Святые и святыни

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские

Память – 12 июня/25 июня

память обретения мощей прпп. Вассиана и Ионы – 5 июня/18 июня

в Соборе Новгородских святых – 3-е воскресенье по Пятидесятнице

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Святые Вассиан и Иона Пертоминские были современниками преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских и учениками соловецкого игумена Филиппа (Колычева). «Св. Филипп особенно старался укоренить в управляемых им иноках дух трудолюбия и послушания» (1, 70). Вассиан и Иона, как сообщает их житие, усердно выполняли все послушания, которые возлагало на них монастырское начальство.

Преподобные Вассиан и Иона погибли во время той же бури на Белом море, что и преподобные Иоанн и Лонгин. Тела их были выброшены морем на восточный берег Унской губы в ста восемнадцати верстах от Архангельска. К удивлению обнаруживших их местных крестьян-рыбаков, тела оказались нетленными. Птицы, которые кружились ними, были как бы «отгоняемы невидимою силою» (1, 71). Крестьяне решили похоронить погибших монахов около своего приходского храма. Когда же они, положив тела в лодку, направились к своему селу, внезапно сделалось темно. Рыбаки не могли добраться домой и были вынуждены остаться на берегу на ночлег. Ночью «в видении явились им преподобные Вассиан и Иона и сказали: «Положите нас на пустом месте, в бору, под большою сосною, а в свое селение не возите… Когда Богу угодно будет, Он и на этом месте устроит храм» (1, 71). Проснувшись, рыбаки похоронили найденные тела преподобных в одной могиле под сосной в бору, поставив над ней деревянный крест.

В 1599 году в этих местах оказался проездом монах Троицкой Сергиевой обители Мамант. Он ехал в село Луды, где находились монастырские солеварни (32, 58). Четыре дня он не мог продолжать свой путь из-за неблагоприятного сильного ветра. Во сне явились ему преподобные Вассиан и Иона и, рассказав о своей гибели во время бури, указали ему место своего погребения и попросили поставить над могилой часовню. Когда Мамант исполнил это, ветер стал попутным, и он мог продолжать свое путешествие.

Постепенно «чудеса и явления преподобных прославили место погребения их во всей северной стороне, так что прохожие и мореходцы, приставшие к берегу, считали своим долгом помолиться в часовне и оставить там жертву своего усердия – деньги и свечи» (1, 71).

Впоследствии рядом с могилой преподобных Вассиана и Ионы возник мужской монастырь. Основал его некий «старец из российских монастырей» (1, 71). В сборнике «Православные русские обители» упоминается о том, что его звали Иоасафом и он был иноком Александро-Свирского монастыря (32, 58). Источником пропитания его служили пожертвования, которые оставляли при часовне путешественники. Позднее к Иоасафу стали приходить и другие иноки. Вот имена некоторых из них: Савватий, Дионисий, иеромонах Ефрем, мирянин Козьма со своим сыном… С помощью богомольцев, плывших в Соловецкий монастырь и застигнутых в этих краях бурей, обитатели маленького монастыря сумели построить храм над мощами преподобных Вассиана и Ионы, однако его не удавалось освятить в течение пяти лет. В это время Русь переживала один из самых трагических периодов своей истории – Смутное время. Безвластие и беспорядок отразились и на судьбе храма в далеком северном краю. Дважды пытались монахи отправить кого-либо из братии к вологодскому архиепископу с просьбой об освящении монастырской церкви над мощами преподобных Вассиана и Ионы и дважды эти попытки оканчивались трагически. Где-то на полпути между Вологдой и Пертоминском приняли мученическую смерть от рук разбойников-литовцев иеромонах Ефрем и Козьма со своим сыном… Постепенно из братии Пертоминского монастыря остался один Савватий. Только в правление первого царя династии Романовых Михаила «благосостояние обители было упрочено, она была наделена различными земельными угодьями» (32, 58). Новый настоятель монастыря иеромонах Иаков позаботился о благоустройстве Пертоминской обители. В ней был построен храм в честь Преображения Господня (вероятно, это было связано с тем, что Соловецкий монастырь, где жили Вассиан и Иона, назывался Спасо-Преображенским) и устроена рака над могилами преподобных Вассиана и Ионы.

С судьбой Пертоминского монастыря связана история о посещении его царем Петром I, неоднократно бывавшим на Севере. «2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, вынужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своей свитой». При этом произошло открытие мощей Вассиана и Ионы. В присутствии царя его спутник и сподвижник архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий освидетельствовал вынутые из могилы мощи. Затем они были «с честью положены в Преображенском соборе обители 5 июня 1694 года». В память о своем спасении Петр I поставил на берегу на месте своей высадки сделанный им собственноручно деревянный крест с надписью на голландском языке: «Этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694 г.» (32, 59). В «Соловецком патерике» упоминается о том, что такая же надпись была сделана и на русском языке (1, 73). Впоследствии этот крест хранился в Свято-Троицком кафедральном соборе Архангельска. Сейчас он находится в экспозиции областного краеведческого музея.

Время оказалось беспощадным к Пертоминскому монастырю. В настоящее время он существует только на страницах старинных описаний, однако почитание преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских на Севере продолжается.

К списку




Публикации