Святые и святыни

Преподобный Лонгин Коряжемский

†1540

Память – 10 февраля/23 февраля

в Соборе Вологодских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице

Преподобный Лонгин Коряжемский был основателем Николаевского Коряжемского монастыря. До этого он подвизался в монастыре преподобного Павла Обнорского, куда пришел еще молодым человеком. Там он «прошел длительный ряд послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что стал всем известен, как старец испытанный и достойный искреннего почитания».

В соседнем Корнилиево-Комельском монастыре у преподобного Лонгина был «друг и собеседник» монах Симон, уроженец Сольвычегодска. Многолюдство общежительных монастырей, в которых подвизались иноки Лонгин и Симон, а также то уважение со стороны братии, которым они пользовались, тяготило их. Они стремились вести отшельническую жизнь. В 1535 или 1537 году преподобные Лонгин и Симон покинули свои обители и отправились на поиски уединенного места, где можно было бы вдали от людей всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Игумен Корнилиево-Комельского монастыря благословил их и дал преподобному Лонгину деревянный крест, который впоследствии как величайшая святыня долгие годы хранился в Коряжемском монастыре (25, 237 – 238).

Иноки обрели пустынное уединение в глухом лесу близ устья реки Коряжемки. Преподобный Лонгин остался в этой местности навсегда, а преподобный Симон, прожив с ним лишь некоторое время, впоследствии ушел еще дальше, за шестьдесят верст от Коряжемки, на реку Сойгу, где основал свой монастырь.

Первое время преподобный Лонгин жил в полном одиночестве, «предаваясь богомыслию, дни и ночи проводя в молитвах и псалмопении». Однако вскоре о его местопребывании узнали местные жители, которые стали приходить к нему. Нашлись и те, кто пожелал проводить иноческую жизнь под его духовным руководством.

Со временем, когда число братии сильно возросло, в обители был возведен храм в честь святителя Николая, а также другие постройки, необходимые в монастырском быту. Так была создана Коряжемская обитель. Игуменом ее стал преподобный Лонгин. В это время он уже был умудренным в духовном делании старцем. Коряжемским монастырем он управлял недолго. «Время недолгого управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и духовной опытности» (25, 238 – 239). Будучи уже немолодым человеком, преподобный Лонгин превосходил всех подвижничеством и трудами.

Перед своей кончиной преподобный Лонгин велел похоронить свое тело при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Монахи не посмели ослушаться воли своего настоятеля. Однако Господь, «низлагающий сильных с престолов и возносящий смиренных» (Лк. 1. 52), прославил смиренного игумена Лонгина. В 1557 году произошло чудо, после которого началось его почитание как святого. Устюжский воевода князь Владимир тяжело заболел. Никакие медицинские средства того времени не могли ему помочь. Умирающий воевода увидел во сне старца, который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоровым, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре. И прикажи игумену и братии перенести на другое место тело основателя того монастыря, игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится» (25, 239). При этом явившийся старец подробно объяснил больному, где находятся мощи преподобного Лонгина и куда их следует перенести.

Воевода поспешил исполнить волю неизвестного святого. Когда его привезли в монастырь, он, к изумлению братии, сам указал место погребения преподобного Лонгина, хотя до этого в Никольском монастыре никогда не бывал. После того как гроб игумена Лонгина был вынут из земли и поставлен «в новую, близ северной стены, церковь», воевода Владимир поправился. «Когда слух об исцелении воеводы разнесся в народе, многие стали приходить в монастырь и служить над гробом преподобного панихиды, и все, приходившие с верою, получали исцеление от своих болезней» (25, 240). После молитвенного обращения к преподобному Лонгину выздоравливали даже безнадежные больные.

Жена сольвычегодского кузнеца Василия Худоногова Агриппина страдала эпилепсией («падучей болезнью», как говорили в старину). Частота приступов у нее все увеличивалась. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и поклониться мощам преподобного Лонгина. Придя туда, она со слезами молила преподобного Лонгина о своем исцелении. Вдруг ее сильно ударило о землю, так что окружающим показалось, что она умерла. Когда Агриппина пришла в себя, судорожные припадки у нее полностью прекратились. В благодарность за исцеление женщина дала обет трижды в год совершать паломничество в Коряжемский монастырь.

Другая женщина по имени Анна, жена крестьянина Антипы Надозерского, страдала мучительными болями в животе. Причиной болезни этой женщины было чародейство ее врагов. В видении умирающей Анне явился благообразный старец, который пообещал ей, что она выздоровеет, если поклонится гробу преподобного Лонгина. Тогда муж отвез Анну в Коряжемский монастырь. Исполнив свое обещание, она исцелилась (25, 241).

В 1671 году в Коряжемском монастыре была построена церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Там в гробнице, «украшенной позолоченной резьбою и покрытой пеленою с вышитым изображением преподобного и сказанием о перенесении мощей его», почивали мощи преподобного Лонгина Коряжемского (25, 242). Примерно в это же время его усердным почитателем Вологодским епископом Александром была составлена церковная служба в его честь. В начале XIX века было установлено празднование преподобному Лонгину.

В 1918 году Коряжемский Никольский монастырь был закрыт, несмотря на попытки его насельников сохранить обитель хотя бы под видом «трудовой коммуны». Часть братии подверглась высылке, а часть сумела остаться в стенах закрытого монастыря под видом рабочих и служащих.

В течение десятилетий здания Никольской обители использовались в сельскохозяйственных целях и постепенно разрушались. Некоторые из монастырских построек погибли безвозвратно. В их числе – Благовещенская церковь, где почивали мощи преподобного Лонгина Коряжемского. Однако Господь не допустил полного разорения обители, освященной трудами и молитвами многочисленных угодников, подвизавшихся в ней. 30 июня 1989 году на сессии горсовета народных депутатов было решено передать здания Николо-Коряжемского монастыря православной общине. 14 сентября 1990 года Преосвященным Пантелеймоном, епископом Архангельским и Мурманским, была торжественно освящена восстановленная церковь преподобного Лонгина Коряжемского. В настоящее время на месте Николо-Коряжемского монастыря существует православный приход. Продолжается восстановление храмов, украшавших когда-то эту святую обитель. С Божией помощью был обретен колодец, некогда выкопанный самим преподобным Лонгином. Над ним была построена надкладезная часовня (42, 58). В 1998 году местный краеведческий музей возвратил этой общине сохранившиеся в нем святыни, власяницу и вериги преподобного Лонгина. Молитвами великого угодника Архангельской земли основанный им монастырь продолжает жить и возрождаться.

К списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", Тихон Шевкунов, которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против РПЦ, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.