Святые и святыни

Преподобный Кирилл Челмогорский

†1368

Память – 8 декабря/21 декабря

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

Преподобный Кирилл Челмогорский был одним из самых первых подвижников благочестия, живших в пределах современной Архангельской области и имена которых дошли до нас.

Он родился в конце XIII века. В возрасте двадцати лет пришел в Новгородский монастырь, основанный преподобным Антонием Римлянином, и принял там монашеский постриг с именем Кирилл. В обители преподобного Антония инок Кирилл прожил шесть лет, а затем отправился странствовать по другим монастырям. В скитаниях он провел три года.

В 1316 году преподобный Кирилл пришел на гору Челму, которая находилась «в пятидесяти трех верстах от Каргополя» (1, 504) между Челмозером и Лекшлюзозером. В это время ему исполнилось тридцать лет. Православных храмов и монастырей в тех местах не было, за исключением небольшой Богоявленской пустыни, основанной близ Каргополя старцем Вассианом, который умер за тридцать лет до прихода на Челму преподобного Кирилла. Местные жители принадлежали к финскому племени, которое русские люди называли чудью. Чудины в большинстве своем были язычниками, молились идолам и приносили им жертвы. Лишь немногие из них были крещены. В этих диких местах, среди чужого, языческого народа, в лесной чаще, и поселился преподобный Кирилл. Первую зиму он провел в пещере, которую выкопал себе в горе. Затем построил небольшую келью, а при ней – часовню. В полном одиночестве, проводя время в непрестанной молитве, трудах и посте, он прожил три года.

Многие лишения пришлось вытерпеть пустынножителю Кириллу. Ему приходилось питаться только овощами, которые он выращивал на небольшом огороде, терпеть страхования от демонов. Несколько раз на него нападали подстрекаемые демонами местные жители-чудины. Однажды они подожгли лес, надеясь этим напугать и прогнать пустынника, однако по молитве преподобного Кирилла пожар прекратился; в другой раз попытались ограбить его, но не нашли в его келье ничего, кроме иконы Божией Матери. После этого чудины перестали преследовать преподобного Кирилла и стали относиться к нему более дружелюбно (7, 222).

Через три года к преподобному Кириллу пришел монах по имени Корнилий. Он приходился пустыннику родным братом (8, 504). Вместе они прожили недолго: вскоре Корнилий оставил брата и ушел для безмолвия в другую пустынь. Преподобный Кирилл вновь остался один. С Божией помощью он переносил все трудности и лишения пустынного жития, работая Господу.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 14 – 15). Так и святая жизнь преподобного Кирилла, по воле Господней, не осталась скрытой от людей. Слава о нем как о великом подвижнике распространилась среди жителей тех мест. К нему «стали приходить многие христиане ради назидания и духовной пользы». Приходили и язычники-чудины. После бесед со святым иноком многие из них отвергали прелесть идолослужения и становились православными. Новокрещеные чудины «приходили к преподобному и слушали его наставления о вере, о святом крещении и о всех заповедях Божиих». «Трудами преподобного Кирилла христианство среди них стало успешно распространяться»(8, 504), так что «почти вся окрестная чудь приняла от него святое крещение» (7, 222). К концу жизни святого «в Каргопольской стране не осталось ни одного некрещеного язычника» (9, 725). Так трудами скромного монаха-пустынника бывшие язычники-чудины стали православными христианами.

Так, в посте, молитвах и трудах по обращению местных жителей в Православную веру, преподобный Кирилл прожил в уединении на горе Челме пятьдесят два года из восьмидесяти двух лет своего земного жития. Почувствовав приближение смерти, преподобный Кирилл молил Господа дать ему возможность причаститься Святых Христовых Таин. Господь исполнил его просьбу – его посетил игумен из Вассиановой пустыни Иосиф, который и причастил умиравшего пустынника. 8 декабря 1368 года преподобный Кирилл отошел ко Господу.

Впоследствии, спустя несколько лет после кончины преподобного, на гору Челму стали приходить люди, которые желали поселиться там для отшельнической жизни. Двумя такими людьми была устроена гробница над могилой преподобного Кирилла.

Спустя еще несколько лет на месте пустыннических подвигов святого Кирилла возник мужской монастырь. Основал его некий иеромонах Арсений. К нему стали собираться те, кто хотел послужить Господу в стенах будущей обители. Постепенно образовалась община из двадцати четырех человек. «Сподвижники построили храм в честь Богоявления Господня, завели пашни и огороды» (8, 505). По другим редакциям жития преподобного Кирилла, Богоявленский храм на горе Челме вместе с небольшим монастырем был построен им самим для тех, кто желал разделить с ним его труды и подвиги (7, 222; 9, 725). В Богоявленском храме под спудом были положены мощи основателя монастыря преподобного Кирилла Челмогорского. От них стали совершаться многочисленные чудеса, и «слава о новом чудотворце распространилась по Святой Руси. В новую обитель стали стекаться почитатели преподобного Кирилла для поклонения мощам его, приносили сюда свечи, фимиам и все необходимое для пустынников» (8, 505).

От мощей преподобного Кирилла совершалось множество чудес. Мы расскажем только о некоторых, наиболее поучительных из них.

В 1674 году в Челмогорской пустыни в канун праздника Рождества Христова произошел пожар. Один из монахов по имени Макарий получил сильные ожоги, спасая из горящей церкви церковную утварь и книги. Судя по дальнейшим событиям, пламя пожара повредило ему глаза. Медицина того времени была бессильна ему помочь, и Макарию осталось только молить Бога и преподобного Кирилла о помощи. В праздник Сретения Господня ему в видении явились преподобные Кирилл Челмогорский и Макарий Желтоводский, в честь которого, возможно, был пострижен больной инок. Они велели Макарию произнести слова: «свет Христов просвещает всех». После этого преподобный Кирилл протер ему глаза своей монашеской мантией, и заболевший исцелился.

Преподобный Кирилл помогал не только монахам, но и мирянам, в том числе детям. Одно такое чудо произошло при жизни преподобного Кирилла. Как-то раз двое маленьких детей решили взобраться на монастырскую колокольню. По неосторожности они упали вниз и разбились насмерть. Видя горе их родителей, преподобный Кирилл стал молить Бога воскресить детей. И произошло чудо – к великой радости родителей, к великому изумлению братии монастыря, мертвые дети ожили (9, 725).

Еще одно чудо преподобного Кирилла свидетельствует о том, что и после своей кончины он остался наставником и кротким вразумителем братии своего монастыря. Как-то один из насельников Челмогорской обители, иеромонах Герман, человек уже преклонного возраста и больной, чувствуя приближение смерти, решил сделать подарок дочери и ее мужу. Он предложил своему зятю Венедикту, когда тот навестил его, «взять с монастырского двора две скотины» (8, 505). При этом Герман позабыл, вероятно, утверждение преподобных отцов о том, что «имущество монаха – огонь. Куда оно входит, там пожирает все» (10, 431). Чудесным образом он получил вразумление от самого основателя Челмогорской обители преподобного Кирилла. Вот как это произошло.

Ночью Герман увидел в своей келье неизвестного старца, стоявшего на молитве. Окончив ее, старец обратился к иноку с такими словами: «Иеромонах Герман, прельстился ты суетою мира сего. Вместо того чтобы созидать, ты расхищаешь, губя свою душу и души тех, которым повелеваешь брать монастырское. Зачем велишь зятю своему и дочери брать монастырскую скотину? Думаешь восполнить их нищету? Но они еще сильнее обнищают. Великий грех принимаешь ты на себя и тяжкое осуждение» (8, 505 – 506).

После этого чудный старец исчез. Наутро умирающий Герман рассказал зятю о своем видении и дал ему при этом такое завещание:

– Чадо мое! Господа ради, после моей смерти не бери из монастыря то, что позволил тебе взять. Берегись, да не погибнут души наши по слову преподобного. И не только не берите ничего из обители, но сами пекитесь об этом святом месте.

Еще одно из знаменательных чудес преподобного Кирилла Челмогорского произошло в середине XVII века. Неподалеку от Челмогорского монастыря стояло село Лядины, в котором служил священник по имени Иоанн. Он глубоко чтил память преподобного Кирилла, составил его житие и описал чудеса, совершавшиеся от его мощей и по молитвам к нему. Поскольку отец Иоанн владел иконописным искусством, он решил написать икону преподобного Кирилла. Однако как следовало изображать его лик, отец Иоанн не знал и поэтому не мог исполнить свой благочестивый замысел. Чудесным образом ему помог в этом сам преподобный Кирилл.

Однажды отец Иоанн увидел себя во сне стоящим в притворе одного из храмов Челмогорского монастыря. В храме сонмом святителей и преподобных со множеством священников и иноков совершался молебен. Один из диаконов подошел к отцу Иоанну и сказал ему: «Смотри – как видишь, так и напиши, поможет тебе Бог, если ты захочешь исполнить это», после чего показал ему икону, где среди множества святых Иоанн увидел изображение преподобного Кирилла. Таким образом в сонном видении священнику было указано, каким следует писать на иконе святого Кирилла. Мало того, ему была обещана помощь Божия в написании иконы (8, 506).

По неизвестным причинам после этого видения прошло три года, а священник Иоанн так и не написал образ преподобного Кирилла. Тогда во время Великого поста, после всенощной, ему было второе видение во сне. Отец Иоанн увидел себя молящимся у гроба святого Кирилла. Вдруг преподобный приподнялся в гробу, сел и обратился к Иоанну с такими словами: «Смотри на меня. Ты желаешь написать мой образ. Пиши так, как меня видишь. Старайся и понуждай себя на это дело».

Священник проснулся, объятый страхом. Вскоре по различным надобностям ему пришлось побывать в Каргополе. Там он рассказал о своих видениях одному священнику, которого очень уважал. Тот одобрил его намерение написать икону преподобного Кирилла Челмогорского и, между прочим, признался, что и сам видел святого во сне, причем точь-в-точь таким, как описывал его отец Иоанн.

Вслед за этим Иоанн «сообщил о том же некоторым старцам и, получив благословение их, скоро написал образ преподобного Кирилла, на котором изобразил чудотворца сидящим, как его видел» (8, 507). Эту икону священник Иоанн подарил Челмогорскому монастырю.

Еще одно знаменательное чудо произошло с жителем Каргополя, имя которого осталось неизвестным. Этот человек страдал «желудочной болезнью», в то время считавшейся неизлечимой. С верой в то, что преподобный Кирилл исцелит его, больной отправился в Челмогорскую обитель. Как раз в это время в монастырском храме, у гробницы преподобного, совершалась вечерня, однако паломник поленился пойти поклониться гробу святого Кирилла и лег спать. Ночью во сне он увидел «святолепного инока с жезлом в руке», который строго сказал ему: «Разве ты не понимаешь, что кто приходит к врачу и прогневляет его, тот не получит исцеления? А ты, неразумный, идешь прежде на ночлег, а не в церковь Божию» (8, 508). При этом инок ударил ленивого паломника жезлом, так что тот с криком вскочил с постели.

Паломник рассказал о своем видении другим богомольцам, а наутро, оставив лень, отправился в храм, чтобы поклониться мощам преподобного Кирилла и отстоять молебен перед его гробницей. После этого, к радости своей, он почувствовал, что неизлечимая болезнь совершенно оставила его.

Память преподобного Кирилла Челмогорского больше всего почитается на Каргопольской земле, где стояла основанная им Кирилло-Челмогорская обитель.

К списку




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.