Два века главной святыни морского госпиталя

Дата публикации:09.08.2021

Сколько чудотворных икон знали жители Архангельска до революции? Наверное, сейчас трудно назвать точную цифру: многие святыни утеряны, об иных не сохранилось никаких данных. Уцелели лишь единицы. В XX столетии ризницы храмов и монастырей разорили, да и сами церкви в большинстве своем не пережили восьмидесяти лет строительства «новой жизни». Но в те, что уцелели, или в те, которые вновь отстроены опомнившимися потомками, снова стекаются люди. Затеплены лампады у образов, и как прежде смотрят на нас и внимают нашим просьбам святые лики Спасителя, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих.

«Вестник митрополии» начинает публикацию статей доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств Татьяны Кольцовой о судьбах архангельских икон. Сегодня читайте историю чудотворного образа Богородицы «Всех скорбящих радость» — главной святыни городского военного лазарета с XVIII века.

В 1899 году Архангельск посетил  великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II, почтивший своим присутствием Госпитальную церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость».  Его Высочество обратил внимание на чудотворный образ, соименный храму и спросил:

— Много лет?

— Больше ста с освящения этого храма в 1792 году, — был ответ.

— Так она (Матерь Божия) изображена и на самой иконе со скипетром в правой руке, как отчеканена на сребропозлащенной ризе?

— Так точно.

Сохранилась ли эта необычная икона? Обратимся к истории позабытого и утраченного Госпитального храма. Первая деревянная церковь при зданиях морского госпиталя построена в Соломбале в 1740 году. Она была в ведении Архангельского порта, затем — главного священника армии и флота. И только после 1865-го храм передали в подчинение епархиального ведомства.

Церковь меняла свое местоположение, пока  в 1792 году по указу Адмиралтейств коллегии не была возведена на правом берегу реки Кузнечихи в районе Госпитальной улицы (нынешней Гагарина). На высоком месте построили новый деревянный храм, важнейшей святыней которого стала икона Богоматери «Всех скорбящих радость».

В 1893 году Святейший Синод обратился в Архангельскую духовную консисторию с просьбой предоставить сведения об особо чтимых иконах. В рапорте перечислено несколько образов из церквей Архангельска. Среди них — икона городской госпитальной церкви: «Божией Матери Всех скорбящих радости, местная, считается чудотворною. К ней прибегают для моления не только жители Архангельска, но и сельские обыватели из близ городних деревень. Спасение Госпитальной церкви и всего Госпиталя от пожара, в 28-е июля 1867-го года, относится к заступлению Божией Матери. С благословения Преосвященнейшего Нафанаила I в Госпитальной церкви учрежден праздник 28 июля, с обнесением вокруг госпиталя иконы Божией Матери Всех скорбящих радости. Икону сию граждане города, жители Соломбалы приемлют в случае крайней надобности в свои домы для молебствий».

Согласно описи  Архангельской морской госпитальной церкви, в 1808 году икона стояла в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат — «в киоти под красным деревом да стеклом». На образе Богоматери была серебряная риза, венец с короной, а также убрус с цатой, вышитый мелким жемчугом «числом тысяча двести двадцать». Это был первый, но не последний оклад на иконе — ее берегли и чтили. В 1858 году перенизан убрус «с добавкою жемчуга и разных вставок». В 1869-м на средства архангельского купца Артемова устроена новая серебряная риза за 400 рублей. Но и она не была последней. В 1897 году крестьянин Заостровья Чистиков, пожелав остаться неизвестным, пожертвовал 1000 рублей на новую серебряную ризу для иконы. Оклад  заказали в Москве известным ювелирам Товарищества Н.В. Немирова-Колодкина. Архангельская духовная консистория в 1899 году признала ризу «благолепно устроенною», икона была освящена. При этом составлено подробное описание драгоценной ризы: «Всех Скорбящих радосте Госпитальной церкви. Риза серебряная 84 пробы, украшена эмалью; на поручах, поясе, короне Богоматери, свитках и надписях, веса серебра 23 ф[унта]. 9 зол[отников], с позолотой стоимость ризы 900 руб.; убрус на лике Богоматери вынизан жемчугом, для чего употреблено: жемчугу, бывшаго на старой ризе 10 5/8 зол., 16 зерен китайскаго, 2 стразовых кармазитника, 2 грушеобразных красных камня; прибавлено к этому при перенизке вновь: жемчуга крупнаго 6 7/16 зол., 12 зерен китайских, 2 звезды стразовых, закрепленных в серебре, стоимость убруса 275 р., а всего риза с убрусом оценена товариществом Немирова-Колодкина в 1175 р.».

В 1912 году при Архангельском военном лазарете построена новая каменная церковь, главной святыней ее по-прежнему оставалась «досточтимая икона Богоматери Всех скорбящих радость». Как сложилась ее судьба после революции? Последнее описание иконы было составлено в 1926 году, где она была оценена в 250 рублей. Образ  хранился в той же каменной церкви и не претерпел больших изменений. В 1929-м перед закрытием и последующей разборкой храма, прихожане обратились в Административный отдел Крайисполкома с просьбой оставить «обществу верующих» храмовую икону, на что было выдано соответствующее разрешение. Так чудотворный образ Богоматери был сохранен в одном из действующих на тот момент архангельских храмов — в Ильинском, на городском кладбище.

С небольшими утратами и обновлениями икона дошла до наших дней, святыня хранится в Свято-Ильинском кафедральном соборе. Оклад закрывает деревянную икону размером 160  на 80 см. Лишь потемневшие лики с большими утратами видны в отверстиях оклада. Живопись восходит к концу ХVIII столетия.

Богоматерь изображена в полный рост. По сторонам ее окружают убогие и больные, жаждущие исцеления и заступничества. Их утешают ангелы со свитками: «Больным исцеление», «Нагим одеяние», «Хромым хождение», «Плачущим утешение», «Алчущим питание», «Слепым прозрение». В верхней части иконы на облаках изображен Святой Дух в виде Голубя. По сторонам — серебряные свитки с текстом из Акафиста Богородице: «О, Всепетая Мати, родшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и вопиющих будущия изми муки всех Тебе: Аллилуйя». В основании иконы — молитва: «Никто же притекая к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению».

История почитания на Руси иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» началась в Москве в далеком 1688 году. В Архангельских храмах до революции было несколько чтимых образов Скорбящей Богоматери. История чудотворной иконы архангельской Госпитальной церкви не прерывалась 230 лет. Перед этим образом в Свято-Ильинском соборе Архангельска и сейчас зажжены лампады и горят свечи.

Источники:

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Архангельск, 1894. С. 88 –91; ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 56. Л. 7; Д. 253. Л. 52-52 об.; Оп. 4. Т. 2. Д. 2202. Л. 1, 9, 11; Т. 3 Д. 1801. Л. 15; Т. 3. Д. 2093. Л. 80; Оп. 36. Д. 22. Л. 7 об.-8; Ф. р-4097. Оп. 1. Д. 97. Л. 96-111; Д. 165. Л. 21 об., 50 а.

Татьяна Кольцова

Материал из «Вестника Архангельской митрополии» №3 за 2021 год

Фото к публикации:

Возврат к списку




Публикации