Святые и святыни

Блаженный Георгий Шенкурский

†1462

Память – 19 июня/2 июля

в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

Блаженный Георгий Шенкурский был уроженцем «деревушки Яруполи, принадлежавшей к Велико-Николаевскому приходу, что близ города Шенкурска». Родители его были крестьянами и носили фамилию Будиловых. Когда родители Георгия умерли, он принял на себя подвиг юродства. В этом подвиге святой Георгий провел всю свою земную жизнь.

«Нося опоясание на чреслах, он терпеливо переносил и холод, и голод, и почасту для богомыслия уходил надолго в лес. Особенно часто любил он молиться в приходской Никольской церкви, откуда уходил на близлежащие болота. Среди болот был высокий холм, а на нем огромный камень. На этом камне много часов провел блаженный Георгий в своих думах и молитвах» (2, 135).

23 апреля 1462 года, в день своих именин, блаженный Георгий отошел ко Господу. Перед своей блаженной кончиной он завещал, чтобы его погребли среди болота на холме под тем самым камнем, на котором он любил молиться. Когда же его спросили, в чем причина такого желания, он ответил, что именно на этом месте впоследствии будет стоять храм в честь святителя Николая Чудотворца. Слова подвижника, обладавшего даром прозорливости, сбылись. Впоследствии, когда вода реки Ваги размыла то место на берегу, где стояла Никольская церковь, ее действительно перенесли туда, где был похоронен праведный Георгий.

В 1514 году один из почитателей святого Георгия, воевода князь Михаил Васильевич Хворостинин, пожелал видеть его мощи. По его приказу мощи блаженного были открыты и обретены нетленными. «Тогда же был снят со святого образ, мощи вновь благолепно преданы земле, над ними построена каменная часовня».

От мощей блаженного Георгия совершалось множество чудес.

Некий житель Великого Устюга по имени Тимофей в течение трех лет был разбит параличом (расслаблен). В сонном видении ему явился «великий в чудесех Георгий» и велел совершить паломничество к его гробу. Проснувшись, больной немедленно дал обет совершить это и сразу почувствовал себя лучше. Окончательно выздоровел он, когда исполнил свое обещание, данное святому Георгию.

С 90-х годов ХIХ столетия по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Александра (Закке-Заккиса) в храмах Шенкурска на отпусте упоминается имя блаженного Георгия Шенкурского (23, 19).

На иконах праведный Георгий изображается босым, одетым в рубище, с молитвенно сложенными на груди руками, иногда – седобородым и одетым в шубу (9, 816).

К списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!