«Чтобы ребеночек не болел…»

Дата публикации:17.04.2019

В комнату для проведения огласительных бесед при храме входит небольшая группа людей. Мужчина средних лет, молодые мама и папа с малышкой-дочкой и ее крестная. Все занимают свои места и после недолгих представлений переходят к сути дела.

— Итак, мой первый вопрос будет касаться вашей мотивации. Почему или для чего вы хотите совершить таинство Крещения? — начинает разговор священник.

— Для защиты, — уверенным голосом отвечает мамочка.

— От метеоритов?

— Почему от метеоритов?

— А от чего? Согласитесь, начало «для защиты» предполагает некое продолжение. Для защиты от вирусов, от кариеса, от коррозии, от перегрева или замерзания и т. д. От чего?

— Ну от всего, — вступает в разговор папа.

— Перечисленного?

— Нет, от всего плохого, я имею в виду, — добавляет он.

— От болезней, невзгод и проблем?

— Да-да, — одобрительно закивали все, дескать, наконец-то батюшка все понял. Однако…

— Скажите, пожалуйста, вы крещены? — обращается священник к предполагаемой крестной маме.

— Да, в детстве.

— Вы время от времени болеете?

— Конечно, как и все.

— И неприятности, наверняка, тоже с вами иногда случаются.

— Естественно.

— Вы знаете, я тоже крещен в детстве, а сейчас вот, будучи священником, готовлю ко Крещению других людей. Но, поверьте, в моем случае все то же самое. Когда заболеешь, когда перчатку потеряешь, когда машина грязью окатит, когда поскользнёшься и упадешь. Получается, в нашем с вами случае Крещение не помогло, не «сработало»?

Молчание. Собравшиеся украдкой переглянулись, на лицах их выступила улыбка.

— Ну тогда, чтоб к Богу быть ближе, — спохватившись, предположил мужчина.

— А сейчас вы далеко? На каком расстоянии? Насколько хотите сократить дистанцию и для чего?

Мужчина саркастически хмыкнул.

— Не знаю. Может, чтоб Ангел-хранитель появился, — вставил он.

— А зачем? Подозреваю, для защиты. Боюсь, мы вернулись к тому, с чего начали.

— Я хотел сказать, чтобы Бог заботился, помогал. Вот для чего.

— А так Он не заботится и не помогает?

— Конечно, помогает. Постоянно.

— То-то и оно. Заботится Он и помогает каждому человеку, приходящему в этот мир. Поверьте, Ему не жалко. Более того, по Его воле мы сюда и приходим. Крещение же дает нам что-то принципиально иное, куда более высокое …

С таких или примерно таких диалогов начинается, пожалуй, большая часть бесед перед таинством Крещения. Помимо уже приведенных, на первый вопрос катехизатора можно услышать и другие ответы: «для поддержки»; «для веры в себя»; «я верю без фанатизма, мы же все крещеные»; «чтобы ребеночек не болел»; «чтобы не сглазили и порчу не навели»; «не знаю, так положено»; «ну, мы как бы давно хотели».

Как видно, у нас сформировался вполне устойчивый набор клише о значении и роли Крещения в жизни человека, которые практически не имеют отношения к сути Таинства.



Крещение в Федоровском храме епархиального управления совершает митрополит Даниил

Порядочное количество таких популярных домашних «заготовок» люди предлагают и в ответ на вопрос «кто такой Бог». Здесь мы можем натолкнуться на совсем уж анекдотичные варианты. Например: «Бог у каждого свой»; «Бог — это энергия»; «Бог — это универсальное информационное поле вселенной»; «Бог — это все»; «Бог — это тот, кто помогает».

Причин этого смыслового хаоса несколько. Это и нелегкое наследие религиозного вакуума советского атеистического периода, и отравление всевозможными оккультно-эзотерическими суррогатами, захлестнувшими нашу страну в 90-е годы. Сюда же можно отнести и влияние доминирующей сегодня идеологии общества потребления, формирующей представление о Церкви Христовой как о некоем магазине «духовных» услуг для всех желающих и платежеспособных граждан, и так далее.

В итоге мы видим у некоторых аллергическую реакцию на прохождение «каких-то там» обязательных огласительных бесед перед Крещением. Подобный человек размышляет так: «Я к Богу пришел или своего малыша к Богу принес, а вы мешаете, палки в колеса вставляете». При этом, как мы уже говорили, под «Богом» может пониматься вообще что угодно.

Спрашиваешь такого человека:

— Скажите, пожалуйста, а зачем вы к Богу хотите прийти?

— Ну как, просто так.

— Стоп. У человека всегда есть определенная мотивация, целеполагание. Скажем, я пришел в гости. Для чего? Чтобы пообщаться с друзьями. Я пришел к родителям, чтобы помочь им по хозяйству. Я пришел на рабочее место, чтобы выполнить определенные задания и заработать себе на хлеб. Наконец, я пришел в спортзал, чтобы поупражняться и улучшить физическую форму. А в случае с Богом, получается, никакого внятного разумного целеполагания нет. К Богу мы пришли для чего? Чтобы общаться с Ним, чтобы служить Ему, чтобы познавать Его, чтобы деятельным образом проявлять впредь свою любовь к Нему? Да нет, все же просто так. Я пришел, и все. Довольно.

Почему же так получается? Все просто: нам удобно прятаться за этими пустыми расхожими фразами и при этом ничего не делать, ведь никакой конкретики нет. К кому пришли, к какому Богу, мы так и не договорились. Что такое Крещение — тоже пока непонятно. Пришел, просто чтобы не отстать от общего тренда, чтобы получить некий психологический комфорт: крещен — значит защищен, и все.

Конечно, такая постановка вопроса очень далека от христианства. И сейчас мы попытаемся кратко и четко сформулировать, что же такое таинство Крещения и веру в какого Бога исповедует крещаемый хотя бы в самом первом приближении.

Итак, в таинстве Крещения перед человеком открывается перспектива вечной и благой жизни с Богом. Крещаемый рождается для жизни со Христом и во Христе, происходит его вхождение в Церковь. Иными словами, в Крещении мы стучим во врата Царствия Небесного как вечной и совершенной жизни в Богообщении, и нам их открывает Сам Господь. Происходит это даром. Никакими своими силами эти двери мы отворить не можем, это прерогатива Всевышнего. А вот войдем ли мы в них, вступим ли в обетованное блаженство, зависит от того, как мы будем жить в Церкви, членами которой мы и становимся в крещальной купели.

Мы ни в коем случае не должны рассматривать таинство Крещения как конечную цель, как пункт назначения. «Я покрещусь, и все в порядке, спасение у меня в кармане». Напротив, это только начало нашей духовной жизни. Так человек рождается, чтобы жить. Если он родился и не развивается, налицо какая-то патология. Мы приходим в мир, чтобы как-то проявить, реализовать себя. О жизни человека мы можем судить по его делам, словам и поступкам. Если кто-то родился и ничего не успел или так и не захотел сделать, вряд ли в таком случае можно говорить о полноценной жизни.

Так и в таинстве Крещения мы рождаемся для жизни в Церкви, становимся ее чадами и только лишь приступаем к возделыванию сада под названием душа. Иначе говоря, мы входим в Церковь Христову, чтобы состояться как христиане, чтобы пройти начатый нами путь следования заповедям Спасителя, ведущий в конечном итоге к духовному совершенству. Увидев это смысловое ядро Таинства, легко понять, что приведенные выше популярные варианты ответов на вопрос «Зачем вы хотите креститься?», откровенно говоря, слабо или вовсе не относятся к делу.

Теперь же обратимся к основе христианского вероучения — вере в Бога. Попытаемся понять, в какого Бога мы исповедуем веру, приступая ко Крещению. Для этого вспомним те самые варианты ответов, которые предлагают люди, пересекающие порог храма, но не планирующие там долго оставаться.

Номер один в нашем хит-параде — следующий штамп: «Бог — это что-то свое для каждого. Каждый верит по-своему. Бог у каждого свой».

Встает вопрос: а какой Он на самом деле? Понятно, что у каждого из нас могут быть свои особенные отношения с Ним, как у личности с Личностью, но Бог все же один-единственный, уникальный и неповторимый. Какой же Он? Вот это крещаемому и необходимо понять, когда он приходит в Церковь. Согласитесь, мы все конкретно живые личности, а не какие-то абстрактные и аморфные существа. У каждого есть определенное имя, определенные взгляды, убеждения, желания, принципы и т. д. И задача наша — понять своего ближнего, правильно увидеть его внутренний мир, составить верное представление о нем как о личности. С Богом же в таком случае мы пытаемся сыграть какую-то злую и нелепую шутку. Для одного Бог, к примеру, Творец и источник добра, а для другого — причина и добра, и зла в мире; для одного Он — личность, а для другого — лишь какая-то безликая высшая сила. Для одного Господь — Промыслитель, проявляющий заботу о мире, для другого — лишь Бог-Часовщик, призвавший мир в бытие и не проявляющий никакого интереса к его делам.

Здесь нужно понять: просто по закону формальной логики истинным является только одно из этих положений, т. к. оно исключает обратное. Задача катехизации как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку найти правильный ответ на поставленный вопрос, понять, с каким Богом он собирается вступить в отношения.

Кто-то скажет: «Бог — это энергия». Или даже так: «Бог — это универсальное информационное поле вселенной».

Уточняю: какая энергия, атомная или электрическая? Ответ, как правило: «Ну, просто энергия». Тогда спрашиваю: «Что такое энергия?» И вот тут ступор. Человек, предложивший такую «богословскую формулу», либо молчит, либо начинает говорить что-то про астральное тело или прочие ингредиенты оккультного винегрета. А что же такое астрал? Астрал у эзотериков — это некий тонкий энергетический мир, считай та же энергия.

Понятно, что человек здесь уже окончательно теряет нить собственных рассуждений, и все по той же причине. Он привык объяснять себе это вот такими незатейливыми и с виду очень даже глубокомысленными штампами, которые рассыпаются в прах при первом внимательном рассмотрении.

И это уже не говоря про всякие там информационные поля вселенной. Что это вообще такое? Бесконечно расширяющаяся нейронная сеть, пронизывающая космос? Кто же ее раскинул и наладил, и когда? Из этого же разряда и вариант: «Бог — это все».

Что все? Лампочка, стул, облако, кошка, перебегающая дорогу, токарный станок или вода? Это какая-то примитивная разновидность пантеизма (всебожия) — системы взглядов, согласно которой все, что нас окружает, — это и есть божество в самых разных его проявлениях.


Роспись центрального купола Храма Христа Спасителя. Фреску «Господь Саваоф» кисти Ивана Крамского восстановили по эскизам автора.

Материал из «Вестника Архангельской митрополии» №1 за 2019 года.



Возврат к списку




Публикации

Другая Церковь
22 Янв 2020

Другая Церковь


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда принял участие в «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты». Он рассказал о том, почему Церковь не министерство нравственности и чем ему полюбился «Грех» Андрея Кончаловского.

«Иордан поменял русло». Где именно произошло крещение Господне
20 Янв 2020

«Иордан поменял русло». Где именно произошло крещение Господне


Где именно крестился Иисус Христос и почему этот вопрос волнует сегодня не только его последователей и ученых, но и политиков — в материале РИА Новости.

Рождество — это про смысл и надежду
6 Янв 2020

Рождество — это про смысл и надежду


Размышления Сергея Худиева о главном христианском зимнем празднике.

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным
27 Дек 2019

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным


Об этом сообщило издание The Hill со ссылкой на совместный опрос с исследовательской компанией HarrisX.