Святые и святыни

Праведный Артемий Веркольский

1532 – 1544 (1545?)

Память – 23 июня/6 июля, 20 октября/2 ноября

в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

Праведный Артемий родился на Пинежье, в селе Верколе. Родители его – Косьма и Аполлинария – были крестьянами. «Оба они были благочестивы и добродетельны».

Таким же рос и их маленький сын Артемий. Он «удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением и казался не по годам умным; почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией» (29, 3 – 4). Артемий отличался тихим нравом и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде (2, 137). О его внутреннем мире можно лишь догадываться. Был он, вероятно, одним из тех «малых сих», чьи ангелы, по слову Спасителя, «на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).

23 июня 1544 года, когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего он «от ужаса скончался» (29, 4). Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах и, что самое главное, внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди – без покаяния, и как, по представлениям некоторых, умирают только грешники.

Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. «Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия как умершего от внезапной смерти осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое» (30, 462 – 463).

В 1577 году дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев свет. Подойдя ближе, он с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежавшего в деревянном срубе. Обнаружив, что оно «совершенно цело и невредимо», Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.

Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали совершаться исцеления. Первым чудом от святых мощей стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, свирепствовавшей в то время среди местного населения. После того как отец умиравшего мальчика привесил к его нательному крестику кусочек бересты от гроба праведного Артемия, ребенок выздоровел. Узнав о случившемся, местные жители стали служить молебны святому Артемию, после чего эпидемия лихорадки прекратилась (9, 361).

В 1584 году после молитв к праведному Артемию исцелился человек по имени Павел, у которого «было болезненно обращено лицо назад и закрыты глаза так, что он ничего не видел» (29, 7). После этого чуда жители Верколы перенесли мощи святого отрока в специально построенный для этого придел и поместили их в новом гробу. На досках старого гроба были написаны несколько икон святого Артемия Веркольского. «Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление». Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.

«В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия…» (30, 464).

В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. К возникновению его оказался причастен человек, который вошел в историю как «предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, вместе с тем отличавшийся жестокостью в обращении с подчиненными» (31, 203). Это был воевода Афанасий Пашков, имя которого северянам более знакомо по знаменитому «Житию» протопопа Аввакума, который во время своей ссылки в Сибирь оказался в его отряде. У Пашкова был единственный сын Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу, Еремей «тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти» (32, 466). Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что, будучи в Верколе, он не поклонился гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен. После того как воевода дал обет, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем, только-только встав на ноги, он стал спрашивать, как добраться до Верколы… «Обрадованный отец в благодарность за чудесное благодеяние выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь» (32, 39). Эта обитель существует в Верколе и сейчас. В монастырском храме, освященном в честь Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 году (32, 467), и находились мощи святого праведника, на поклонение которому шли паломники со всех концов России.

В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли и скрыли в неизвестном ныне месте. В нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Православной Церкви в 1991 году) сохранилась только рака, где они почивали. Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены и снова, как в далекие времена Святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.

К списку




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.