Новый год в нетронутой вселенной

Дата публикации:31.12.2020

В общине храма святой великомученицы Варвары сложилась весьма необычная новогодняя традиция. Сам по себе праздник не отмечается так, как это принято в миру. Идет Рождественский пост, требуется тренировка особого внутреннего духовного устроения человека, почитающего Христа как Бога. Эта тренировка, именуемая аскезой, — наша подготовка к встрече Богомладенца Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Произойдёт это в праздник 7 января. Но в декабре, незадолго до самого Торжества, отмечается смена календаря — праздник, особо будоражащий весь мир некоторой альтернативностью по отношению к Рождеству Христову.

Само по себе событие смены календаря вещь вполне безобидная. Но, наблюдая, как и чем обставляется это событие по всему миру, прихожане храма святой великомученицы Варвары решили показать альтернативу встрече Нового года с намерением обратить сердце от созерцания обновленной цифры на календаре к трепетной подготовке к встрече Спасителя мира.

Примерно с 2004 года самые близкие прихожане вместе с сестрами и настоятелем храма 31 декабря в 23:00 отправляются в лес.

Сначала уходили пешком недалеко, взяв с собой теплый чай в термосе и благословившись на копченую рыбу в утепленном пакете. Шли в валенках, не спеша, в аккурат к началу «боя курантов». Добирались до удобного места с небольшой полянкой. Где ногами, а где и, позднее, заготовленной лопатой расчищали площадку от снега. Складывали сухие ветки, растопку, — зажигали костер. Вначале брали с собой петарды, но, по причине раздражающего шума от них, перестали их употреблять. Пили чай, ели копченую рыбу с ржаным хлебом.

Во время этих походов, которые продолжались иногда и до часу ночи и более, смотрели на звезды, на искрящийся снег, на блики костра на румяных лицах чудных лесных паломников. Иногда беседовали о приходской жизни, о монашестве, о выборе цели своего земного шествия в Вечность. Обсуждали философские вопросы, предавались христианским размышлениям, но думали и о том, как устроить канализацию, или где искать в розетке фазовый провод.

В это время вся суета уходила. Необычность самой обстановки понуждала к собранности, концентрации внимания на своем внутреннем устроении, на том что говорят окружающие стоящие вокруг костра. Это целая вселенная, содержавшая в себе еще несколько необычных вселенных, — людей, сотворенных по образу и подобию Бога.

Один из выводов, сделанных из этой необычной традиции отмечать смену календаря в лесной чаще вдалеке от всякой греховной праздности и суеты, говорил о том, что Новый год — это семейный праздник, исключающий праздношатание «по елкам», «гостям», обильным «застольям». Это время уединения с едиными по духу, с самыми близкими, дорогими людьми, родственными душами. И здесь не имеет значения физическая принадлежность к какой-либо отдельно взятой семье, ведь для Бога важнее единство в Духе, а не в теле.

…Мы до сих пор сохраняем эту традицию. Правда, теперь это «новогоднее посещение леса» происходит еще более экстремально и масштабно. Теперь у нас появился свой скит, мы уезжаем в лес еще дальше — туда, где сосны как сторожа-великаны, болота как необъятные поля, реки с берегами в десятки метров. Там мы созерцаем то, что сотворил Бог в нетронутой человеческой рукой вселенной, где первозданные идеи Творца не потерпели искажения человеческой гордостью. Это созерцание еще более помогает осознать бесконечное величие Бога, Его Мудрость и Славу.

иеромонах Даниил (Плотников)

Возврат к списку