Святые и святыни

Праведная Параскева Пиринемская

Память – 23 июня/6 июля

в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

Вместе с праведным Артемием Веркольским в сонме святых Архангельской земли издавна прославляется и его сестра – праведная Параскева Пиринемская (или Пириминская). Архимандрит Никодим пишет о ней следующее: «Хотя ее имени нет ни в святцах, ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование – вполне законное явление» (23, 27).

К сожалению, о земной жизни праведной Параскевы практически ничего не известно. В «Архангельском патерике» архимандрита Никодима можно найти только следующее упоминание о ней: «О праведной Параскеве и ее жизни, кроме древнего предания, говорящего, что она была родной сестрой праведного Артемия и скончалась отроковицею, ничего не известно» (2, 137). Вероятно, что, подобно своему брату, она проводила время не в детских играх и шалостях, а в молитве, посещении храма, помогала отцу и матери в их повседневных трудах и заботах. Духовную высоту этой юной уроженки Пинежья нам сейчас трудно даже представить. По словам духовного писателя ХIХ века Евгения Поселянина, «что может быть выше, как детская незлобивая и чистая душа, которая вместила в себе Бога»? Недолгую, но богоугодную жизнь прожила праведная отроковица Параскева. Похоронена она была в селе Пиринемь (или Пиримень), в девяноста верстах от Пинеги, в старинной часовне в честь великомученика Георгия Победоносца, построенной в незапамятные времена.

Обретение ее мощей произошло спустя длительное время после ее кончины, в 1610 году. О том, как это произошло, нам известно из старинного предания.

Несколько лет подряд жители Пиринеми замечали, что в зимнюю стужу, когда обветшалые стены и пол Георгиевской часовни покрывались инеем, один угол ее постоянно оставался не замерзшим, а из-под половиц исходило тепло. 30 июня 1610 года, после утрени, прихожане часовни собрались, чтобы обсудить вопрос о ремонте прохудившейся крыши. Тогда они и надумали выяснить, что скрывается под ее полом. Они приподняли половицы и обнаружили гроб, покрытый камнем, «а под камнем глава, а мощи землею покрыты». Однако когда пиринемцы решили разглядеть получше, кто лежит в найденном ими гробу, их любопытство было остановлено сверхъестественным образом. Свеча, при свете которой они пытались рассмотреть мощи неизвестного святого, сама собой погасла как бы от ветра. Как только свечу отнесли прочь, она снова ярко загорелась. Среди присутствовавших при обретении мощей праведной Параскевы оказался больной, страдавший неизлечимым недугом. Помолившись Господу и Его Пречистой Матери и с верою прикоснувшись к гробу, он выздоровел (33, 243). Так было открыто пиринемцам, что в найденном ими гробу лежат мощи святого. Однако кем был этот неизвестный подвижник и как его звали, Господь открыл им лишь позднее.

Около года спустя священнику из находившегося рядом с Пиринемью села Чаколы отцу Феофилакту в сонном видении было явлено, что обнаруженные в Георгиевской часовне мощи принадлежат «отроковице Парасковии, девическа лика, крестьянска рода» (33, 243). С тех пор она и стала именоваться праведной Параскевой Пиринемской. Чудеса от ее мощей продолжали совершаться.

В 1611 году праведная Параскева явилась во сне пинежскому крестьянину Евфимию Федорову и повелела ему собрать у ее гроба «скорбных и недужных, и кто чем недужен, Божия милость будет» (33, 244). Евфимий готов был исполнить это, однако его жена, не имевшая столь глубокой веры, принялась отговаривать его: «Что о тебе люди подумают?» Жители села поначалу действительно приняли рассказ Евфимия за выдумку. Однако, после того как внезапно ослепла его жена, насмешки прекратились. Праведная Параскева вновь явилась Евфимию во сне и повторила свое приказание, прибавив при этом, чтобы больные молились Богу, Пресвятой Богородице и «новой чудотворице Параскеве». Вместе со священником Чакольского прихода отцом Феофилактом Евфимий, собрав больных, в числе которых была и его жена, отправился в Пиринемь. После того как у гроба праведной Параскевы был отслужен молебен, все больные выздоровели. Было их тридцать человек.

В 1612 году игуменом пинежского Красногорского монастыря Макарием (преподобным Макарием Красногорским) и священником из Чаколы Феофилактом было произведено освидетельствование мощей праведной Параскевы Пиринемской. Они «по посте и молебном пении со тщанием обрели… главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не по плоти, но единыя кости ея» (33, 244). Рака с мощами святой была поставлена на паперти Георгиевской часовни. Даже во время сильных морозов она не покрывалась инеем и от нее исходило тепло. Продолжались и исцеления больных, с верою обращавшихся к помощи праведной Параскевы. К началу XVIII века было записано восемнадцать случаев исцелений.

В 1710 году приходской священник Алексей Козьмин и приказчик Алексей Яковлев составили описание обретения мощей праведной Параскевы, а также чудес от ее мощей. Описание это было представлено архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Рафаилу. По его указу в 1711 году производилось повторное освидетельствование мощей праведной Параскевы Пиринемской. При этом было отмечено, что «мощи темны, а глава и все тела ее кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и на той изображен Животворящий Крест Господень».

Текст церковной службы в честь праведной Параскевы составлен не был, однако известно, что в XVIII веке существовали иконы с ее изображением. В том же столетии, когда на месте окончательно обветшавшей Георгиевской часовни построили церковь в честь Двенадцати апостолов, рака с мощами святой была поставлена в правом углу этого храма. У гроба ее всегда молились люди в надежде на помощь в «нуждах и печалях», служились панихиды.

Жители Пиринеми ежегодно праздновали память праведной Параскевы. В день обретения ее мощей перед ее гробницей служились панихиды. Почитали ее местно – не только на Пинежье, но и по всей Архангельской губернии. «Святую праведную Параскеву издревле почитали и до настоящего времени почитают не только жители Пиринемского прихода, но и окрестных и даже отдаленных» (33, 245 – 246).

Память праведной Параскевы Пиринемской празднуется в один день с памятью ее брата праведного Артемия Веркольского.

К списку




Публикации

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты
2 Июн 2017

«Свидетели Иеговы» изнутри: письмо бывшего члена секты


Если «Свидетели Иеговы» думают, что смогут возрастать в подполье как раньше, они вообще не представляют себе мира, в котором живут сейчас.

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству
30 Май 2017

«Неизвестный композитор»: Бесконечный путь к совершенству


Музыка для нас все: учеба, работа, развлечение — это наша жизнь. А цель в ней — бесконечный путь к совершенству. Так рассуждают ребята из группы «Неизвестный композитор». Некогда они выступали на приходских праздниках, а сейчас их слушают тысячи зрителей на солидных фестивалях. О своем пути и планах на будущее, силе искусства и музыке города молодые исполнители рассказали в интервью для «Вестника Архангельской митрополии».

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.