Святые и святыни

Преподобный Елеазар Анзерский

†1656

Память – 13 января/26 января

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

в Соборе Карельских святых – 21 мая/3 июня

Преподобный Елеазар Анзерский происходил из благочестивой купеческой семьи Севрюковых. Местом его рождения является город Козельск.

С юных лет у преподобного Елеазара появилось желание служить Господу в иноческом чине. С благословения родителей он покинул отчий дом и отправился в Соловецкий монастырь. Игумен Иринарх, провидя в юноше будущего подвижника, принял его в число братии. Его послушанием стало участие в изготовлении резного иконостаса для Преображенского собора. «Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество» (1, 87).

Однако преподобный Елеазар, чуждаясь человеческой славы, решил покинуть монастырь, чтобы вести суровую, полную лишений отшельническую жизнь. Архимандрит Никодим (Кононов) пишет о преподобном Елеазаре так: «Он был личностью склонною и способною преимущественно к деятельности аскетико-созерцательной» (2, 48). С благословения преподобного игумена Иринарха Елеазар покинул монастырь и поселился на острове Анзер, который находится севернее Соловецкого острова и отделяется от него проливом. Этот остров в то время был совершенно необитаемым. Кормился преподобный Елеазар тем, что вырезал из дерева чашечки и оставлял их на морском берегу. Там их находили и брали себе местные рыбаки, а взамен оставляли «для некоего тут живущего странника» хлеб и другие съестные припасы (2, 41).

Однако ни полное одиночество, ни недостаток в самом необходимом не причиняли столько бед пустыннику, как бесовские нападения. О том, какие искушения довелось преподобному Елеазару терпеть от демонов, впоследствии сам он написал в своем «Житии»: бесы являлись ему в образе вооруженных людей, конных и пеших, вооруженных самопалами и копьями. Они с яростью обступали отшельника со всех сторон, как бы готовясь убить его. «Зачем ты пришел сюда? Это место всегда было нашим!» – такими словами пытались они вынудить преподобного оставить свой подвиг. Но он отвечал им: «Не ваше это место, а Христа Бога нашего. А Бог изволил мне быть на месте этом». После чего начинал читать молитву: «Да воскреснет Бог…», и бесовская сила исчезала (58, 299). Такие нападения демонов преподобному Елеазару пришлось отражать много раз. Ни днем, ни ночью они не переставали смущать и искушать его. Тогда на помощь к нему явилась Сама Пресвятая Богородица. «Мужайся и крепись, Господь с тобою! – сказала Она подвижнику. – И напиши в келье своей на стенах: «Христос с нами уставися». При этом Матерь Божия дала преподобному посох и четки. После того, как подвижник сделал все, что велела ему Царица Небесная, бесовские нападения прекратились.

В память об этом явлении Пресвятой Богородицы насельники Анзерского скита стали писать на стенах своих келий слова, которые Она велела тогда начертать преподобному Елеазару: «Христос с нами уставися».

В 1616 году преподобный Елеазар принял схиму и переселился в более отдаленное место в глубине острова. Постепенно к нему стали собираться иноки, любители безмолвия и уединения. Так был основан Анзерский скит.

Образ жизни, который вели насельники скита, был подобен тому, который вели древние египетские монахи. Каждый инок имел свою келью. Кельи эти находились на расстоянии версты друг от друга. Там пустынники пребывали в полном одиночестве, в посте, молитве и занятиях рукоделием. Только в субботу вечером и накануне праздников они собирались «для общей молитвы, в которой проводили всю ночь, и в следующий день, совершив праздничное и воскресное пение, расходились по кельям» (24, 118).

Для насельников скита преподобный Елеазар был примером подвижнической жизни. Он соблюдал строгий пост, изнурял тело тяжелыми железными веригами, бесовские помыслы, смущавшие его, беспощадно отсекал. Иногда появлялось у него желание поесть рыбы. Тогда он приготовлял рыбу, ставил ее перед собой и, не дотрагиваясь до нее, укорял себя в невоздержании. Когда же рыба начинала гнить, преподобный говорил сам себе: «Теперь ешь, если хочешь». Столь строгой была жизнь святого подвижника!

Преподобный Елеазар нес и телесные труды – рубил дрова, носил воду. Свободное время он посвящал чтению и переписыванию душеполезных книг. «От многого Божественного писания, – сказано о нем во вкладной книге Анзерского скита, – различные повести собра и три книги Цветника свою рукою написа уставом. Такожде и чин монашеского келейного правила в писании от искусу, добре истолкова» (2, 49). Благодаря стараниям преподобного Елеазара в Анзерском скиту появилась своя библиотека (24, 119).

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). И, по воле Господней, преподобный Елеазар, не искавший славы от людей, стал известен даже при царском дворе. Произошло это так. Будучи по делам Соловецкого монастыря в Москве, преподобный Иринарх, игумен Соловецкий, был принят матерью царя Михаила Федоровича инокиней Марфой. Во время беседы с ним та спросила: «Правда ли, что на Анзерском острове проживают отшельники?» Узнав от преподобного Иринарха, что это действительно так, благочестивая царица-инокиня пожертвовала сто рублей на строительство храма на острове Анзер, для того времени весьма крупную сумму.

Насельники Анзерского скита хотели построить в нем храм, однако не имели средств, чтобы сделать это. Получив неожиданную помощь от инокини Марфы, они поняли, что Господь печется о них и не оставит их и впредь своей милостью, и прославили Бога. Строительству храма в Анзерском скиту помог и келарь Троице-Сергиевой Лавры Александр Булатников. Он был известен при царском дворе и пользовался уважением царя Михаила Федоровича и всей царской семьи.

Впоследствии преподобный Елеазар и сам побывал в Москве. У царя Михаила Федоровича долго не было детей. Тогда он попросил Булатникова найти человека, который бы мог помолиться Господу «о разрешении неплодия» и рождении в царской семье желанного наследника. В ответ на эту просьбу Булатников сказал царю: «Есть, государь, в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог», – и вслед за тем поведал ему о преподобном Елеазаре Анзерском. Святой Елеазар был приглашен в Москву, где и встретился с царем. Успокаивая государя, он сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Царь воспринял эти слова как пророчество о том, что Господь дарует ему наследника. Действительно, вскоре у него родился сын Алексей. В благодарность Михаил Федорович предлагал анзерскому пустыннику почести и духовные чины, но тот отказался от суетной славы, предпочитая ей служение Господу в пустыне. Тогда царь дал Анзерскому скиту ряд льгот, в том числе «объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды» (1, 92 – 93).

Впоследствии преподобный Елеазар встречался и с царем Алексеем Михайловичем, который дал повеление на строительство в скиту каменного храма. Постройка этого храма завершилась уже после смерти святого Елеазара. Освящен он был в честь Святой Троицы и имел два придела: в честь иконы Божией Матери Знамение и преподобного Михаила Малеина (24, 123) – этот святой был небесным покровителем царя Михаила Романова. Возможно, то, что придел храма был назван в честь царя Михаила, стало своеобразной данью его памяти.

Преподобный Елеазар имел несколько учеников, которые также были выдающимися подвижниками. Среди них был Никодим, впоследствии ставший преемником преподобного Елеазара в управлении Анзерским скитом, и Никифор. Однако самым знаменитым из тех, кто подвизался в Анзерском скиту под руководством преподобного Елеазара, был монах по имени Никон.

В миру он звался Никитой Мининым (или Миновым) и был священником. После смерти троих детей иерей Никита и его жена решили принять монашество. Никита Минин ушел на Соловки. В 1636 году он принял в Анзерском скиту монашеский постриг с именем Никон. Под этим именем он и стал известен впоследствии (59, 5), когда стал знаменитым патриархом всея Руси и «собинным (особенным) другом» царя Алексея Михайловича. В Анзерском скиту иеромонах Никон прожил несколько лет (до августа 1639 г.), ведя строгую подвижническую жизнь. О том, какова она была, можно судить по тому, что Никон «каждый день прочитывал Псалтирь, каноны Господу Иисусу и Божией Матери и клал 1000 поклонов» (1, 94). В скиту Никон «заведовал хозяйственной частью скита» (59, 7). По благословению преподобного Елеазара он написал на его воротах образ Спасителя. В скором времени эта икона стала считаться чудотворной.

Впоследствии Никон покинул Анзерский скит. Причиной этого стала «размолвка с анзерской братией». Однако доброжелательные отношения между Никоном и преподобным Елеазаром не были прерваны. Став Патриархом, Никон посылал подарки преподобному Елеазару, а когда незадолго до своей кончины преподобный Елеазар заболел, Никон велел соловецкому игумену отправить к нему для ухода опытного монастырского врача Кирика. По словам архимандрита Никодима (Кононова), легенду об их ссоре, а также о том, что преподобный Елеазар якобы видел диавола в обличье змия, обвивавшего плечи Никона, впоследствии придумали старообрядцы, пытаясь очернить Патриарха (2, 47 – 49).

Еще при жизни Господь прославил преподобного Елеазара даром чудотворений и прозорливости. В своем «Житии» святой Елеазар рассказывает о том, как однажды, стоя в храме во время вечернего правила, он видел над головами иноков «некую силу Божию в виде голубине». Только над головой одного монаха по имени Тихон ее не было. Оказалось, что этот инок тайком взял две книги, принадлежавшие недавно умершему монаху, тоже Тихону.

Неоднократно преподобный Елеазар удостаивался явлений святых, Пресвятой Богородицы и Самого Спасителя. Однажды, стоя на молитве перед иконой Господа Иисуса Христа, он, в сокрушении сердечном, обратился к Нему с такими словами: «Владыко Христе, Царю и Создателю мой! Что воздам за Твою ко мне милость? Ничтоже благо сотворих пред Тобою». И тогда он почувствовал, что к лицу его прикоснулся как будто голубь, вымолвив: «Богу принесу слезы твои». После этого видения голубь стал невидим, а преподобный Елеазар ощутил в душе мир и радость.

В другой раз, когда преподобный Елеазар читал молитву ко Пресвятой Богородице, Она явилась ему «в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на главе и две на раменах (на плечах). Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода души твоей».

Также во время молитвы в храме преподобному Елеазару было явление святого апостола Павла, который держал в руке икону Божией Матери Знамение. Апостол обратился к преподобному с такими словами: «Елеазар, когда приходите в храм, поклоняйтесь образу Христа Спасителя со страхом и трепетом. Скажи о сем братии». Эти слова стоит помнить и нам, современным христианам (1, 97 – 98).

Преподобный Елеазар отошел ко Господу 13 января 1656 года и был похоронен рядом с «выстроенным его трудами храмом с восточной стороны и в часовне» (24, 123). После его кончины по молитвам к нему стали совершаться многочисленные чудеса. В 1757 году мощи преподобного были обретены нетленными.

К списку




Публикации

Зачем вы это сделали?
8 Фев 2017

Зачем вы это сделали?


И теперь о ситуации официального обращения Церкви к руководству государства просьбой (вспомним просьбу нашего Президента об академиках) вывести аборты из системы ОМС и последующего  высокомерного пренебрежения данной просьбой представителями государственной власти. Возникают два вопроса: “Зачем вы это сделали? И что теперь делать?”

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения
16 Янв 2017

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил: Быть человеком – значит плыть против течения


Сегодня мы беседуем с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом, человеком, прибывшим в столицу Поморья в самом начале 2011 года и за это время ставшим одним из самых авторитетных и цитируемых людей региона. Наш разговор – о преходящем, вечном и о человеке, постоянно ищущем себя между этих двух систем координат.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА
6 Янв 2017

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АРХАНГЕЛЬСКОГО И ХОЛМОГОРСКОГО ДАНИИЛА


Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры и все боголюбивые чада Архангельской митрополии Русской Православной Церкви!

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
6 Янв 2017

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА


В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия – Мессии.