Святые и святыни

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские

Память – 12 июня/25 июня

память обретения мощей прпп. Вассиана и Ионы – 5 июня/18 июня

в Соборе Новгородских святых – 3-е воскресенье по Пятидесятнице

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Святые Вассиан и Иона Пертоминские были современниками преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских и учениками соловецкого игумена Филиппа (Колычева). «Св. Филипп особенно старался укоренить в управляемых им иноках дух трудолюбия и послушания» (1, 70). Вассиан и Иона, как сообщает их житие, усердно выполняли все послушания, которые возлагало на них монастырское начальство.

Преподобные Вассиан и Иона погибли во время той же бури на Белом море, что и преподобные Иоанн и Лонгин. Тела их были выброшены морем на восточный берег Унской губы в ста восемнадцати верстах от Архангельска. К удивлению обнаруживших их местных крестьян-рыбаков, тела оказались нетленными. Птицы, которые кружились ними, были как бы «отгоняемы невидимою силою» (1, 71). Крестьяне решили похоронить погибших монахов около своего приходского храма. Когда же они, положив тела в лодку, направились к своему селу, внезапно сделалось темно. Рыбаки не могли добраться домой и были вынуждены остаться на берегу на ночлег. Ночью «в видении явились им преподобные Вассиан и Иона и сказали: «Положите нас на пустом месте, в бору, под большою сосною, а в свое селение не возите… Когда Богу угодно будет, Он и на этом месте устроит храм» (1, 71). Проснувшись, рыбаки похоронили найденные тела преподобных в одной могиле под сосной в бору, поставив над ней деревянный крест.

В 1599 году в этих местах оказался проездом монах Троицкой Сергиевой обители Мамант. Он ехал в село Луды, где находились монастырские солеварни (32, 58). Четыре дня он не мог продолжать свой путь из-за неблагоприятного сильного ветра. Во сне явились ему преподобные Вассиан и Иона и, рассказав о своей гибели во время бури, указали ему место своего погребения и попросили поставить над могилой часовню. Когда Мамант исполнил это, ветер стал попутным, и он мог продолжать свое путешествие.

Постепенно «чудеса и явления преподобных прославили место погребения их во всей северной стороне, так что прохожие и мореходцы, приставшие к берегу, считали своим долгом помолиться в часовне и оставить там жертву своего усердия – деньги и свечи» (1, 71).

Впоследствии рядом с могилой преподобных Вассиана и Ионы возник мужской монастырь. Основал его некий «старец из российских монастырей» (1, 71). В сборнике «Православные русские обители» упоминается о том, что его звали Иоасафом и он был иноком Александро-Свирского монастыря (32, 58). Источником пропитания его служили пожертвования, которые оставляли при часовне путешественники. Позднее к Иоасафу стали приходить и другие иноки. Вот имена некоторых из них: Савватий, Дионисий, иеромонах Ефрем, мирянин Козьма со своим сыном… С помощью богомольцев, плывших в Соловецкий монастырь и застигнутых в этих краях бурей, обитатели маленького монастыря сумели построить храм над мощами преподобных Вассиана и Ионы, однако его не удавалось освятить в течение пяти лет. В это время Русь переживала один из самых трагических периодов своей истории – Смутное время. Безвластие и беспорядок отразились и на судьбе храма в далеком северном краю. Дважды пытались монахи отправить кого-либо из братии к вологодскому архиепископу с просьбой об освящении монастырской церкви над мощами преподобных Вассиана и Ионы и дважды эти попытки оканчивались трагически. Где-то на полпути между Вологдой и Пертоминском приняли мученическую смерть от рук разбойников-литовцев иеромонах Ефрем и Козьма со своим сыном… Постепенно из братии Пертоминского монастыря остался один Савватий. Только в правление первого царя династии Романовых Михаила «благосостояние обители было упрочено, она была наделена различными земельными угодьями» (32, 58). Новый настоятель монастыря иеромонах Иаков позаботился о благоустройстве Пертоминской обители. В ней был построен храм в честь Преображения Господня (вероятно, это было связано с тем, что Соловецкий монастырь, где жили Вассиан и Иона, назывался Спасо-Преображенским) и устроена рака над могилами преподобных Вассиана и Ионы.

С судьбой Пертоминского монастыря связана история о посещении его царем Петром I, неоднократно бывавшим на Севере. «2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, вынужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своей свитой». При этом произошло открытие мощей Вассиана и Ионы. В присутствии царя его спутник и сподвижник архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий освидетельствовал вынутые из могилы мощи. Затем они были «с честью положены в Преображенском соборе обители 5 июня 1694 года». В память о своем спасении Петр I поставил на берегу на месте своей высадки сделанный им собственноручно деревянный крест с надписью на голландском языке: «Этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694 г.» (32, 59). В «Соловецком патерике» упоминается о том, что такая же надпись была сделана и на русском языке (1, 73). Впоследствии этот крест хранился в Свято-Троицком кафедральном соборе Архангельска. Сейчас он находится в экспозиции областного краеведческого музея.

Время оказалось беспощадным к Пертоминскому монастырю. В настоящее время он существует только на страницах старинных описаний, однако почитание преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских на Севере продолжается.

К списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.