Святые и святыни

Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские

†1561

Память – 3 июля/16 июля

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

О жизни этих святых практически ничего неизвестно. Они были послушниками (даже не монахами, а «бельцами» (51, 89)) Соловецкого монастыря. Было это в ту пору, когда настоятелем Соловецкой обители был игумен Филипп (Колычев), впоследствии Московский митрополит, принявший мученическую смерть при царе Иване Грозном. «Проводя жизнь в строгом посте и внимании к своей совести, они были усердными исполнителями воли своего игумена» (1, 67). Грамоте они не учились, были людьми простыми, но глубоко верующими. Внутренняя жизнь их оставалась тайной даже для братии монастыря.

Послушания, которые Иоанн и Лонгин выполняли в Соловецком монастыре, были «чернорабочими», связанными с физическим трудом – строительством, перевозкой по морю в обитель различных грузов.

В 1561 году, возвращаясь в монастырь на судах, груженных строительными материалами для обители, преподобные Иоанн и Лонгин попали в бурю и утонули. Тела их были найдены на побережье в ста двадцати верстах от монастыря и похоронены в селении Яренге. От их мощей стали совершаться чудеса. Над могилами святых была построена часовня, а впоследствии – храм в честь святителя Николая Чудотворца. При церкви этой образовался небольшой мужской монастырь. «В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги, по ходатайству патриарха Иоасафа, грамотою царя Михаила Федоровича, отдан был в ведение Соловецкого монастыря». Этим, а также тем, что «яренгские чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древние лета в Соловецком монастыре» (1, 68 – 69), объясняется то, что в первой половине XVII века в Яренгской обители был построен храм в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. «В 1638 г. состоялось торжественное перенесение мощей угодников Божиих из старой Никольской церкви во вновь созданный в Яренге храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» (51, 89). На левой стороне храма были положены мощи Лонгина, на правой – Иоанна (1, 69).

В 1764 году Яренгский монастырь был закрыт, а монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия стала приходским храмом (1, 69). Как сообщается в церковном календаре на 1998 год, изданном Соловецким монастырем, «в настоящее время мы не располагаем какими-либо сведениями о дальнейшей судьбе святых мощей Иоанна и Лонгина Яренгских, Соловецких чудотворцев» (51, 89).

К списку




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».