Святые и святыни

Преподобный Евфимий Корельский. Праведные Антоний и Феликс Корельские

Память – 18 апреля/1 мая

в Соборе Корельских святых – 21 мая/3 июня

Сведения о жизни преподобного Евфимия Корельского (в современном правописании – Карельского) очень скудны. Он поселился «на корельском берегу, недалеко от Белого моря, около 1410 г.» (2, 127), где построил храм в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, а также несколько монашеских келий. В те времена эта местность была полудикой, языческой. Как пишет архимандрит Никодим, «в приморском прибрежии, между русскими колониями, жили тогда пять видов финского племени, или, как называли их новгородцы, «корельских детей». Эти корелы и лопари имели в поморье свои вотчины. О том, какова была их вера, говорит старинная соловецкая повесть: «Древле быша сии родове, яко зверие дивии… отнюдь Бога истинного ни знати, ни разумети хотяху, но имже кто когда чрево насытит, тогда оно и бога си поставляше. Аще иногда каменем зверя убивает, тогда камень почитает, и аще палицею поразит ловимое, палицу благотворит…» С этими людьми довелось жить преподобному Евфимию. Подвижник Божий, по своей любви к людям и к Истине небесной, просвещал заблудших и словом, и жизнью своею» (2, 129).

Маленький монастырь, основанный преподобным Евфимием, после самого своего основания пережил разорение. «В 1419 г. норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили несколько иноков» (2, 127). Казалось, уже не суждено было возродиться маленькой Никольской обители. Однако Господь судил иначе. К судьбе созданного преподобным Евфимием монастыря оказалась причастной богатая и влиятельная жительница Новгорода, известная в истории как Марфа Посадница.

«О Марфе сохранилась память как о женщине властной, своенравной и решительной», вдобавок – жестокой. Горько приходилось тому, кто смел в чем-то ей перечить. К примеру, новгородский боярин Мирославский, «решившийся вести тяжбу с боярыней Марфой», угодил за это в тюрьму (16, 28). Разумеется, немалую роль в том почете и влиянии, которыми пользовалась в Новгороде Марфа, играло ее богатство. Марфе Посаднице и ее роду принадлежали огромные земельные территории.

Как-то раз два сына Марфы от первого брака (впоследствии она овдовела и вышла замуж за посадника Исаака Борецкого), Антоний и Феликс, отправились осматривать свои обширные владения. Путешествие их завершилось трагически: они «утонули в устье Двины и были погребены в обители» (16, 20). Произошло это незадолго до нападения норвежцев на Никольский монастырь, в 1418 году. О земном житии праведных Антония и Феликса практически ничего не известно. Архимандрит Никодим отмечает, что погибшие сыновья Марфы «окончили земное течение свое людьми молодыми» (2, 128). Известно, что они отличались глубокой верой и благочестием. Один из братьев, праведный Феликс, «при жизни своей был известен благотворительностью: он передал Михайло-Архангельскому монастырю, что в устье Северной Двины, земли с тонями на морском берегу» (16, 20).

Когда Марфа узнала о гибели своих детей, горю ее не было предела. «Согласно одной из легенд, она приказала сжечь несколько деревень в Золотицкой волости, заподозрив их жителей в умышленном убийстве ее сыновей» (16, 28). Когда гнев ее улегся и стала ясна непоправимость утраты, смирившаяся боярыня решила позаботиться о том, чтобы память об ее сыновьях не ушла в небытие и чтобы всегда были люди, которые бы могли молиться о них Богу. Именно поэтому она «пожертвовала значительные средства для возобновления церкви и келий и просила молиться в монастыре о своих скончавшихся сыновьях» (16, 20). В тексте дарственной грамоты на земельные владения, которую дала Марфа Николо-Корельскому монастырю, содержится ее желание «поставить храм святителя Николая в Корельском над гробами детей моих, Антония и Феликса» (2, 128). Таким образом, благодаря преподобному Евфимию и праведным Антонию и Феликсу Корельским на Архангельской земле появился Николо-Корельский монастырь.

Впоследствии на том месте, где преподобным Евфимием была основана Николо-Корельская обитель, возник город Северодвинск. В 1998 году праздновалось шестидесятилетие его основания. У стен Николо-Корельского монастыря (закрытого в двадцатые годы) был отслужен молебен тем, кто оказался «невольными основателями города Северодвинска» (16, 7) – Евфимию, Антонию и Феликсу Корельским. Они являются небесными покровителями этого города. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в возрождающемся соборном храме бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия (17, 4).

К списку




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.