Святые и святыни

Блаженный Георгий Шенкурский

†1462

Память – 19 июня/2 июля

в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

Блаженный Георгий Шенкурский был уроженцем «деревушки Яруполи, принадлежавшей к Велико-Николаевскому приходу, что близ города Шенкурска». Родители его были крестьянами и носили фамилию Будиловых. Когда родители Георгия умерли, он принял на себя подвиг юродства. В этом подвиге святой Георгий провел всю свою земную жизнь.

«Нося опоясание на чреслах, он терпеливо переносил и холод, и голод, и почасту для богомыслия уходил надолго в лес. Особенно часто любил он молиться в приходской Никольской церкви, откуда уходил на близлежащие болота. Среди болот был высокий холм, а на нем огромный камень. На этом камне много часов провел блаженный Георгий в своих думах и молитвах» (2, 135).

23 апреля 1462 года, в день своих именин, блаженный Георгий отошел ко Господу. Перед своей блаженной кончиной он завещал, чтобы его погребли среди болота на холме под тем самым камнем, на котором он любил молиться. Когда же его спросили, в чем причина такого желания, он ответил, что именно на этом месте впоследствии будет стоять храм в честь святителя Николая Чудотворца. Слова подвижника, обладавшего даром прозорливости, сбылись. Впоследствии, когда вода реки Ваги размыла то место на берегу, где стояла Никольская церковь, ее действительно перенесли туда, где был похоронен праведный Георгий.

В 1514 году один из почитателей святого Георгия, воевода князь Михаил Васильевич Хворостинин, пожелал видеть его мощи. По его приказу мощи блаженного были открыты и обретены нетленными. «Тогда же был снят со святого образ, мощи вновь благолепно преданы земле, над ними построена каменная часовня».

От мощей блаженного Георгия совершалось множество чудес.

Некий житель Великого Устюга по имени Тимофей в течение трех лет был разбит параличом (расслаблен). В сонном видении ему явился «великий в чудесех Георгий» и велел совершить паломничество к его гробу. Проснувшись, больной немедленно дал обет совершить это и сразу почувствовал себя лучше. Окончательно выздоровел он, когда исполнил свое обещание, данное святому Георгию.

С 90-х годов ХIХ столетия по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Александра (Закке-Заккиса) в храмах Шенкурска на отпусте упоминается имя блаженного Георгия Шенкурского (23, 19).

На иконах праведный Георгий изображается босым, одетым в рубище, с молитвенно сложенными на груди руками, иногда – седобородым и одетым в шубу (9, 816).

К списку




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.