Святые и святыни

Преподобный Христофор Сольвычегодский

Память – 25 июля/7 августа

в Соборе Вологодских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице

Преподобный Христофор был одним из первых учеников и постриженников преподобного Лонгина Коряжемского. «Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню». Правда, судя по тому, что преподобный Христофор стал одним из первых, кто пришел к преподобному Лонгину проводить иноческую жизнь под его старческим окормлением, отец Иоанн Верюжский предположил, что он мог быть «родом или из Сольвычегодска, или из ближайших его окрестностей».

Несмотря на то, что в Сольвычегодске в это время существовал мужской монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Христофор предпочел жизни в этой благоустроенной городской обители полное скорбей пустынное житие. Это говорит о нем как о человеке «с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и с сильным духом. Он искал в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов, следовательно, шел с зрелым убеждением в суетности всего земного и с твердой решимостью посвятить себя на служение единому Богу».

Преподобному Лонгину пришлись по душе пламенная вера и мужество Христофора. Он совершил над ним монашеский постриг и сделал его своим учеником, старался «передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни». Преподобный Лонгин учил новоначального инока Христофора и обязательной для монахов непрестанной Иисусовой молитве, и терпению, и смирению, и безоговорочному послушанию своему старцу (12, 491 – 492).

Конечно, Христофору нелегко давалось духовное преуспеяние, ибо «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14). Случалось, он начинал «смущаться и сетовать» на трудности пустынножительства. Тогда преподобный Лонгин, вовремя заметив перемену в настроении ученика, своими наставлениями и советами укреплял его колебавшуюся веру. «Наставления преподобного падали на добрую землю – ученик старался во всем подражать своему учителю, возрастая и укрепляясь в духовной жизни» (12, 492).

Преподобный Христофор недолго пользовался наставлениями своего учителя, ибо к тому временит святой Лонгин был уже в преклонном возрасте и вскоре преставился.

Можно было бы ожидать, что он передаст высшую власть в монастыре своему любимому ученику преподобному Христофору. Однако случилось иначе: умудренный духовным опытом преподобный Лонгин, «видя своего ученика еще не достигшим совершенства иноческого», завещал ему жить в Коряжемском монастыре в качестве рядового монаха, во всем подчиняясь настоятелю.

Преподобный Христофор оказался достойным учеником святого Лонгина. О своем наставнике он сохранил самую добрую память. В течение десяти лет своей дальнейшей жизни в Коряжемском монастыре он ежедневно бывал на его могиле.

Через десять лет уже приобретший значительный опыт монашеского делания преподобный Христофор решил покинуть стены Коряжемского монастыря. По мере совершенствования в иноческих подвигах в нем усиливалось стремление к уединенной жизни в пустыне. Разумеется, прежде чем исполнить свое желание, он испросил благословения у игумена своей обители. Это свидетельствует о глубокой духовной мудрости преподобного Христофора, ибо, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «лучше называться учеником ученика, но не жить самочинно и не обирать бесполезные плоды своей воли» (43, 262). Преподобный авва Дорофей, чьи «Поучения» считаются «азбукой монашеской жизни», писал: «нет другого падения, кроме того, когда человек последует самому себе» (43, 334). Именно поэтому святые подвижники, прежде чем взять на себя какой-либо подвиг, всегда испрашивали на него благословения своего духовного отца, ведь самочиние при принятии такого решения всегда оказывается пагубным: уходя самовольно в пустыню или в затвор, человек может переоценить свои возможности и свою готовность к подвигу. Последствия такого своеволия могут оказаться непоправимыми. О таких случаях упоминает в своей книге «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник: «Видел я послушников, исполненных сердечного умиления, кротких, воздержанных, усердных, которые сделались такими через покров отца своего. Бесы, приступивши к ним, тайно вложили в них мысль о том, будто они уже сильны к безмолвию и могут достигнуть чрез него совершенства… Обольщенные этим, они пустились из пристани в море, но когда буря настигла их, они, не имея кормчего, потерпели бедственное крушение…» (44, 100).

Настоятель Коряжемской обители благословил преподобного Христофора на уход «в пустыню» и дал ему икону Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). Святой Христофор поселился в двадцати верстах южнее Коряжемского монастыря «в вершине речки малой Коряжемки» среди лесной чащи. Он сам выстроил себе келью и часовню, где поместил данный ему образ Божией Матери. Перед ним он проводил в молитве дни и ночи. Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями. Молясь перед ним, выздоравливали неизлечимо больные люди.

Через некоторое время уединение преподобного Христофора было нарушено. К нему стали приходить люди, которые, как и он сам когда-то, желали посвятить свою жизнь служению Богу. Как ни горько было расставаться преподобному Христофору со своим уединением, «он, против воли своей, должен был принять начальство над составившейся обителью» (12, 493). Монастырь стал разрастаться. Вместо маленькой часовни среди леса появился храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Рядом с ним был обнаружен источник, вода которого оказалась целебной. Множество чудес, совершавшихся от чудотворной иконы Богородицы и воды, взятой из источника, сделали обитель, основанную преподобным Христофором, известной даже в Москве. Преподобному Христофору пришлось побывать при дворе царя Ивана Грозного. Вот как это случилось.

В это самое время тяжело заболела жена Ивана Грозного царица Анастасия. Она была самой любимой из впоследствии многочисленных жен этого царя. С нею он прожил с 1547 по 1560 год и вспоминал потом эти годы как счастливейшие. К сожалению, Анастасия не отличалась крепким здоровьем и умерла примерно в возрасте тридцати лет. Впоследствии ее раннюю смерть царь объяснял «вражьим наветом и злых людей чародейством и отравами» (45, 40). Узнав о чудотворном источнике, открывшемся на Севере, Анастасия поверила, что его вода поможет ей поправиться. И вот тогда, по велению грозного царя Ивана, преподобный Христофор вынужден был лично явиться к царскому двору, чтобы доставить эту воду для царицы. Вода из источника помогла Анастасии. Выпив ее, она «получила облегчение от своей болезни».

Иван Грозный пожертвовал Христофору большую сумму денег на монастырское строительство. «Он был первым и наиболее щедрым благодетелем монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами» (32, 83). Благодаря царской милости монастырь, основанный преподобным Христофором, приобрел еще большую известность, а на средства, пожертвованные царем, и на доходы от пожалованных вотчин его можно было богато и благолепно обустроить. Однако преподобному Христофору, душа которого стремилась к безмолвию и уединению, тяжело было заниматься суетными мирскими делами. По словам Священного Писания, «дружба с миром есть вражда против Бога… Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

Чтобы не ослушаться царской воли, по возвращении в свою обитель преподобный Христофор все же распорядился начать работы по возведению нового храма в честь Божией Матери и других монастырских построек. Однако вскоре после этого в 1572 году он тайно покинул основанный им монастырь. «Куда он скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным» (12, 494).

К списку




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.