Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Пасха — это праздник свободы

Дата публикации:29.05.2019

Какая беда прошла мимо плененного и угнетенного еврейского народа? Так ли необходимо было умирать Христу? Как обманулся диавол, кого Спаситель вывел из ада и какая весть сделала человечество счастливым, — обо всем этом в светлые пасхальные дни размышляет руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. 




Божия педагогика 

Разговор о Пасхе Христовой надо начать с ветхозаветной истории этого праздника. Вспомним, чем отличались евреи от других народов: везде были цари, вожди, а у древних евреев царем был Бог. Свою волю Он сообщал пророкам, а те передавали ее руководству народа. Это единственный в своем роде пример теократии в жизни человечества. Под управлением Божиим Израиль более четырехсот лет живет и в рабстве у египтян. Это такая педагогика Господня для народа, который впоследствии получил царское достоинство. И вот Моисей слышит повеление вывести народ из рабства. 

Понятно, что фараону не хотелось терять многочисленный, покорный, трудолюбивый и образованный народ, и всеми силами он откладывал выдачу «вольной». Сначала соглашался, обещал отпустить, но не делал этого. Было несколько случаев, когда фараон в последний момент менял свое решение. За это Бог наказывал его народ, вспомним девять египетских казней: то вода становилась кровью, то мухи песьи нападали на людей, то град убивал урожай и скот, то другие наказания сыпались на египтян. 

Но и после этого правитель Египта не отпустил израильтян. Тогда Бог повелел Моисею, чтобы весь еврейский народ совершил следующий обряд: нужно было заколоть непорочного агнца и его кровью помазать дверные косяки в домах, где жили евреи. А ночью Ангел смерти прошел по Египту и убил каждого первенца (из людей и животных). Он не вошел лишь в те дома, двери которых были помазаны кровью. 

После этого фараон все же отпускает еврейский народ, а когда пытается преследовать его, то это трагически заканчивается для египтян. 

Необходимая жестокость 

Есть разные толкования этого убийства первенцев. Кому-то это может показаться жестоким действием… Если мы почитаем Ветхий Завет, там очень много кажущейся жестокости. Задача еврейского народа — дождаться мессию (помазанника в переводе с иврита, Христа — по-гречески). В этом его национальная идея. Мессию надо было узнать, выслушать его проповедь и понять, принять ее как руководство к действию и распространить по всему миру. 

Это была тяжелая духовная работа: от закона «Око за око, зуб за зуб» (Исх. 21:24) прийти к заповеди любви. Поскольку все люди земли отказались почитать истинного Бога, погрязнув в служении идолам, был выбран один народ, через который Господь произведет мессию, Спасителя. Чтобы этот народ сохранился, требовались определенные жертвы. Мы можем вспомнить из Ветхого Завета, что, когда евреи освобождают землю обетованную, у них есть повеление Божие истреблять всех язычников, которые живут на этой территории, вплоть до детей. 

Совсем недавно я спорил с одним молодым человеком, который говорил об этой жестокости. Он спрашивал, зачем она была нужна. Я ответил: «Давай возьмем такой пример — вот деревня, в которой бушует холера. В нее приезжают врачи, она охраняется по периметру, чтобы никто из нее не выходил и не заражал других. Врачи победили холеру, больных больше нет. Выпускали из деревни сразу? Нет, был карантин». 

В этом плане языческие народы были носителями своей культуры: с человеческими жертвоприношениями, с содомией и прочими гадостями, которыми заразился бы и еврейский народ. Наказание египтян — пример того, что людей, которые под водительством Божиим, трогать не надо. Господь долго терпел, Он много раз призывал фараона отпустить Свой народ. 

Гибель первенцев — это десятая египетская казнь. Не надо понимать буквально, что Ангел просто приходил и усекал мечем тех детей и животных. Они могли погибать от болезней, несчастных случаев, бедствий или внезапных смертей… 

Четыреста лет рабства — это долго. Поэтому память о том, что евреи вырвались из него, конечно, должна была остаться в народной истории, в обрядах, традициях и праздниках. Так израильтяне начали совершать пасху. Слово «пасха» переводится как «прошел мимо», то есть смерть, которая миновала. В этот день закалывали агнца и мазали его кровью двери. Это главный еврейский праздник: обретение свободы израильским народом. 

Сожжение грехов 

Теперь давайте поговорим о Пасхе Нового Завета. Почему Христос идет таким путем, то есть Сам становится Агнцем… Человечество после грехопадения попало в рабство ко греху, это видно во всей мировой истории. Мы изуродовали свою природу: плоть стала главенствовать над духом, поэтому самое важное, что надо было победить человечеству — это рабство своему греху. Христос приходит освободить нас именно от этого духовного плена, чтобы вернуть нам Божественную благодать, с помощью которой человек может преображать свою душу. Пасха Христова — это жертва, принесенная за людские грехи. 

Надо понимать, что за грехом и злом стоит нарушение заповедей Божиих. Каждый раз, когда мы совершаем какой-то поступок вопреки законам Божиим, мы способствуем распространению зла. Победить это зло можно духовными упражнениями — любовью, добром, жертвенным служением и молитвой. 

И вот человечество накопило столько зла, что бороться с ним стало невозможно. Вспомним, что являлось высшим наслаждением римской знати две тысячи лет назад? Театрализованное убийство. Приходит Христос, и через триста лет мир меняется. Почему произошел такой нравственный перелом? Во-первых, Голгофской жертвой были сожжены все грехи, и человечество как бы начало жить с чистого листа. Во-вторых, нам возвращена благодать Божия, которая позволяет бороться с нашими же беззакониями. 


                                              Картина Михаила Нестерова «Сошествие во ад».

Жертва вместо чуда 

Христос становится Агнцем, Который освобождает от рабства греху и сатане. Часто говорят: но почему надо было именно так, зачем Христу нужно было умирать? Ответ прост, об этом говорят многие богословы: это случилось по домостроительству Божию. 

Давайте попробуем понять. Бог выстроил мир по определенным законам. Наш физический и духовный дом был построен так, что искупить грех можно было только жертвой. Конечно, Бог был в силах как-то иначе устранить его, но Он приходит, чтобы исполнить Закон, и не пытается создать какие-то новые правила, не старается победить зло «легким» чудом. Он исполняет то, что было написано в Законе, при этом воспринимает человеческую природу во всей ее полноте. Надо сказать, что именно человеческая природа Христа искупает грех, божественная в этом не участвует. Бог показывает нам, каким мог стать человек, какой духовной высоты он мог достичь. И вот когда мы говорим, что чего-то не можем, это неправда, мы просто не захотели по-настоящему бороться с грехом. А святые восходили в этом на достаточно высокие ступени. Бог побеждает зло по тем правилам, по которым Он построил наш мир. И поэтому Христос восходит на Крест, искупая наши грехи. 

Как обманулся диавол 

Второе название Пасхи — Воскресение. Давайте разберем, зачем Христу надо было воскресать? Ведь как Бог Он не умирал, это произошло с Его человеческой природой. Воскресает именно человеческая природа Спасителя, но иная, обожествленная… 

Бог есть Любовь, Он не творит зла ни в каком случае. Давайте попробуем понять судьбу людей, умерших до Воскресения Христова, — все они шли в ад. Каждый сколько-то грешил, а исправлять душу было нельзя, прямая связь человека с Богом была утрачена после грехопадения. Это касалось не только простых людей, но и пророков. 

Как освободить души этих людей, не применяя насилие? Для этого человеческая душа Христа, неразлучно соединенная в Его Личности с Божеством, после смерти отделилась от тела, вошла в небесные обители, открыла двери ада и выпустила всех людей, которые умирали до этого момента. 

Апостол Петр пишет, что Спаситель проповедовал в аду, после чего, ад опустел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:55), — говорит апостол Павел. Эту мысль раскрывает и святитель Иоанн Златоуст в своем замечательном «Огласительном слове на Пасху»: «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!». 

Силы ада возликовали, увидев Христа на Кресте, они никак не ожидали, что через это страдание Он их победит. Они думали, что погубили смертного человека, но в ад сошел Богочеловек. Спаситель входит в преисподнюю, и злые духи не могут остановить Его — Он безгрешен, им не за что ухватиться. Ведь когда мы пойдем в тот мир, демоны будут «цепляться» за «больные» участки нашей души, но против Спасителя они были бессильны. Иоанн Златоуст образно говорит, что ненасытный ад проглотил Христа, но, будучи не в силах «переварить» Его, извергнул Его из себя вместе с другими людьми. 

Смерти нет 

К сожалению, Пасха Христова осталась главным праздником лишь у православных. Католики больше внимания уделяют Рождеству. И это понятно: Запад привык к комфорту, а праздник Рождества из храмов плавно перетек в гипермаркеты. Первоочередными стали атрибутика, застолье, елка и подарки. Люди забыли, что не для этого рождался Христос. Он пришел на землю, чтобы освободить человека от рабства греху. Но Рождество — это именно приход в мир, а освобождение — это Пасха. Поэтому Воскресение Христово — праздник подлинной свободы. 

Какая весть могла бы сделать человека счастливым? Только та, которая возвещала бы, что смерти нет. Если б мы этого не знали, мы не были бы счастливы, думы о смерти постоянно огорчали бы нас. Христос экспериментально доказал нам, что смерти нет. 

Явным свидетельством того, что Христос воскрес, является поведение апостолов: в самый трагический момент они все испугались и бросили своего Учителя. Но через три дня эти же люди уже ничего не боятся: ни тюрьмы, ни мучений, ни смерти. На все угрозы они отвечают, что Бога надо слушать больше, чем людей. Это доказывает: произошло что-то невиданное, потому как под таким изменением должен быть крепкий фундамент. Им могла стать лишь весть о том, что смерти нет. 

Вся апостольская проповедь — это проповедь Воскресения. Смелая, ничего не страшащаяся проповедь до смерти: почти все они были убиты. Для языческого мира мысль о человеческом воскресении была откровением. Апостол Павел даже пишет такие слова: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна» (1Кор. 15:14), то есть все бессмысленно. 

Теперь давайте посмотрим, чем отличается воскресение Лазаря от воскресения Христа. Тем, что Лазарь все равно умрет впоследствии. Господь избавляет его от болезни и смерти на время. То же касается сына наинской вдовы и дочери Иаира. А Христос воскресает навечно, и наша душа теперь после смерти идет в вечность, вопрос только в том, куда именно: в рай или к темным духам. 

Христос уничтожает людские грехи Своим жертвенным служением и дает нам возможность не наследовать смерть, которую здесь надо понимать как жизнь без Бога. И если Он не воскрес, то рая нам не видать, потому что нет благодати Божией, которая преображает наши души. Самим нам это не под силу, и все мы, как древние люди, после смерти идем в темноту ада. 

Тело как прибор 

Надо отметить, что Пасха — это ведь еще и тайна смерти. Вспомним, что человек стал смертным после грехопадения. Когда в нашей природе главенствовал дух, люди были связаны с Создателем через «невидимые провода». Так благодать Божия проходила в наше тело, и оно не болело, не старело, не умирало. 

В райском саду клетки человеческого организма постоянно обновлялись. Человек бессмертен постольку, поскольку он сообщается с благодатью. После грехопадения человеческая природа переворачивается, главенствовать в ней начинает тело. Теперь люди закрыты для благодати, поэтому стареют и умирают. Это как электричество: прибор работает безостановочно, пока он подключен к электрической розетке. Если подачу тока в розетку отключить, прибор еще будет работать какое-то время, сколько позволит аккумулятор. Если же и аккумулятор разрядится, тогда прибор просто выключится. 

Пасхальные традиции 

Теперь поговорим о том, как правильно встречать Пасху, чтобы праздник не заключался лишь в куличе и яйцах. Здесь можно вспомнить притчу о званом пире, на который один человек является в непраздничной одежде. Из-за этого хозяин повелевает выгнать его и ввергнуть во тьму кромешную. Многие сейчас спрашивают: почему так жестоко, может, у него не было этой праздничной одежды..? Нет, была, но он пренебрег ею. 

В Пасху Господь приглашает нас на Свой праздник, и наша одежда — это очищенная душа. Для этого у нас есть Страстная седмица, время, когда можно покаяться в содеянных грехах и причаститься. Кто пренебрегает этим, тот подобен гостю в непраздничной одежде. Если мы чем-то можем порадовать своего Спасителя, стать участниками Его праздника, — это, прежде всего, Исповедь и Причастие. 


Пасхальный крестный ход в стенах бывшей духовной семинарии, ныне — одного из корпусов Северного Арктического федерального университета в Архангельске. 

В Пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится: придите все, постившиеся и непостившиеся, от первого часа и от одиннадцатого. Господь приглашает всех. И если человек провел пост не так, как положено, но пришел на праздник с покаянным чувством, Бог простит его, потому что Пасха — это радость для всех. 

Есть хорошие пасхальные традиции для христианских семей. К примеру, утренняя совместная прогулка, когда мы идем по улице и всех знакомых встречаем возгласом «Христос воскресе!». Вместо привычного «здравствуйте» мы всю неделю славим воскресшего Спасителя. Это замечательная традиция. 

Что касается поминовения усопших, то ездить на кладбища в день Воскресения Христова неправильно. Для этого у нас есть Радоница, когда мы вместе с умершими близкими радуемся празднику праздников. Это вторник второй недели после Пасхи. Напоминаю, в сам день Пасхи ездить на кладбища не принято. Этот день — праздник жизни, когда во все веси и грады разносится весть о том, что смерти нет. 

Материал опубликован в «Вестнике Архангельской митрополии» №2 за 2019 год.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.