Митрополит Даниил: ответы на вопросы читателей
В редакцию «Вестника Архангельской митрополии» регулярно поступают вопросы, адресованные лично митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу. По благословению правящего архиерея мы открываем в журнале новую рубрику, в которой владыка будет отвечать на вопросы читателей. Свои вопросы и пожелания вы можете присылать по адресу: 163062, Архангельск, ул. Ильинская, д.5, пресс-служба Архангельской епархии или по электронной почте: press@arh-eparhia.ru
О кафедральном соборе
- Когда я был назначен на Архангельскую кафедру, Святейший Патриарх поставил передо мной главную задачу - возродить духовное лицо Архангельска, Михаило-Архангельский кафедральный собор. Патриарх неоднократно встречался по этому вопросу с почившим владыкой Тихоном и губернатором и знал, что ситуация тяжелая, не хватает средств. Поставленная задача была непростой. Прежний архипастырь 15 лет жил в Архангельске, всех знал, прикладывал максимум усилий, но стройка все равно не шла. А я - человек новый. К тому же мне говорили, что одна из особенностей Севера в том, что здесь сначала к человеку присматриваются, а потом уже начинают как-то помогать.
Тем не менее, когда в первом интервью журналисты спросили: «Сдвинется ли с мертвой точки строительство главного храма епархии?» - мне Господь положил на сердце ответ: «В этому году мы совершим в соборе первую Божественную литургию». Я видел улыбку в глазах тех, кто брал интервью, наверное, многие подумали, что, несмотря на все наши желания, бывают вещи совершенно невозможные. Однако я объяснил, что собор состоит из двух частей, верхней и нижней, и если приложить все усилия, привлечь максимум людей, то реально «поднять» собор до уровня нижнего храма, где можно будет служить. Действительно, вскоре я увидел это чудо, и тогда почувствовал крепкую руку Божию. Так и теперь, помощь приходит разными путями, но строительство продолжается.
Это была первоочередная задача. В городе не было места, где могли бы собраться вместе все священнослужители и простые верующие. Люди стояли в маленьких, душных храмах, где в праздник можно было упасть в обморок, с детьми не протолкнуться... В любой епархии должен быть кафедральный собор, где сосредоточена общая молитва. Многие, построив один собор, берутся за другой. В Вологде, например, построили мощный духовно-просветительский центр. Мы еще на Сахалине взяли с них пример, даже педагогов посылали в Вологду на учебу.
О работе с людьми
Вторая задача деятельности нашей митрополии - это работа с людьми, на всех уровнях - от епархиального до приходского. Слава Богу, удалось активнее поставить работу отделов, особенно пресс-службы. Еще до приезда в епархию я узнал, что, например, сайт практически не работает, об этом мне в Патриархии сообщили. Сейчас портал епархии значительно преобразился. В других отделах тоже произошло заметное оживление - миссионерском, военном, молодежном, образовательном.
Одним из важных достижений я считаю введение обязательного оглашения перед Крещением. Разговаривая со священниками, я не всегда встречал понимание, некоторые возражали. Но на самом деле каждый из крещаемых должен знать, для чего он пришел в Церковь, что ему дает Крещение. Таинства - очень сильные лекарства, они могут и лечить, и приносить вред. Даже молитва может быть во зло: «И будет молитва его в грех», - говорит псалмопевец. Другой пример - в притче о мытаре и фарисее... Причастие можно принять не во исцеление, а во осуждение; Исповедь - если человек лукавит, если находится в состоянии злобы, не прощает близких. И можно, придя в храм, уйти даже хуже, чем был. Об этом и надо говорить людям, нужно все разъяснять.
С целью просвещения людей в храмах было введено обязательное дежурство священников. Нередко случается, что человек узнает что-то не от батюшки, а от бабушки или уборщицы. Такая информация может быть далекой от действительности, а люди ее не проверяют и верят. Это может привести к негативным и печальным результатам.
О взаимодействии с духовенством
- Еще одно нововведение - регулярные заседания Епархиальных советов. Священнослужители должны максимально участвовать в жизни епархии. Во время Литургии мы собираемся вместе вокруг престола и Чаши. А совет - это продолжение богослужения. Он у нас собирается в расширенном составе, фактически это мини-епархиальное собрание. Мне важно знать мнение духовенства, я так привык, у меня такой «стиль работы». В Лавре мы жили одной большой семьей, в которой могут быть разные мнения, и нужно, чтобы они обсуждались.
Епархиальный совет - орган, который помогает архиерею. Он не должен быть формальным. Кроме того, та или иная информация может распространяться «сарафанным радио», а оно не отличается точностью. Совет помогает этого избежать.
Любой священник может подойти ко мне, задать вопрос, озвучить свое мнение. Я всегда принимаю батюшек, беседую с ними, тем более что многие вещи необходимо разъяснять. Отец Владимир как духовник епархии исповедует священнослужителей, так он сказал, что знание канонов у некоторых хромает, а это очень серьезно. Еще в 80-х годах я разговаривал с одним человеком. Он говорил, что у нас в стране есть законы, которые мы должны выполнять... Я ответил: да, конечно, мы должны выполнять те законы, которые касаются нашей физической жизни, но не вопросов веры. Здесь уже действуют церковные законы, они древнее и, главное, изобретены не человеческим разумом - их дал нам Сам Господь. Государства разрушаются, законы меняются, а Церковь продолжает жить по Божиим законам. Прошло время, и тот строй рухнул, пришло другое время, другое право. Мы с моим собеседником снова встретились. Он сказал: «Владыка, как вы были правы. Сейчас я изучаю главный закон человечества - Закон Божий».
О настоятельстве в храмах
- Когда священник покидает епархию, на его место нужен новый. Если сразу ставить кого-то настоятелем, можно ошибиться. Поэтому я становлюсь настоятелем сам, чтобы увидеть, как будет жить приход. А старший священник в этом храме проходит своего рода практику. Если я вижу, что он в состоянии отвечать за приход - я утверждаю его настоятелем. Для меня это тоже дополнительная нагрузка, хотя с церковной точки зрения это норма. Например, в Москве есть известный священник отец Димитрий Смирнов, который является настоятелем сразу восьми храмов. У Святейшего Патриарха есть ставропигиальные монастыри, подворья, где он настоятель. Наместнику такого монастыря гораздо проще донести до Патриарха свои проблемы и трудности, чем обычному настоятелю. В нашей епархии ставропигиальный монастырь - Соловки, и Соловецкое подворье в Архангельске тоже напрямую подчиняется Патриарху. Я благодарю за это Бога, потому что реставрацию Соловецкого монастыря я бы никогда не потянул.
Архангельские храмы, где я являюсь настоятелем, также получают больше внимания и попечения. Епархия берет на себя ответственность за финансово-хозяйственное благополучие прихода. И чтобы подтянуть храм, я нередко прошу средства у благотворителей из других регионов. Все это позволяет священникам уделять больше внимания своим прихожанам. А ведь обычно батюшкам приходится заниматься не своим делом - стройками, ремонтами, поиском денег и так далее. В семинарии и академии этому не учат, там учат совершать Таинства и нести слово Божие. Церковь создана ради одной цели - исцеления человеческих душ. А, например, социальное служение - вовсе не главная цель, хотя именно такая работа обычно видна, зрима. Священник должен заниматься своими прямыми обязанностями.
Мне очень нравится храм при С(А)ФУ, где настоятель - отец Евгений Соколов. Он не занимается ничем, ни стройкой, ни финансовыми вопросами - там просто ничего этого нет. Зато батюшка занимается прямыми обязанностями, он действительно создал крепкую общину.
О переводах священнослужителей
- Церковь - больница, где мы проходим лечение, и одновременно - воинство. Об этом писал апостол Павел: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Каждый, независимо от пола и возраста - воин, война прекращается только вместе с жизнью. В армии командиры ставят подчиненных на те или иные позиции, проходит время, и человек назначается на новое место службы.
При назначении нового архиерея нередко бывает, что часть священнослужителей уходит в другие епархии. Так же и с Сахалина уходили. Здесь, в Архангельске, служили отец Вадим Антипин, отец Роман Ковальский, отец Константин Нецветаев, отец Афанасий (Пименов)... Они не были местными и когда-то так же приехали сюда, кто 5 лет назад, кто больше. Отслужив свой срок, написали прошение и ушли - это естественная ротация кадров. И я считаю, что удерживать человека неправильно, невольник - не богомольник. Если кто-то просит его отпустить, мы отпускаем.
Страшно другое - если одновременно не происходит пополнения, нет свежей крови. Приятно, что у нас на данный момент больше пришедших - из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля... Возвращаются и те, кто служил здесь раньше. Отец Петр Мушкет при владыке Тихоне не по своей воле покинул епархию, и теперь попросился обратно. Приезжают из Тамбова, из Лавры... Конечно, это радует.
А что касается переводов в рамках епархии. Я сам пережил два очень тяжелых расставания. Первое - с Лаврой. В Лавре, у преподобного Сергия, в сердце русского Православия, я прожил 17 лет. И меня отправили не просто в другую деревню - на Сахалин, 9 часов на самолете. Никого там не знал, никого у меня там не было, ну и что - взял свой крест и пошел. Там даже настоящего кафедрального собора тогда не было - просто большая часовня с алтарем. Потом другое назначение, в Архангельск. А мне уже очень тяжело было уезжать, я сам не мог предположить, что так будет, сердце просто разрывалось. Я даже старался уехать быстрее, чтобы не было лишних терзаний. Очень тяжело оставлять людей. Но Христос-то везде! Ошибка многих священников в том, что мы людей приводим к себе, а не к Христу, мы должны это понимать и в этом каяться. Бывает, что к тебе привыкают; но я всегда повторял: помните, Господь остается в храме! Вы должны чувствовать Бога, наша самая сильная связь с вами - это наша сердечная молитва.
Я помню, как недавно владыку Викентия после многих лет служения из Екатеринбурга - это одна из самых благоустроенных епархий - назначили в Ташкент. Он ничего не знал, его не предупреждали, новость, что его переводят, пришла, когда он стоял в храме на молитве. А Ташкент - мусульманский город, где запрещена проповедь христианства вне храмового здания, там совсем другая атмосфера. И я стал еще больше уважать владыку, когда услышал, как он сказал, обращаясь к пастве: «Я монах, это мое послушание, я прошу от вас только одного - молитв. Если молитва будет совершаться в мирном сердце, она дойдет до Бога, и мне будет хорошо». Для Церкви это нормальная ситуация. Каждый, и архиерей, и священник, дает присягу, как офицер.
Еще будучи в Лавре, я услышал, как один человек, который водил по Лавре какую-то делегацию - видимо, ни во что не веривший - сказал: «Тут учатся в семинарии, в академии. Кто учится хорошо, те попадают служить в хорошие места, а двоечников отправляют в деревни». Так быть не должно! Если предыдущий настоятель на этом приходе был сильным, то хотя бы на первое время там нужен такой же. Или, если, например, идет строительство, нужен кто-то, кто с ним справится. Другой фактор - священник, служивший в городе, легче восстановит деревенский приход, если у него остались духовные чада, которые смогут ему помочь, остались в городе связи. А со временем на это место найдется кто-то другой. Наконец, деревенский приход для священника - прекрасный опыт.
Подготовил Михаил Насонов
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.