Святые и святыни

Преподобные Нифонт и Серапион Кожеезерские

Память – 27 июня/10 июля

Преподобный Нифонт Кожеезерский почитается как основатель Кожеезерского (в современном произношении – Кожеозерского) монастыря. Название Кожеезерского этот монастырь получил потому, что находился на берегу озера, по очертаниям похожего на распростертую кожу (61, 6). Эта обитель была основана в пятидесятых годах XVI столетия «в 110 верстах от города Онеги» (33, 42 – 44). Произошло это так. «Один из иноков Кириллова Сырьинского монастыря, по имени Нифонт – иеромонах, удалился из обители на озеро Кожу, построил там часовенку и одиноко подвизался, проводя время в трудах и молитвах, и тем положил начало Кожеезерской обители, благоустроителем которой был преподобный Серапион» (2, 81). Других сведений об основателе Кожеезерской обители преподобном Нифонте не сохранилось.

Гораздо больше известно о жизни благоустроителя Кожеезерского монастыря преподобного Серапиона.

По происхождению своему он не был не только северянином, но даже и русским человеком. Родился он «в Казани, в первой половине XVI века, был язычником и назывался Турсасом Ксангавировичем, происхождения знатного, сын Казанского татарского царька» (2, 81).

Помимо преподобного Серапиона еще несколько русских святых по происхождению своему были татарами – например, преподобный Петр, царевич Ордынский, живший в XIV веке, а также живший на столетие раньше праведный Иоанн Устюжский, бывший татарский баскак (сборщик дани). Более того, среди русских святых есть представители самых разных национальностей. И это не удивительно: по словам святого апостола Павла, в вере «…нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 12 – 13). Несмотря на то, что русская земля была для них чужой, Православие стало для них родной верой.

Юный царевич Турсас оказался в России во время завоевания Иваном Грозным Казани. В октябре 1552 года он вместе с некоторыми другими знатными казанскими татарами был привезен в Москву. В России он жил хоть и в почетном, но все же плену. Сколько ему было лет в это время, с точностью неизвестно. Существует точка зрения, что в то время он был еще ребенком, однако современный исследователь Ю. Максимов, анализируя его биографию, делает вывод, что к моменту своего пленения Турсас уже «принимал участие в обороне родного города и сражался против русских» (62, 26).

Попав в Москву, пленный татарский царевич был крещен и назван Сергием. Жил он в доме своего родственника боярина Захарии Плещеева, который в свою очередь состоял в родстве со святителем Алексием Московским. Боярин Захария «был женат на астраханской царевне Эльякше, во святом Крещении Иулиании». Будучи человеком благочестивым и начитанным, он познакомил Сергия с христианским учением и привил ему любовь к Православной вере.

Юноша Сергий оказался способным учеником. Возможно, христианское учение о бренности всего земного было воспринято им сквозь призму собственного опыта. Оказавшись вдали от родины без надежды когда-либо вернуться туда, он не мог не найти утешения в обещаниях загробного воздаяния тем, кто страдает в земной жизни. «Земная слава и богатства не прельщали его, падение родины говорило ему о тленности всего земного» (2, 81 – 82).

Покинув Москву, Сергий отправился странствовать по святым местам России. В 1565 году, после четырех лет скитаний (по данным архимандрита Никодима (Кононова) – в 1557 году), Сергий оказался в Кожеезерском монастыре и познакомился с преподобным Нифонтом. «У Нифонта Сергий нашел тот желанный покой, которого так давно искала его душа» (2, 82), и потому остался в Кожеезерском монастыре навсегда. По прошествии некоторого времени святой Нифонт, убедившись в «непреложном мудровании и всеусердном желании ко иноческому пребыванию» послушника Сергия (61, 10), а также замечая ревность и смирение, с которым он выполнял все налагаемые на него послушания, совершил над ним монашеский постриг. Молодой подвижник получил при пострижении имя Серапион.

Постепенно к двум пустынникам стала собираться братия. Так было положено начало монастырю Богоявления Господня. «Видя умножение братии, Нифонт, поручив ее Серапиону, отправился в Москву ходатайствовать об устроении обители, но, едва пришел туда, как скончался и был погребен в одной из ее обителей» (2, 82). Заботы о монастыре взял на себя преподобный Серапион.

В это время в Кожеезерском монастыре начался голод. Преподобному Серапиону пришлось не раз отправляться в окрестные деревни за сбором подаяния. Местные жители полюбили его и охотно помогали ему, кто чем мог. Однажды кто-то подарил преподобному ручные каменные жернова, которые он на своих плечах принес в обитель. «Трудолюбезным и братолюбным своим житием» преподобный Серапион спас от голодной смерти насельников Кожеезерской обители (61, 11).

Немного позднее преподобному Серапиону пришлось совершить путешествие в Москву с просьбой об учреждении обители и пожаловании ей земли. Ходатайство его увенчалось успехом. Царь Федор Иоаннович в 1585 году пожаловал монастырю земельные угодья, а митрополит Дионисий благословил устроение обители (32, 43). По возвращении преподобного Серапиона из Москвы в Кожеезерском монастыре началось строительство. «Были выстроены храмы: Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца» (2, 83), монастырь был обнесен каменной оградой. В 1599 году преподобный Серапион вторично побывал в Москве со своим учеником и сподвижником иноком Авраамием и был назначен строителем (т.е. настоятелем) Кожеезерской обители, а Авраамий посвящен в иеромонахи.

Став настоятелем Кожеезерского монастыря, преподобный Серапион исполнял завет Спасителя: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22, 26). «Кроткий старец… уклонялся от начальствования и, будучи действительным управителем, честь власти передавал другим, которые и назывались игуменами. Таковы Игнатий, Евстратий (1571– 1587), Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий и Арсений (1606 – 1608)» (2, 83). В 1608 году преподобный Серапион удалился в затвор, передав управление монастырем своему ученику Авраамию. К этому времени в Кожеезерской обители подвизалось уже сорок иноков (62, 27).

За свою земную жизнь преподобному Серапиону пришлось вынести много лишений. В Кожеезерском монастыре среди братии находились «жестокосердечные и немилосердные монахи», которые оскорбляли своего настоятеля, били и пытались изгнать из обители (61, 11). По примеру Христа Спасителя и Его святых угодников он кротко переносил незаслуженные обиды.

Однако среди Кожеезерских иноков было гораздо больше достойных учеников преподобного Серапиона. В их числе следует назвать преподобных Лонгина, Германа, Боголепа и Корнилия, а также преподобного Леонида Устьнедумского (вологодского чудотворца, который некоторое время был в Кожеезерском монастыре келарем), Авраамия и Никодима Кожеезерского (Хозьюгского) (2, 84).

Преподобный Серапион преставился 27 июня 1611 года, проведя последние три года жизни «большей частью в строгом уединении» (2, 84). Мощи его почивают под спудом в монастырском надвратном храме святителя Николая Чудотворца.

Кожеезерский монастырь в послереволюционные годы разделил трагическую судьбу других северных обителей. В 1919 году он был закрыт. В его зданиях размещалась артель под названием «Северная коммуна». В храмах держали лошадей и коров (63, 26). В них чудом уцелели фрагменты фресок с избражениями святителя Николая, апостола Петра, священномученика Поликарпа Смирнского… В настоящее время, когда, по милости Божией, времена гонений на Православие остались в прошлом, в этой самой труднодоступной северной обители возобновлена монашеская жизнь (62, 27). В восстановленном храме Николая Чудотворца совершаются богослужения (63, 26).

К списку




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.