Святые и святыни

Преподобный Варлаам Шенкурский

†1462

Память – 19 июня/2 июля

Преподобный Варлаам Шенкурский (или Важский) является небесным покровителем города Шенкурска. «В мире он был лицом весьма значительным. Он, новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев, был весьма богат и уважаем великими московскими князьями. Один древний историк писал о нем: «посадник Василий по наследству владел Заволочьем. Река Вага со всеми ее окрестностями была в его владении» (2, 130). «По другим сведениям, дед Василия Степановича, Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник… приобрел у чудских старшин земли Шенкурские до Ростовских границ» (22, 418).

Благочестие и желание помочь ближнему отличало представителей этого знатного и богатого рода. Так, «Своеземцевы первые завели на Ваге хлебопашество» (2, 130). До того времени местные жители, большинство которых составляла уже знакомая нам по житию Кирилла Челмогорского полудикая чудь, жили только за счет охоты и рыболовства.

Наиболее благочестивым из Своеземцевых был Василий Степанович. В Новгороде он «начальствовал честно и ненавидел все худое. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагих, врачом больных. В доме его находили себе покой все странники. Особенно же расточал он свои благотворения на любимой Ваге» (22, 418). Он «более, чем отец и дед, употреблял огромные средства свои для пользы этой дикой страны, особенно для нравственного развития ее жителей» (2, 131), и построил в ней много православных храмов (9, 172). Как глубоко верующий человек, Василий Своеземцев считал себя ответственным за судьбы и духовно-нравственное состояние подвластного ему населения. Он помнил о том, что за них ему придется отвечать перед Богом. Кроме того, он просто любил важские места за их красоту; поэтому, несмотря на то, что управление краем осуществляли его доверенные люди, Василий Своеземцев часто и охотно бывал на Ваге сам.

«В Заволочье, над рекой Вагой Василий поставил городок и назвал его «Пинежским городком», как поставленный над рекой Пинежской». В 1444 году Василий Степанович Своеземцев основал на Ваге мужской монастырь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами» (22, 418 – 419). Вот как рассказывается об основании им Иоанно-Богословского монастыря в одном древнем повествовании: «Пред каждым праздником Василий проводил ночи в молитве. Пред праздником Иоанна Богослова положил он обет построить обитель в честь евангелиста. Наутро пошел осмотреть места, и два места на запад от городка показались ему удобными для обители; из них восточное место более нравилось ему. Но он, не полагаясь на себя, бросил жребий. Три раза бросал, и каждый раз выходил жребий западного. Василий сказал вслух служителям: «восточное место – место твердое, а на этом месте земля не крепка. И однако люди будут жить здесь, место им понравится, только много будет хлопот».

Спустя несколько лет Василий Иванович сполна изведал переменчивость земного счастья, власти и славы и вполне мог повторить слова мудрого царя Соломона: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа!» (Еккл. 1, 14). Он «был вынужден со своим семейством бежать из Новгорода, спасаясь от преследований Марфы Борецкой» (16, 28). Остаток дней Василий Своеземцев решил посвятить Богу. Оставив жену и детей, он поселился в основанном им самим Иоанно-Богословском монастыре. Здесь он принял монашество с именем Варлаама (9, 177).

«Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит он был за оградой обители, столько в обители в одежде инока старался быть известным одними иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал Ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах» (22, 419). Преподобный Варлаам отличался необычайными смирением и скромностью, так что в этом иноке нельзя было признать могущественного и богатого посадника.

19 июня 1462 года преподобный Варлаам почил о Господе. Перед своей кончиной он «завещал кормить в монастыре бедных и раздавать хлеб» (22, 419). Это оказалось последним добрым делом, которое он совершил, живя на земле. Погребли преподобного Варлаама на братском монастырском кладбище.

В 1552 году во время разлива Ваги часть этого кладбища была размыта водой и из-под земли показались гробы похороненных давным-давно монахов. К этому времени их тела истлели, но мощи преподобного Варлаама были обретены такими, как будто он был похоронен совсем недавно. И иноческая одежда на нем, и даже его гроб оказались нетленными.

После обретения мощей преподобного Варлаама от них стали совершаться чудеса. Иноки поместили мощи под спудом в монастырском храме в честь апостола Иоанна Богослова. В 1589 году на основании памятных записей о жизни преподобного Варлаама, которые хранились в Иоанно-Богословском монастыре, инок Сийской обители Иона написал его житие. В 1613 году «было установлено празднование преподобному Варлааму» (22, 419). Память его совершается в день его кончины – 19 июня по старому стилю (2 июля по новому стилю).

К списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!