Святые и святыни

Блаженный Иоанн Сольвычегодский

Память – 28 января/10 февраля

Блаженный Иоанн Сольвычегодский был по происхождению «двинянин» (65, 165). Господь не благоизволил открыть нам, кем были его родители и он сам.

Блаженный Иоанн «имел обычай бегать не только летом, но и в зимние дни в великие морозы в леса дальние на болото Терющино в одной срачице (рубашке) и необутым, босыми ногами. Его же часто видели ездящие в то Терюшино по сено или по дрова». Когда кто-либо из проезжавших людей встречал блаженного, он отбегал в сторону, скрываясь от любопытных глаз. На оклики: «Самсонович! Куда ходил?» – подвижник отвечал молчанием.

Свою рубаху святой Иоанн нередко рвал на мелкие кусочки. «Но и иную досаду творяше телу своему»: выщипывая себе волосы из бороды, он вырывал ее всю и до крови расцарапывал себе лицо. «И тако мучил себя Бога ради, томя плоть свою».

Также блаженный Иоанн добровольно лишал себя сна. Если же он позволял себе немного поспать, то приходил во Введенский монастырь или в соляную варницу и выбирал себе уголок «на напыльнике», в самом дыму и грязи.

Когда блаженного Иоанна чем-нибудь угощали, он садился на пол, вкушал немного пищи и уходил, оставляя посуду с едой на полу. Если кто-то подавал ему милостыню, то он либо бросал ее на землю, либо отдергивал свою руку так, что дары христолюбцев падали на землю. «Нищие же по нем ходили, подбирали это и делили между собою». Так, ради угождения Господу, нес трудный подвиг юродства этот подвижник (65, 166 – 167).

Господь еще при жизни прославил своего угодника даром прозорливости. Вот несколько примеров того, как блаженный Иоанн предвидел «грядущее яко настоящее».

Священник Стефан Извягин, служивший в храме в честь Преображения Господня, был одним из почитателей святого Иоанна. Он разрешил блаженному всегда посещать его дом, а своим домашним велел относиться к юродивому почтительно. Как-то раз, когда блаженный Иоанн зашел в дом отца Стефана, хозяина не оказалось дома. Было уже поздно. Жена священника, собираясь ложиться спать, стала гнать его. «На другой вечер я не приду к вам, – сказал ей блаженный Иоанн, – вы же и посидели бы, да негде». Сказав это, он ушел. Через несколько дней, 25 сентября 1656 года, в Сольвычегодске сильным пожаром было уничтожено множество домов, в том числе и дом священника Стефана, жена которого невежливо обошлась с блаженным Иоанном; Введенский же монастырь, где юродивого охотно принимали, уцелел.

Как-то раз блаженный Иоанн пришел в дом к боярыне Матроне Ивановне Строгановой, вдове, проводившей свою жизнь «в посте и молитве благоугодно». Хотя явился он незваным гостем, хозяйка распорядилась принять его с честью. «Дайте мне яблок, которые лучше всех», – попросил блаженный Иоанн. По приказу боярыни ему принесли самых лучших яблок, однако есть их он не стал и поспешил уйти. Хозяйка и слуги пребывали в недоумении, что бы мог означать поступок юродивого. Спустя несколько дней внезапно заболел и умер внук боярыни Алексей. Тогда «многие в дому том уразумели приход его и прошение яблок, кои лучше всех…»

Посадский человек Афанасий Котов собрался везти в Москву на продажу собольи шкурки. По пути его встретил блаженный Иоанн и спросил: «Почто ты сатану посадил себе в сани по правую руку?» Тогда смысла этого вопроса не понял никто. Вскоре жители Сольвычегодска узнали, что Афанасий, будучи проездом через Ярославль, зарезался.

Московский купец Исидор Иоакимов решил подарить блаженному Иоанну рубашку. Он решил сделать это тайно, по евангельской заповеди: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3 – 4). Поэтому он попросил некоего Исидора Шаньгина, чтобы тот отдал рубашку юродивому как бы от своего имени. Когда Исидор Шаньгин принес блаженному рубашку, тот отказался ее взять: «Не твоя, отдай тому, кто тебе ее дал», – сказал он. «Такой дар прозорливости был дан ему от Бога, что он ведал и сокровенное. Так Господь Бог Своих угодников еще в теле прославляет» (65, 167 – 168).

«Многа же и ина пророчествия глагола блаженный к людем такими же прикровенными речами и неудоборазумными, последи же и сбывахуся» (65, 168).

Блаженный Иоанн предсказал свою кончину. На вопрос архимандрита Введенского монастыря Герасима, где бы хотел он быть похороненным, блаженный Иоанн попросил, чтобы его погребли вместе с другими сольвычегодскими юродивыми – Михаилом, Фомой и Иродионом. При этом он обещал, что, хотя его будут погребать в зимнюю пору, могилу ему выроют без труда. Перед кончиной блаженный Иоанн «со многими слезами» исповедался и причастился Святых Христовых Таин из рук архимандрита Герасима.

28 января 1669 года Иоанн почил о Господе и был похоронен в месте, которое избрал для своего упокоения сам. На погребении его присутствовало множество жителей Сольвычегодска, почитавших усопшего подвижника как святого.

К списку




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».