Святые и святыни

Блаженный Иоанн Сольвычегодский

Память – 28 января/10 февраля

Блаженный Иоанн Сольвычегодский был по происхождению «двинянин» (65, 165). Господь не благоизволил открыть нам, кем были его родители и он сам.

Блаженный Иоанн «имел обычай бегать не только летом, но и в зимние дни в великие морозы в леса дальние на болото Терющино в одной срачице (рубашке) и необутым, босыми ногами. Его же часто видели ездящие в то Терюшино по сено или по дрова». Когда кто-либо из проезжавших людей встречал блаженного, он отбегал в сторону, скрываясь от любопытных глаз. На оклики: «Самсонович! Куда ходил?» – подвижник отвечал молчанием.

Свою рубаху святой Иоанн нередко рвал на мелкие кусочки. «Но и иную досаду творяше телу своему»: выщипывая себе волосы из бороды, он вырывал ее всю и до крови расцарапывал себе лицо. «И тако мучил себя Бога ради, томя плоть свою».

Также блаженный Иоанн добровольно лишал себя сна. Если же он позволял себе немного поспать, то приходил во Введенский монастырь или в соляную варницу и выбирал себе уголок «на напыльнике», в самом дыму и грязи.

Когда блаженного Иоанна чем-нибудь угощали, он садился на пол, вкушал немного пищи и уходил, оставляя посуду с едой на полу. Если кто-то подавал ему милостыню, то он либо бросал ее на землю, либо отдергивал свою руку так, что дары христолюбцев падали на землю. «Нищие же по нем ходили, подбирали это и делили между собою». Так, ради угождения Господу, нес трудный подвиг юродства этот подвижник (65, 166 – 167).

Господь еще при жизни прославил своего угодника даром прозорливости. Вот несколько примеров того, как блаженный Иоанн предвидел «грядущее яко настоящее».

Священник Стефан Извягин, служивший в храме в честь Преображения Господня, был одним из почитателей святого Иоанна. Он разрешил блаженному всегда посещать его дом, а своим домашним велел относиться к юродивому почтительно. Как-то раз, когда блаженный Иоанн зашел в дом отца Стефана, хозяина не оказалось дома. Было уже поздно. Жена священника, собираясь ложиться спать, стала гнать его. «На другой вечер я не приду к вам, – сказал ей блаженный Иоанн, – вы же и посидели бы, да негде». Сказав это, он ушел. Через несколько дней, 25 сентября 1656 года, в Сольвычегодске сильным пожаром было уничтожено множество домов, в том числе и дом священника Стефана, жена которого невежливо обошлась с блаженным Иоанном; Введенский же монастырь, где юродивого охотно принимали, уцелел.

Как-то раз блаженный Иоанн пришел в дом к боярыне Матроне Ивановне Строгановой, вдове, проводившей свою жизнь «в посте и молитве благоугодно». Хотя явился он незваным гостем, хозяйка распорядилась принять его с честью. «Дайте мне яблок, которые лучше всех», – попросил блаженный Иоанн. По приказу боярыни ему принесли самых лучших яблок, однако есть их он не стал и поспешил уйти. Хозяйка и слуги пребывали в недоумении, что бы мог означать поступок юродивого. Спустя несколько дней внезапно заболел и умер внук боярыни Алексей. Тогда «многие в дому том уразумели приход его и прошение яблок, кои лучше всех…»

Посадский человек Афанасий Котов собрался везти в Москву на продажу собольи шкурки. По пути его встретил блаженный Иоанн и спросил: «Почто ты сатану посадил себе в сани по правую руку?» Тогда смысла этого вопроса не понял никто. Вскоре жители Сольвычегодска узнали, что Афанасий, будучи проездом через Ярославль, зарезался.

Московский купец Исидор Иоакимов решил подарить блаженному Иоанну рубашку. Он решил сделать это тайно, по евангельской заповеди: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3 – 4). Поэтому он попросил некоего Исидора Шаньгина, чтобы тот отдал рубашку юродивому как бы от своего имени. Когда Исидор Шаньгин принес блаженному рубашку, тот отказался ее взять: «Не твоя, отдай тому, кто тебе ее дал», – сказал он. «Такой дар прозорливости был дан ему от Бога, что он ведал и сокровенное. Так Господь Бог Своих угодников еще в теле прославляет» (65, 167 – 168).

«Многа же и ина пророчествия глагола блаженный к людем такими же прикровенными речами и неудоборазумными, последи же и сбывахуся» (65, 168).

Блаженный Иоанн предсказал свою кончину. На вопрос архимандрита Введенского монастыря Герасима, где бы хотел он быть похороненным, блаженный Иоанн попросил, чтобы его погребли вместе с другими сольвычегодскими юродивыми – Михаилом, Фомой и Иродионом. При этом он обещал, что, хотя его будут погребать в зимнюю пору, могилу ему выроют без труда. Перед кончиной блаженный Иоанн «со многими слезами» исповедался и причастился Святых Христовых Таин из рук архимандрита Герасима.

28 января 1669 года Иоанн почил о Господе и был похоронен в месте, которое избрал для своего упокоения сам. На погребении его присутствовало множество жителей Сольвычегодска, почитавших усопшего подвижника как святого.

К списку




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.