Святые и святыни

Преподобный Паисий Сийский

†1695

Память – 17 декабря/30 декабря

Преподобный Паисий был уроженцем Архангельской земли. Мирское имя его неизвестно. Происходил он из духовного сословия. Его отец священник Мирон служил в соборе Сийского монастыря. Воспитываясь с детских лет в стенах святой обители примером подвижнической жизни ее насельников, проходя различные послушания (долгое время он был келарем Сийского монастыря), юноша не желал для себя никакой другой жизни, кроме иноческой. В 1664 году он был пострижен в монахи своим духовным наставником преподобным Феодосием Сийским и получил при постриге имя Паисий.

В 1676 году по указу патриарха Иоакима монах Паисий был назначен на высокую и ответственную должность патриаршего казначея. По этой причине он оставил Сийский монастырь и переехал в Москву. Благодаря своей высокой должности, приближенности к Первосвятителю Паисий мог бы достичь высоких церковных чинов и званий, например, стать архиереем. Однако, по смирению своему, он навсегда «предпочел остаться простым монахом», даже не принимая священного сана. Так он преодолел искушение властью и богатством.

Преподобный Паисий не забыл далекий северный монастырь, в котором вырос и где положил начало своей монашеской жизни. Он несколько раз приезжал туда и всегда привозил с собою богатые дары. Преподобный Паисий стал щедрым благотворителем Сийского монастыря. «Он, монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, воспомогал и заступал, и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно», – такое упоминание сохранилось о нем в старинных документах Сийской обители (60, 23). После опустошительного пожара, случившегося в монастыре 2 мая 1658 года, на средства, пожертвованные преподобным Паисием, были построены каменные корпуса для настоятеля и братии, а также каменное здание с храмом в честь преподобного Сергия Радонежского. Святой Паисий подарил родному монастырю также трехсотпудовый колокол, церковные книги и облачения.

Преподобный Паисий заботился не только о материальном благосостоянии Сийского монастыря, но и о повышении его значимости для Архангельской земли. В 1692 году он лично привез в монастырь грамоту патриарха Адриана, который благословил там «быть архимандрии». 31 июля того же года архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий (Любимов) посвятил в сан архимандрита бывшего монастырского казначея иеромонаха Никодима (Мамонова), ученика преподобного Феодосия. Впоследствии первый сийский архимандрит стал почитаться как один из подвижников Сийского монастыря. Преподобный Паисий подарил архимандриту Никодиму привезенную им с собою из Москвы «архимандричью шапку». С тех пор Сийская обитель стала управляться архимандритами и сравнилась по известности и значимости для Архангельской земли только со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Безусловно, в этом была немалая роль патриаршего казначея преподобного Паисия, стремившегося обогатить, украсить, благолепно отстроить воспитавший его монастырь.

Преподобный Паисий благотворил Сийской обители не только при жизни, но и после смерти. В свой последний приезд в июле 1692 года в числе других даров он привез четыре запечатанных сундука, велев вскрыть их после своей кончины. Спустя три года, когда преподобный Паисий скончался, сундуки были распечатаны. В них оказались редкие и дорогие книги, в том числе драгоценное Евангелие с двумя тысячами ста тридцатью цветными миниатюрами. Так преподобный Паисий в последний раз щедро одарил Сийскую обитель.

Преподобный Паисий отошел ко Господу 17 декабря 1695 года. Отпевание его было совершено в Богоявленском монастыре самим Патриархом Адрианом, однако мощи его были перевезены в Сийский монастырь и погребены в Троицком соборе, в той же усыпальнице, справа от места погребения преподобного Антония, где почивали мощи преподобных Исаии и Никанора Ручьевских. Так завещал преподобный Паисий, пожелавший быть похороненным в родной обители. Навсегда связав свою судьбу с Сийским монастырем, он вернулся в нее после своей кончины.

Память преподобного Паисия почиталась местно. В день кончины святого над его гробницей служились панихиды.

К списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.