Святые и святыни

Преподобный Леонид Устьнедумский

†1654

Память – 17 июля/30 июля

в Соборе Вологодских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице

О жизни преподобного Леонида до того момента, как он решил стать иноком, известно немного. Он родился в 1551 году в Благовещенском приходе Пошехонского уезда. Его родители были ярославскими крестьянами, отца звали Никифором, а мать – Екатериной. Родители воспитали сына в вере и благочестии, обучили его грамоте, «что было тогда редкостью не только в бедном быту пошехонских крестьян, но и в высших классах народа». В 1603 году, будучи уже немолодым человеком, преподобный Леонид имел видение, которое изменило его жизнь. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела «идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь и, взявши оттуда ее икону, именуемую Одигитрией, перенести ее в устюжские пределы, в Усольский уезд на реку Лузу к Туриной горе, и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до смерти» (12, 668 – 669). Преподобный Леонид отнесся к этому видению более чем недоверчиво, стал сомневаться, под силу ли будет ему, простолюдину и старику, совершить долгое и трудное путешествие из родного Пошехонья в Архангельскую епархию, а затем на Вологодчину и построить где-то там, в неведомом и чужом ему краю, церковь. Кроме того, по своему смирению Леонид решил, что он недостоин того, чтобы ему являлась Божия Матерь. Однако, несмотря на эти сомнения, вскоре он покинул родное село и ушел в Кожеезерский монастырь, в котором принял монашеский постриг.

В это время недавно основанная Кожеезерская обитель переживала тяжелые времена. Ее будущий настоятель преподобный Серапион собирал милостыню по окрестным деревням, тем самым спасая братию от голодной смерти. Однако преподобный Леонид с юности привык к лишениям и не боялся их. Возможно, он остался бы в Кожеезерском монастыре навсегда, если бы спустя год или три его видение не повторилось. Божия Матерь вновь явилась ему и повторила свое повеление перенести из Моржегорской пустыни на Вологодчину, на реку Лузу, икону Пресвятой Богородицы. Это видение повергло преподобного Леонида в недоумение и страх. Он не мог понять, почему Божия Матерь поручает столь трудное и, по человеческим расчетам, совершенно невыполнимое дело ему, человеку, менее всего способному его осуществить? Святой Леонид решил уйти в еще более далекие края, надеясь, что загадочные видения уже не будут его смущать. Он покинул Кожеезерский монастырь и отправился на Соловки. В Соловецком монастыре он прожил три года, неся послушание в пекарне.

Человеку невозможно скрыться от Бога ни в далеких краях, ни, как пророку Ионе, даже в морских глубинах. На Соловках видение преподобного Леонида повторилось в третий раз. На этот раз он понял, что должен выполнить волю Божией Матери, даже если она кажется ему невыполнимой. Рассказав о своих видениях игумену Соловецкого монастыря Антонию и получив его благословение, он покинул Соловки и отправился в Моржегорский Николаевский монастырь, находившийся близ Холмогор.

Настоятель Моржегорской обители принял пришлого инока в свой монастырь. Однако преподобный Леонид не решался сказать ему о цели своего прихода и прожил в монастыре целый год «в великих трудах, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща оттого, что он все еще не исполнил повеленного» (12, 671). Тогда Божия Матерь явилась ему во сне в четвертый раз, повторив свое повеление. Преподобный Леонид стал умолять Пречистую показать ему, где находится та икона, которую он должен перенести на Лузу. Пресвятая Дева исполнила его просьбу – он увидел монастырский храм так же ясно, как если бы находился там наяву, а в нем – ту самую икону Божией Матери «Одигитрии», о которой говорила Владычица. Пробудившись, преподобный Леонид стал горько плакать и молиться Пресвятой Богородице, а потом поведал настоятелю и братии о своих видениях и о том, ради чего он пришел к ним. Настоятель внимательно выслушал его рассказ и согласился отдать ему икону Царицы Небесной. После литургии, отслужив молебен Божией Матери, иноки Моржегорского монастыря с колокольным звоном проводили святой образ Богородицы в далекий путь.

После долгого странствия по северным лесам преподобный Леонид пришел на Вологодскую землю. Первоначально он решил поселиться «близ Туриной горы, при устье речки Якушицы, впадающей в Лузу верстах в 80 от Устюга» (12, 672). Здесь стоял храм в честь Воскресения Христова. Однако местные жители, узнав о том, что в этих краях поселился монах, по наущению диавола прогнали его прочь. Преподобному Леониду пришлось искать себе новое пристанище. Господь и Божия Матерь даровали ему помощника в лице богатого местного крестьянина Никиты Назарова. Узнав о несчастии преподобного Леонида, а также о причинах его странствия, Никита с благоговением помолился перед иконой Божией Матери и предложил преподобному поселиться на своей земле, в том месте, где произошла их встреча (12, 673). Более того, он помог святому Леониду построить келью и стал посылать ему еду. Нередко Никита приходил к преподобному, чтобы поговорить на духовные темы и помолиться перед иконой Божий Матери. По его примеру и другие крестьяне стали посещать преподобного Леонида. Они узнали о том, что Сама Пресвятая Богородица повелела ему поселиться в их краях и перенести сюда Свою икону, и поняли, что Царица Небесная благоволит к ним. Для святого образа Богородицы была построена часовня.

Некоторое время спустя преподобный Леонид отправился в Ростов, где был рукоположен во священника и получил благословение на постройку храма и монастыря при нем. В 1608 году он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которую была перенесена икона Одигитрии, прославившаяся многочисленными чудесами. В этом ему помогали местные жители.

Постепенно к преподобному Леониду стали приходить люди, желавшие проводить монашескую жизнь. Он с любовью принимал их. Вокруг Введенского храма постепенно возник монастырь.

Поскольку место, где стоял храм, было болотистым, преподобный Леонид задумал осушить его. Невзирая на свои годы (к тому времени ему было уже шестьдесят лет), он в одиночку приступил к делу, с которым смогли бы справиться только несколько молодых и сильных людей. Однажды, когда преподобный Леонид трудился на болоте, копая канал для его осушения, его ужалила змея. Преподобный Леонид испугался и попытался бежать, однако ему помешала сильная боль в ноге. Тогда, понимая, что никто из людей не придет ему на помощь, он стал молиться Богу и Его Пречистой Матери, а затем забылся сном. Во сне он услышал голос: «Не скорби, старче, и не думай бежать, но снова возвратись на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица, и от змеи не будет тебе вреда». Пробудившись, преподобный Леонид снова принялся за работу, не думая о случившемся с ним, в надежде на помощь Божию. Змеиный укус действительно не причинил ему никакого вреда. В память об этом чуде святой Леонид назвал выкопанный им большой канал рекой Недумой (12, 675 – 677). Впоследствии сам он стал именоваться преподобным Леонидом Устьнедумским.

Во Введенской обители преподобный Леонид прожил до глубокой старости. За несколько лет до смерти он задумал перенести ее на другое, более сухое и высокое место – на мыс над Черным озером. Ранее он уходил молиться туда и поставил там крест. Преподобный говорил, что впоследствии на этом самом месте будет стоять монастырь, в котором сам он будет похоронен. Перенесение монастыря на другое место произошло, когда преподобному Леониду исполнилось уже около ста лет. В этом ему помогали как монахи, так и местные крестьяне, в том числе Григорий, сын того самого Никиты Назарова, который некогда уделил преподобному Леониду свою землю для устройства на ней монастыря. 23 мая 1652 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» в новый построенный для нее храм. После этого преподобный Леонид передал управление обителью своему преемнику, а сам стал жить в уединении и безмолвии, покидая свою келью только для посещения храма. Около двух лет спустя, 17 июля 1654 года, он почил о Господе.

Преподобный Леонид был не только основателем монастыря, но и просветителем жившего в тех краях пермского народа (12, 676). Он приводил людей ко Христу не только своими беседами и наставлениями, но и прежде всего примером собственной подвижнической жизни.

Впоследствии основанный преподобным Леонидом монастырь был закрыт. Введенский храм стал приходской церковью. В ней под спудом почивали святые мощи преподобного, а также хранилась колючая и тяжелая власяница, которую он носил при жизни. Преподобный Леонид особенно почитался в Вологодской епархии.

К списку




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.