Святые и святыни

Праведный Кирилл Вельский (Важеский)

Память – 9 июня/22 июня

в Соборе Вологодских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице

Праведный Кирилл с давних времен почитается как небесный покровитель города Вельска. На иконах он изображается в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу реки Ваги.

Обретение мощей праведного Кирилла Вельского произошло в XVI веке. Жила тогда в Вельском погосте (так назывался в старину город Вельск) благочестивая женщина по имени Евлампия. Однажды, когда она была занята домашним рукоделием, ей явился неизвестный юноша и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню» (12, 366). Имени своего юноша не назвал.

Изумленная женщина поведала о своем видении священникам и народу. Жители города отправились на старое городское кладбище, находившееся на речном мысу. В старину там стоял храм в честь святителя Иоанна Милостивого, поэтому в народе это место называлось Подъиванским. Придя туда, они действительно нашли на берегу старинный, потемневший от времени гроб, который был вымыт из земли речной водой. Когда гроб перенесли к церкви, решили посмотреть, что же находится в нем. Люди думали обнаружить в нем разве что кости; однако, к их удивлению, оказалось, что в гробу лежит нетленное тело юноши. Оно выглядело так, как будто усопший был погребен только вчера. Даже одежда на нем была как новая.

Местные священники пытались выяснить у старожилов Вельского погоста, кем был тот юноша, нетленные мощи которого они обрели, однако никто не мог ничего вспомнить и рассказать о нем – слишком уж много лет минуло с тех пор, когда он жил на свете...

В конце концов отыскался один-единственный человек, который смог рассказать кое-что о неведомом подвижнике. Это была жившая при храме и кормившаяся подаянием слепая старушка инокиня Акилина по прозванию Накапа. Она вспомнила, как в молодости слышала от пожилых людей о том, что «когда Новгород был еще не за Московским государем, тиун (управляющий) новгородских наместников утонул в реке Ваге и был погребен при церкви на Подъиванском» (12, 367). Звали этого человека Кириллом. Акилина рассказала и о его чудесной кончине. Однажды боярин за что-то разгневался на Кирилла да так сильно, что хотел его убить. Некуда было скрыться слуге от гнева господина, и он бросился в реку Вагу. Вода вокруг него вдруг расступилась во все стороны на три сажени. Тогда боярин, раскаявшись в своем поступке, стал просить прощения у своего тиуна. Простил его Кирилл, но сам пал ниц и утонул. Боярин, горько раскаиваясь в том, что без вины погубил верного слугу, приказал найти его тело и похоронил его при храме с честью и надгробным пением.

Когда Акилина рассказала все, что знала о праведном Кирилле, она попросила подвести себя к его гробу. При этом с ее верхнего века исчезла большая, величиной с яблоко, опухоль, после чего «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою». Оказавшись свидетелями этого чуда, жители Вельского погоста уверовали в то, что ими были обретены мощи святого и что отныне праведный Кирилл будет помогать им в их бедах, скорбях и болезнях, как помог он прозреть инокине Акилине.

С тех самых пор и началось почитание праведного Кирилла Вельского (или Важеского, так как в ту пору река Вага протекала рядом с Вельском. Над гробом его жители Вельского погоста построили часовню. «По мере того, как распространялась весть об обретении святых мощей и о происходящих от них исцелениях, народ все более и более прибегал к молитвенному ходатайству праведного Кирилла и стал собираться в часовне для поклонения его гробу. Многие по вере своей получали исцеления от различных недугов, что еще более возбуждало веру и усердие к угоднику Божию» (12, 366 – 368).

В 1587 году мощи праведного Кирилла Вельского были вновь освидетельствованы. Священнослужители Никольской церкви, отпев молебен святому, открыли его гробницу. Оказалось, что тело праведного Кирилла по-прежнему пребывает нетленным. Отсутствовала только верхняя губа. С колокольным звоном при стечении народа мощи праведного Кирилла были перенесены в Никольскую церковь и поставлены открыто по правую сторону от алтаря. При этом произошло чудо: мальчик Симеон, страдавший неизлечимой «болезнью чрева», к радости родителей, совершенно выздоровел.

Впоследствии Никольская церковь сгорела. А с нею погибли в огне и мощи Кирилла Вельского. Несколько уцелевших костей хранились в алтаре Троицкого храма, а затем были закопаны на том самом месте, где стояла когда-то Никольская церковь (27, 8).

Несмотря на то, что мощи праведного Кирилла Вельского были утрачены, при молитвенном обращении к нему продолжали совершаться чудеса. В Успенском храме города Вельска находится его икона, которая является чудотворной.

К списку




Публикации

Рождество — это про смысл и надежду
6 Янв 2020

Рождество — это про смысл и надежду


Размышления Сергея Худиева о главном христианском зимнем празднике.

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным
27 Дек 2019

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным


Об этом сообщило издание The Hill со ссылкой на совместный опрос с исследовательской компанией HarrisX.

Патриарх Кирилл о священнических ошибках
22 Дек 2019

Патриарх Кирилл о священнических ошибках


Душепопечение — это та область, где в наибольшей степени требуется предусмотрительность, осторожность и деликатность.

Под крылом Архангела Михаила
22 Дек 2019

Под крылом Архангела Михаила


За теплой беседой митрополит Корнилий рассказал редакции епархиального вестника о том, как ему, советскому школьнику, удалось стать штатным клириком кафедрального собора Самары и о том, как он верхом добирался до своего первого — Михаило-Архангельского — прихода. Архипастырь поделился воспоминаниями о Святой земле, а также поведал о планах на земле северной, где вновь оказался под крылом Архангела Михаила.