Святые и святыни

Праведная Параскева Пиринемская

Память – 23 июня/6 июля

в Соборе Новгородских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

Вместе с праведным Артемием Веркольским в сонме святых Архангельской земли издавна прославляется и его сестра – праведная Параскева Пиринемская (или Пириминская). Архимандрит Никодим пишет о ней следующее: «Хотя ее имени нет ни в святцах, ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование – вполне законное явление» (23, 27).

К сожалению, о земной жизни праведной Параскевы практически ничего не известно. В «Архангельском патерике» архимандрита Никодима можно найти только следующее упоминание о ней: «О праведной Параскеве и ее жизни, кроме древнего предания, говорящего, что она была родной сестрой праведного Артемия и скончалась отроковицею, ничего не известно» (2, 137). Вероятно, что, подобно своему брату, она проводила время не в детских играх и шалостях, а в молитве, посещении храма, помогала отцу и матери в их повседневных трудах и заботах. Духовную высоту этой юной уроженки Пинежья нам сейчас трудно даже представить. По словам духовного писателя ХIХ века Евгения Поселянина, «что может быть выше, как детская незлобивая и чистая душа, которая вместила в себе Бога»? Недолгую, но богоугодную жизнь прожила праведная отроковица Параскева. Похоронена она была в селе Пиринемь (или Пиримень), в девяноста верстах от Пинеги, в старинной часовне в честь великомученика Георгия Победоносца, построенной в незапамятные времена.

Обретение ее мощей произошло спустя длительное время после ее кончины, в 1610 году. О том, как это произошло, нам известно из старинного предания.

Несколько лет подряд жители Пиринеми замечали, что в зимнюю стужу, когда обветшалые стены и пол Георгиевской часовни покрывались инеем, один угол ее постоянно оставался не замерзшим, а из-под половиц исходило тепло. 30 июня 1610 года, после утрени, прихожане часовни собрались, чтобы обсудить вопрос о ремонте прохудившейся крыши. Тогда они и надумали выяснить, что скрывается под ее полом. Они приподняли половицы и обнаружили гроб, покрытый камнем, «а под камнем глава, а мощи землею покрыты». Однако когда пиринемцы решили разглядеть получше, кто лежит в найденном ими гробу, их любопытство было остановлено сверхъестественным образом. Свеча, при свете которой они пытались рассмотреть мощи неизвестного святого, сама собой погасла как бы от ветра. Как только свечу отнесли прочь, она снова ярко загорелась. Среди присутствовавших при обретении мощей праведной Параскевы оказался больной, страдавший неизлечимым недугом. Помолившись Господу и Его Пречистой Матери и с верою прикоснувшись к гробу, он выздоровел (33, 243). Так было открыто пиринемцам, что в найденном ими гробу лежат мощи святого. Однако кем был этот неизвестный подвижник и как его звали, Господь открыл им лишь позднее.

Около года спустя священнику из находившегося рядом с Пиринемью села Чаколы отцу Феофилакту в сонном видении было явлено, что обнаруженные в Георгиевской часовне мощи принадлежат «отроковице Парасковии, девическа лика, крестьянска рода» (33, 243). С тех пор она и стала именоваться праведной Параскевой Пиринемской. Чудеса от ее мощей продолжали совершаться.

В 1611 году праведная Параскева явилась во сне пинежскому крестьянину Евфимию Федорову и повелела ему собрать у ее гроба «скорбных и недужных, и кто чем недужен, Божия милость будет» (33, 244). Евфимий готов был исполнить это, однако его жена, не имевшая столь глубокой веры, принялась отговаривать его: «Что о тебе люди подумают?» Жители села поначалу действительно приняли рассказ Евфимия за выдумку. Однако, после того как внезапно ослепла его жена, насмешки прекратились. Праведная Параскева вновь явилась Евфимию во сне и повторила свое приказание, прибавив при этом, чтобы больные молились Богу, Пресвятой Богородице и «новой чудотворице Параскеве». Вместе со священником Чакольского прихода отцом Феофилактом Евфимий, собрав больных, в числе которых была и его жена, отправился в Пиринемь. После того как у гроба праведной Параскевы был отслужен молебен, все больные выздоровели. Было их тридцать человек.

В 1612 году игуменом пинежского Красногорского монастыря Макарием (преподобным Макарием Красногорским) и священником из Чаколы Феофилактом было произведено освидетельствование мощей праведной Параскевы Пиринемской. Они «по посте и молебном пении со тщанием обрели… главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не по плоти, но единыя кости ея» (33, 244). Рака с мощами святой была поставлена на паперти Георгиевской часовни. Даже во время сильных морозов она не покрывалась инеем и от нее исходило тепло. Продолжались и исцеления больных, с верою обращавшихся к помощи праведной Параскевы. К началу XVIII века было записано восемнадцать случаев исцелений.

В 1710 году приходской священник Алексей Козьмин и приказчик Алексей Яковлев составили описание обретения мощей праведной Параскевы, а также чудес от ее мощей. Описание это было представлено архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Рафаилу. По его указу в 1711 году производилось повторное освидетельствование мощей праведной Параскевы Пиринемской. При этом было отмечено, что «мощи темны, а глава и все тела ее кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и на той изображен Животворящий Крест Господень».

Текст церковной службы в честь праведной Параскевы составлен не был, однако известно, что в XVIII веке существовали иконы с ее изображением. В том же столетии, когда на месте окончательно обветшавшей Георгиевской часовни построили церковь в честь Двенадцати апостолов, рака с мощами святой была поставлена в правом углу этого храма. У гроба ее всегда молились люди в надежде на помощь в «нуждах и печалях», служились панихиды.

Жители Пиринеми ежегодно праздновали память праведной Параскевы. В день обретения ее мощей перед ее гробницей служились панихиды. Почитали ее местно – не только на Пинежье, но и по всей Архангельской губернии. «Святую праведную Параскеву издревле почитали и до настоящего времени почитают не только жители Пиринемского прихода, но и окрестных и даже отдаленных» (33, 245 – 246).

Память праведной Параскевы Пиринемской празднуется в один день с памятью ее брата праведного Артемия Веркольского.

К списку




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.