Святые и святыни

Преподобный Евфимий Архангелогородский

Память – 20 января/2 февраля

Сведений о жизни преподобного Евфимия Архангелогородского практически не сохранилось. Известно, что родом он был из села Вознесенья и с 1585 по 1589 год (по другим данным, он жил гораздо раньше и умер в 1523 году) был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря (23, 50). До нас не дошло ни воспоминаний, ни свидетельств о его земной жизни. В каноне преподобному Евфимию Архангелогородскому говорится: «Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа» (46, 198).

По преставлении своем преподобный Евфимий был прославлен от Господа многочисленными чудесами. Ибо сказал Господь: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32).

Обретение мощей преподобного Евфимия Архангелогородского произошло 7 июля 1647 года. В этот день на дворе архангельского воеводы боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского кузнец из Холмогор Евстафий Трофимов рыл яму для установки кузнечного горна. Когда он углубился в землю всего-навсего на локоть, показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом. К его разочарованию, находка оказалась старинным гробом. «Вот те и барыш»! – только и мог вымолвить раздосадованный Евстафий. Он стал насмехаться над усопшим: «Вставай, помогай копать!» – и попытался просунуть руку под крышку гроба. После этого Евстафия внезапно начало трясти как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевельнуться («ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись») (47, 211). Он понял, что наказан за непочтительное отношение к неизвестному подвижнику, который лежал в найденном им гробу, и стал горько оплакивать свой поступок. Исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по неведомому угоднику Божию. Это было первое из чудес преподобного Евфимия Архангелогородского.

Воевода Буйносов-Ростовский стал первым почитателем памяти святого Евфимия. Это было связано также еще с одним чудом, которое произошло с его женой. В то самое время, когда кузнец Евстафий нашел мощи неизвестного подвижника, жена воеводы, «сидя в своей горнице, внезапно будто в исступление впала и услышала некий голос, который сказал: «На том месте, где кузнец древо наковальное водружает, лежит человек неведомый». И слышит другой голос, первому отвечающий: «Лежит там не простой человек, но человек праведный». Проснувшись, женщина сочла это за бесовское наваждение. Она поскорее перекрестилась и даже плюнула на землю, проклиная сатану. После этого «внезапно напал на нее страх и ужас, и начала голова странно дергаться». Тогда-то догадалась боярыня, что видение ее было не от лукавого, но от Бога. Она поспешила исправить свою ошибку тем, что «пошла к обретенному гробу, кланяясь, просила прощения, пропела панихиду и – выздоровела». После такого чуда, случившегося в его собственном доме, князь Юрий Петрович сделался ревностным почитателем преподобного Евфимия (16, 80).

Стараниями его гроб с мощами преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места их обретения деревянную церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Между прочим, храм этот был построен на том месте, где до пожара 1636 года находились церкви Михайло-Архангельского монастыря (23, 7). Тогда же мощи преподобного переложили из старого гроба в новую деревянную раку. При этом совершилось несколько знаменательных чудес. Некий Михаил Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию неведомого чудотворца, потерял рассудок. Он исцелился от навязчивых страшных видений только после слезного молитвенного обращения к тому, над кем недоверчиво посмеивался. Страдавший десять лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Дмитрий Козьмин получил исцеление после того, как отстоял Божественную литургию у гроба святого Евфимия (47, 212).

«У гроба преподобного совершались молебны со звоном и панихиды, местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца» (46, 202).

От мощей святого продолжали совершаться многочисленные чудеса, однако имя его около двух лет оставалось неизвестным – до тех пор, пока в 1649 году оно не было открыто самим преподобным послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Косма в числе других послушников должен был отправиться на рыбный промысел, но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой надежды на человеческую помощь. Тогда, по его собственным воспоминаниям, к нему «вошел старец… брада седа вполовину. И сказал ми: «Тяжело болеешь. Молись Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня». И я сказал: «Господин, не знаю я имени его». Он же сказал: «Имя мне Евфимий, а родом из Вознесения». И стал невидим» (47, 215). Помолившись преподобному Евфимию, послушник Косма поправился и о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену Антонию. Так стало известно имя преподобного Евфимия Архангелогородского.

«Евфимием из града Архангельского» назвал он себя, явившись и некоторым другим людям, например, жительнице Емецкого погоста Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки. С верой помолившись преподобному Евфимию, она выздоровела.

Из рассказов исцеленных преподобным Евфимием известно о том, как он выглядел. Его описывали как «человека светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же» или как «старца с постным лицом, борода с проседью невелика, в багряной ряске». Таким он и изображался на иконах.

В 1644 году монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершавшихся при гробнице преподобного Евфимия Архангелогородского. В 1650 году по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Святейшего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря преподобный Феодосий произвел освидетельствование мощей святого. При этом «были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан на игумена Михайлово-Архангельского Евфимия» (47, 216). Тогда же, вероятно, именно Феодосием (16, 15) была написана икона святого Евфимия и составлена церковная служба преподобному (ее текст можно найти в январском томе Богослужебных Миней издания 1983 года, а также в книге архимандрита Никодима (Кононова) «Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании». Тропарь и кондак святому Евфимию, заимствованные из текста этой службы, помещены также в шестом томе житий русских святых, изданных Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем).

До начала XVIII века мощи Евфимия Архангелогородского находились в храме Происхождения Честных Древ Креста Господня. «Целые селения с духовенством во главе приходили и совершали молебствия у раки преподобного Евфимия, имя которого стало всюду известным» (16, 15). Впоследствии на этом месте была построена другая церковь в честь Архистратига Божия Михаила, где были положены мощи преподобного. Она находилась в непосредственной близости от Свято-Троицкого кафедрального собора, главного храма города Архангельска. 

В XVIII веке сподвижником Петра I архиепископом Холмогорским и Важеским Афанасием (Любимовым) почитание преподобного Евфимия было упразднено. По данным В. Верюжского, «в 1683 г. Афанасием было запрещено церковное чествование памяти преподобного Евфимия в Архангельске» (16, 16). Впрочем, вряд ли архиепископ сделал это по неверию в его святость. В борьбе со старообрядчеством, которую вел на Севере этот архипастырь, аргументом не в его пользу оказывалось то, что при обретении мощей преподобного Евфимия пальцы его правой руки были сложены в двуперстное крестное знамение. Разумеется, что креститься иначе человек, живший в XVI веке, просто-напросто не мог, поэтому и на старинных иконах Евфимия Архангелогородского изображали с двуперстным сложением руки. Безусловно, на пример преподобного Евфимия не могли не ссылаться старообрядцы как на доказательство своей правоты, поэтому архиепископ Афанасий был вынужден запретить церковное чествование его памяти.

Известно, что «гробница и иконы преподобного Евфимия существовали еще в 1683 г., вследствие чего преосвященный Афанасий требовал «все подлинное писание» о преподобном прислать к нему в Холмогоры». «В 1684 г. в Холмогорском архиерейском доме находилась железная решетка, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева» (47, 216 – 217).

Упразднением церковного чествования памяти преподобного Евфимия объясняется тот факт, что в «Архангельском патерике» архимандрита Никодима (Кононова) преподобный Евфимий Архангелогородский ошибочно отождествлен с другим северным чудотворцем – преподобным Евфимием Корельским.

Место, где был похоронен преподобный, со временем исчезло. «При перестройке церкви Происхождения Честнаго Креста и Архистратига Михаила место погребения Евфимия было скрыто» (16, 18), однако память преподобного продолжала почитаться северянами, особенно старообрядцами. В современных старообрядческих церковных календарях днем памяти преподобного Евфимия Архангелогородского является 20 января. К нему обращались в молитвах люди из разных уголков Севера – Холмогор, Мезени, Емецка. Он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна посреди бушующих волн. Даже от земли, взятой от его гроба, совершались исцеления: «облежащая персть святаго твоего гроба камене сапфира дражайши, отче, показася, целебна бо и чудотворива, и паче злата верными разделяема» (46, 201).

Есть немало свидетельств и об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому. Так, младенец Иван Буйносов, страдавший опухолью лица, был принесен родителями к гробнице преподобного Евфимия и, к их великой радости, совершенно поправился. Одиннадцатилетняя слепая девочка София Морозова, племянница серебряных дел мастера Еремея Нестерова, прозрела после того, как однажды, отходя ко сну, по-детски горячо помолилась святому Евфимию, чтобы он вылечил ее.

Продолжавшееся народное почитание преподобного Евфимия Архангелогородского было прервано революцией и последовавшими за нею гонениями на Православную веру. В настоящее время мощи преподобного Евфимия Архангелогородского утрачены. Нет и храма, где они когда-то находились. На том месте, слева от здания Гостиного двора, где стояла когда-то Михайло-Архангельская церковь, сейчас разбит сквер. Однако память о небесном покровителе города Архангельска преподобном Евфимии Архангелогородском в настоящее время продолжает жить. Возможно, что, как некогда в минувшие времена, так и во времена нынешние, православные архангелогородцы будут обращаться к нему с такими словами: «Хранитель буди отечеству своему всегда, преподобне отче Евфимие, избавляя сие от глада же и пагубы, да твоими к Богу молитвами избавльшеся вси, яко заступника тя почитаем» (46, 200).

К списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.