Святые и святыни

Преподобный Сергий Малопинежский

1493 – 1585

Память – 16 ноября/29 ноября

в Соборе Вологодских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

О земной жизни преподобного Сергия Малопинежского известно очень немного. Отец его, Маркиан Стефанович Неклюд, был «из роду митрополичьих и десятильничих новгородских боярских детей» (12, 569). В те времена боярские дети были светскими чиновниками при древних епископах. Маркиан слыл образованным для своего времени человеком, «был научен книжному ученью и грамоте». Возможно, со временем он мог бы стать не последним из знатных и влиятельных новгородцев, однако в 1477 году, когда Новгород перестал быть «вольным городом» и был присоединен к Московскому царству, он был вынужден покинуть родные места и удалиться «на реку Пинегу, в волость Малую Пинежку». Здесь он женился на девушке по имени Аполлинария и стал священником в Сурском приходе, у него родился сын Симеон.

Маркиан и Аполлинария воспитали своего сына «во всяком благочестии и чистоте». От отца Симеон унаследовал любовь к чтению книг духовного содержания.

Родители Симеона в старости приняли монашество. «Маркиан, под именем Матфея, кончил жизнь игуменом Воскресенской обители в г. Кевроле, а Аполлинария скончалась схимницей под именем Пелагии» (19, 569).

В возрасте тридцати лет Симеон стал священником и служил в двух местных храмах, Преображенском (в селе Согра) и Георгиевском, до шестидесяти двух лет. Ревностное и на редкость долгое служение потребовало от него апостольского подвига обращения ко Христу «некрещеной чуди», то есть многих остававшихся еще язычников из этого народа. Успеху в деле обращения в Православную веру язычников способствовали нравственные качества священника Симеона. По свидетельству старинной летописи, он «был взором кроток, тих хождением, умилен видом, имел душу милостиву и чист помысел, сердце бодро, смирение и крепость молчаливую и любовь воистину нелицемерную, и был милостив к нищим до самоотвержения». «Была слава многая о нем ради добродетельной жизни его» (12, 570 – 571). Сведений об его личной жизни не сохранилось.

В глубокой старости, за год до своей кончины, священник Симеон принял схиму с именем Сергия. 16 ноября 1585 г. преподобный Сергий преставился. Из девяноста двух лет его земной жизни шестьдесят два года были отданы служению Богу.

Преподобный Сергий был похоронен у алтаря Преображенской церкви, в которой он прослужил долгие годы. «И домашнии ему людие устроиша над ним голбчик деревянный, то есть сенцу малую, памяти ради где погребен бысть…» (38, 6). Уже спустя год после его кончины от его могилы стали совершаться исцеления. К ней приходили множество болящих, которые, в надежде получить помощь, брали с его могилы песок. По вере их Господь возвращал им здоровье. Наиболее часто помощь святого Сергия получали люди, страдавшие головными болями. В середине XVII века местный священник Киприан, сыновья которого после молитв к преподобному исцелились от тяжкой болезни, построил над могилой его часовню. Также им были собраны свидетельства о жизни преподобного Сергия. Возможно, что именно священник Киприан является автором его жития (38, 3).

В 1655 году была написана икона святого Сергия Малопинежского.

Преподобный Сергий Малопинежский почитался местно. В день его преставления, 16 ноября, в часовне, где находились его мощи, ежегодно совершался молебен Спасителю. Это было завещано самим преподобным Сергием, который, явившись после своей кончины одной исцеленной им женщине, повелел «неотложно и непременно» почитать его память (12, 573).

В 1914 году в Согре был построен каменный Преображенский собор. В его подвальном помещении, так называемом «подцерковии», почивали мощи преподобного Сергия. Они бережно хранились там до страшных времен гонений на Православие. Во время разгула воинствующего безбожия в закрытом Преображенском храме устроили склад, а мощи преподобного Сергия были погребены под свалкой мусора, среди которого были и иконы, вынесенные из собора. За стеной, рядом с гробницей святого, было устроено отхожее место. Так люди, забывшие Бога, отрекшиеся от веры в Него, глумились над своими святынями… (39, 3)

Есть сведения о том, что во времена воинствующего атеизма преподобный Сергий являлся жителям Пинежья, словно свидетельствуя о ложности и лживости безбожия. В тридцатые годы жительница деревни Монастырь Анна Кокорина видела его в образе «белого старца», который плыл в лодке без весел по реке Пинеге. В сороковые годы жительница одной из деревень Горьковского сельсовета Глафира Бессонова, возвращаясь ночью с фермы и проходя мимо Преображенского храма, где в ту пору размещалась сельская школа, увидела, что алтарь храма залит светом, по яркости напоминающим электрический. Надо сказать, что электричества в ту пору в селе не было. Когда женщина подошла поближе к храму, свет исчез (40, 78). Кроме того, в житии преподобного Сергия Малопинежского, написанном отцом Иоанном Верюжским, имеется упоминание об аналогичном чуде, произошедшем в веке, когда со времени кончины преподобного Сергия прошло уже более шестидесяти лет. Священник Елисей, чтивший память святого Сергия и служивший в той самой Преображенской церкви, где служил и был впоследствии похоронен преподобный, в день его памяти, 16 ноября, пошел в храм служить утреню. Подойдя к церкви, он увидел, что она ярко освещена и полна молящимися, и некий незнакомый священник уже совершает богослужение. Приняв его за «десятильника» (в те времена так назывались люди, собиравшие «патриаршую дань»), Елисей испугался, что получит от него выговор «за свою неисправность». Поэтому он вошел в трапезу, чтобы через окошко разглядеть попристальнее, что же происходит в храме. К его изумлению, оказалось, что храм пуст, но «вся церковь и трапеза наполнены чудным благоуханием» (12, 571 – 572).

Как в далеком XVII веке, так и во времена богоборчества совершались на Архангельской земле чудеса от мощей преподобного Сергия Малопинежского. Память о нем пережила атеистическое лихолетье. Жители села Согры, в котором он совершал свое подвижническое служение, «отыскали в подвале нынешней Преображенской церкви тот деревянный «голбчик» (41,6), под которым был похоронен преподобный. В 1994 году началось восстановление Преображенского храма. По рассказам местной жительницы и инициатора возрождения храма К. П. Ширяевой, оно сопровождалось чудесными событиями. Так, в 1995 (или 1996) году перед иконой Спаса Нерукотворного, находившейся в храме, сама собой зажглась лампада. В мае 1999 года К. Ширяева услышала голос, который предупреждал, что ее дом сгорит, но хозяева его останутся живы. Женщина не придала этому значения, однако ночью дом Ширяевых, находившийся в тридцати метрах от храма, загорелся и был дотла уничтожен огнем, но никто из его хозяев не пострадал. Последнее известное нам сообщение о чудесном явлении преподобного Сергия Малопинежского относится к 2000 году. Анна Малухина, жительница деревни Машканово Горьковского сельсовета, в сонном видении видела белого старца, сидящего на пастбище за деревней. Старец попросил, «чтобы поставили для него хотя бы скамеечку, а он будет всегда на этом месте охранять пасущийся на этом пастбище скот». На указанном старцем месте была построена часовня.

К списку




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.