можем натолкнуться на совсем уж анекдотичные варианты. Например: «Бог у каждого свой»; «Бог — это энергия»; «Бог — это универсальное информационное поле вселенной»; «Бог — это все»; «Бог — это тот, кто помогает».

Причин этого смыслового хаоса несколько. Это и нелегкое наследие религиозного вакуума советского атеистического периода, и отравление всевозможными оккультно-эзотерическими суррогатами, захлестнувшими нашу страну в 90-е годы. Сюда же можно отнести и влияние доминирующей сегодня идеологии общества потребления, формирующей представление о Церкви Христовой как о некоем магазине «духовных» услуг для всех желающих и платежеспособных граждан, и так далее.

В итоге мы видим у некоторых аллергическую реакцию на прохождение «каких-то там» обязательных огласительных бесед перед Крещением. Подобный человек размышляет так: «Я к Богу пришел или своего малыша к Богу принес, а вы мешаете, палки в колеса вставляете». При этом, как мы уже говорили, под «Богом» может пониматься вообще что угодно.

Спрашиваешь такого человека:

— Скажите, пожалуйста, а зачем вы к Богу хотите прийти?

— Ну как, просто так.

— Стоп. У человека всегда есть определенная мотивация, целеполагание. Скажем, я пришел в гости. Для чего? Чтобы пообщаться с друзьями. Я пришел к родителям, чтобы помочь им по хозяйству. Я пришел на рабочее место, чтобы выполнить определенные задания и заработать себе на хлеб. Наконец, я пришел в спортзал, чтобы поупражняться и улучшить физическую форму. А в случае с Богом, получается, никакого внятного разумного целеполагания нет. К Богу мы пришли для чего? Чтобы общаться с Ним, чтобы служить Ему, чтобы познавать Его, чтобы деятельным образом проявлять впредь свою любовь к Нему? Да нет, все же просто так. Я пришел, и все. Довольно.

Почему же так получается? Все просто: нам удобно прятаться за этими пустыми расхожими фразами и при этом ничего не делать, ведь никакой конкретики нет. К кому пришли, к какому Богу, мы так и не договорились. Что такое Крещение — тоже пока непонятно. Пришел, просто чтобы не отстать от общего тренда, чтобы получить некий психологический комфорт: крещен — значит защищен, и все.

Конечно, такая постановка вопроса очень далека от христианства. И сейчас мы попытаемся кратко и четко сформулировать, что же такое таинство Крещения и веру в какого Бога исповедует крещаемый хотя бы в самом первом приближении.

Итак, в таинстве Крещения перед человеком открывается перспектива вечной и благой жизни с Богом. Крещаемый рождается для жизни со Христом и во Христе, происходит его вхождение в Церковь. Иными словами, в Крещении мы стучим во врата Царствия Небесного как вечной и совершенной жизни в Богообщении, и нам их открывает Сам Господь. Происходит это даром. Никакими своими силами эти двери мы отворить не можем, это прерогатива Всевышнего. А вот войдем ли мы в них, вступим ли в обетованное блаженство, зависит от того, как мы будем жить в Церкви, членами которой мы и становимся в крещальной купели.

Мы ни в коем случае не должны рассматривать таинство Крещения как конечную цель, как пункт назначения. «Я покрещусь, и все в порядке, спасение у меня в кармане». Напротив, это только начало нашей духовной жизни. Так человек рождается, чтобы жить. Если он родился и не развивается, налицо какая-то патология. Мы приходим в мир, чтобы как-то проявить, реализовать себя. О жизни человека мы можем судить по его делам, словам и поступкам. Если кто-то родился и ничего не успел или так и не захотел сделать, вряд ли в таком случае можно говорить о полноценной жизни.

Так и в таинстве Крещения мы рождаемся для жизни в Церкви, становимся ее чадами и только лишь приступаем к возделыванию сада под названием душа. Иначе говоря, мы входим в Церковь Христову, чтобы состояться как христиане, чтобы пройти начатый нами путь следования заповедям Спасителя, ведущий в конечном итоге к духовному совершенству. Увидев это смысловое ядро Таинства, легко понять, что приведенные выше популярные варианты ответов на вопрос «Зачем вы хотите креститься?», откровенно говоря, слабо или вовсе не относятся к делу.

Теперь же обратимся к основе христианского вероучения — вере в Бога. Попытаемся понять, в какого Бога мы исповедуем веру, приступая ко Крещению. Для этого вспомним те самые варианты ответов, которые предлагают люди, пересекающие порог храма, но не планирующие там долго оставаться.

Номер один в нашем хит-параде — следующий штамп: «Бог — это что-то свое для каждого. Каждый верит по-своему. Бог у каждого свой».

Встает вопрос: а какой Он на самом деле? Понятно, что у каждого из нас могут быть свои особенные отношения с Ним, как у личности с Личностью, но Бог все же один-единственный, уникальный и неповторимый. Какой же Он? Вот это крещаемому и необходимо понять, когда он приходит в Церковь. Согласитесь, мы все конкретно живые личности, а не какие-то абстрактные и аморфные существа. У каждого есть определенное имя, определенные взгляды, убеждения, желания, принципы и т. д. И задача наша — понять своего ближнего, правильно увидеть его внутренний мир, составить верное представление о нем как о личности. С Богом же в таком случае мы пытаемся сыграть какую-то злую и нелепую шутку. Для одного Бог, к примеру, Творец и источник добра, а для другого — причина и добра, и зла в мире; для одного Он — личность, а для другого — лишь какая-то безликая высшая сила. Для одного Господь — Промыслитель, проявляющий заботу о мире, для другого — лишь Бог-Часовщик, призвавший мир в бытие и не проявляющий никакого интереса к его делам.

Здесь нужно понять: просто по закону формальной логики истинным является только одно из этих положений, т. к. оно исключает обратное. Задача катехизации как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку найти правильный ответ на поставленный вопрос, понять, с каким Богом он собирается вступить в отношения.

Кто-то скажет: «Бог — это энергия». Или даже так: «Бог — это универсальное информационное поле вселенной».

Уточняю: какая энергия, атомная или электрическая? Ответ, как правило: «Ну, просто энергия». Тогда спрашиваю: «Что такое энергия?» И вот тут ступор. Человек, предложивший такую «богословскую формулу», либо молчит, либо начинает говорить что-то про астральное тело или прочие ингредиенты оккультного винегрета. А что же такое астрал? Астрал у эзотериков — это некий тонкий энергетический мир, считай та же энергия.

Понятно, что человек здесь уже окончательно теряет нить собственных рассуждений, и все по той же причине. Он привык объяснять себе это вот такими незатейливыми и с виду очень даже глубокомысленными штампами, которые рассыпаются в прах при первом внимательном рассмотрении.

И это уже не говоря про всякие там информационные поля вселенной. Что это вообще такое? Бесконечно расширяющаяся нейронная сеть, пронизывающая космос? Кто же ее раскинул и наладил, и когда? Из этого же разряда и вариант: «Бог — это все».

Что все? Лампочка, стул, облако, кошка, перебегающая дорогу, токарный станок или вода? Это какая-то примитивная разновидность пантеизма (всебожия) — системы взглядов, согласно которой все, что нас окружает, — это и есть божество в самых разных его проявлениях.


Роспись центрального купола Храма Христа Спасителя. Фреску «Господь Саваоф» кисти Ивана Крамского восстановили по эскизам автора.

Материал из «Вестника Архангельской митрополии» №1 за 2019 года.



Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.