Святые и святыни

Преподобный Иринарх Соловецкий

†1628

Память – 17 июля/30 июля

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Преподобный Иринарх был игуменом Соловецкого монастыря с 1614 по 1626 год. Архимандрит Никодим пишет о нем как о «подвижнике житием весьма кротком и смиренном» (2, 39). «Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества» (1, 81).

Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие, игумен Иринарх мудро и рачительно управлял Соловецкой обителью. Он «предпринимал меры защиты от внешних врагов – шведов и датчан, и приводил монастырь в оборонительное состояние» (1, 81). В частности, он «в 1614 г. заключил со шведами перемирие с тем, чтобы военные действия не начинались ни с той, ни с другой стороны без ведома русского государя и шведского короля» (57, 36).

«С попечением о внешней безопасности обители преподобный соединял заботливость об ее внутреннем духовном преуспеянии» (1, 81). Лучшим свидетельством тому является, что именно в годы его игуменства в Соловецком монастыре подвизались такие выдающиеся подвижники благочестия, как преподобные Диодор Юрьегорский и Елеазар Анзерский, а также многочисленный сонм истинных рабов Божиих; некоторые из них известны нам, другие же неведомы людям, но ведомы Богу, дивному во святых Своих.

Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости. За два года до преставления он предсказал дату своей смерти. Его преемник игумен Макарий будет управлять Соловецким монастырем в течение шести лет. Предвидя скорую кончину, благочестивый игумен Иринарх устранился от начальствования обителью и провел это время в совершенном безмолвии. 17 июля 1628 года преподобный Иринарх отошел ко Господу. Братия погребла его под Спасо-Преображенским собором (2, 39).

После своей кончины преподобный Иринарх не раз являлся людям, помогая им в бедах и напастях. Так, он явился одному монаху, который безутешно оплакивал его, и утешил его такими словами: «Сын мой, зачем скорбишь о мне? Я получил милость от Владыки Христа, Бога нашего, и нахожусь на покое. Ты же не печалься, а радуйся о мне и старайся о своем спасении». Сказав это, преподобный Иринарх стал невидим.

В 1642 году монастырский трудник Иван Емельянов увидел во сне змею, которая ужалила его в руку. Проснувшись, он увидел рану и обширный отек и обнаружил, что совершенно не может владеть рукой. Две ночи он страдал от своей болезни, а на третью ночь увидел во сне двух старцев, в одном из которых узнал преподобного Иринарха; другой, неизвестный старец, держал в руке сосуд и кисть. Преподобный Иринарх благословил Ивана, затем взял у своего спутника кисть и окропил опухшую руку трудника. Когда Иван пробудился, рука его оказалась совершенно здоровой (1, 83).

Не раз преподобный Иринарх являлся и рыбакам на Белом море, спасая их суда от потопления, потому они особенно почитали его и обращались к нему с молитвами в надежде на его помощь.

К списку




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.