Святые и святыни

Преподобные Исаия и Никанор Ручьевские

Память – 24 ноября/7 декабря – день перенесения мощей преподобных

Исаии и Никанора в Сийский монастырь

Немногое известно нам о преподобных Исаие и Никаноре Ручьевских. Неизвестно в точности, насельниками какого из северных монастырей они являлись. В своем «Архангельском патерике» архимандрит Никодим делает предположение, что они могли быть иноками Соловецкого монастыря (2, 166). Автор другой редакции их жития священник А. Кириллов предполагает, что они были выходцами из Николо-Корельского монастыря (60, 17).

Преподобный Исаия «пришел на зимнюю сторону в Золотицу в 1615 г. и одному из крестьян велел довести его до речки Ручьи, где в расстоянии версты от моря лежал прославленный Богом человек, неизвестный по имени». Об этом неизвестном человеке, мощи которого с давних пор нетленно почивали на Ручьях, местные старожилы помнили только то, что он приплыл откуда-то из-за моря на небольшом судне вместе с наемным работником, который ограбил и убил своего хозяина, а затем скрылся. На месте погребения подвижника, чья жизнь была столь мало известна людям, но хорошо ведома Всеведущему Богу, из выброшенного на берег моря леса было устроено нечто вроде хижины.

По известным одному Богу причинам преподобный Исаия не сразу поселился на полюбившемся ему пустынном месте. Окончательно он вернулся в эти края только через год. Вероятно, это произошло поздней осенью, так как он даже не успел построить себе келью. Суровую северную зиму на берегу Белого моря преподобный Исаия провел в вырытой им глубокой яме-землянке, занесенной снегом. Ради Господа он мужественно терпел и голод, и холод. Только через год преподобный выстроил себе келью, а над мощами неизвестного угодника Божия срубил деревянную часовню. В этой часовне впоследствии был погребен и он сам. Год кончины преподобного Исаии неизвестен.

Казалось бы, память о двух подвижниках, похороненных на пустынном берегу Белого моря, вскоре должна была бесследно исчезнуть. Но у Бога нет забытых. В 1665 году священнику Симеону, служившему в церкви Рождества Богородицы Зимнезолотицкой волости, во время его болезни в сонном видении явился некий «благолепный муж в светлом образе». Он сказал Симеону, что «в Ручьях почивают Исаия и с ним другой лежащий, имя которому священноинок Никанор». После этого видения священник поправился. Это было первое чудо, совершенное преподобными Исаией и Никанором. С тех пор имена их стали известны и им стали молиться как святым.

В том же самом году по молитвам преподобных Исаии и Никанора Ручьевских произошло еще одно чудо. Некто Феодор Федотов, житель Зимней Золотицы, вместе с несколькими односельчанами отправился на промысел морского зверя. Когда добычи у них было уже достаточно, с берега в сторону моря подул сильный ветер, суливший им опасность быть унесенными далеко в море. Феодор и его товарищи стали молиться Богу и Ручьевским преподобным. При этом они, по благочестивому обычаю поморов, дали обет – в случае если останутся живы, пожертвовать деньги на свечи в часовню, где почивали их мощи. После этого, к изумлению промышленников, их судно внезапно само пошло против ветра к берегу, словно его вела незримая сила. Поморы возблагодарили Бога и Ручьевских чудотворцев, по молитвам к которым они избежали верной гибели. Ночью Феодору в видении явился «старец сутуловатый, невысокого роста, с седой бородой», который сказал: «Встань от сна и позаботься о морской добыче. А что обещал в Ручьи, то донеси исправно». После этого Феодор проснулся и решил проверить, цела ли добыча, и обнаружил, что туши добытых морских зверей целы, но веревки, которыми они были привязаны, порвались, так что их могло унести в море. Разумеется, после всех чудесных событий, происшедших с ними на промысле, Феодор и его товарищи выполнили свой обет. По их примеру и другие поморы-промышленники стали молиться преподобным Исаие и Никанору, прося защиты «от бурь морских и помощи в промыслах».

Место, где почивали мощи преподобных Исаии и Никанора, было одной из вотчин Антониево-Сийского монастыря. Как уже упоминалось выше, это место было пустынным, поэтому смотреть за гробницами преподобных и содержать часовню в надлежащем порядке было некому. По этой причине в 1678 году, в игуменство преподобного Феодосия Сийского, по благословению Новгородского владыки Корнилия мощи Ручьевских чудотворцев были перенесены в Сийский монастырь. В перенесении мощей участвовали трое насельников монастыря – иеромонахи Никодим и Лаврентий и иеродиакон Иосиф. Мощи Ручьевских чудотворцев были помещены в сохранившуюся до наших дней усыпальницу, вход в которую находится справа от места погребения преподобного Антония Сийского.

Ежегодно 24 ноября в день перенесения мощей преподобных Исаии и Никанора в Сийский монастырь у их гробниц совершались панихиды. Долгое время они почитались местно. Общецерковное прославление Ручьевских чудотворцев состоялось в 2000 году. Так Господь прославил двух смиренных подвижников, искавших славы не от людей, но от Бога.

К списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!